Никольская Ирина Николаевна
Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Игра :Чей одуванчик улетит дальше?
ЦЕЛЬ: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
ХОД ИГРЫ: Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.
Игра :Снежинки
Публикация «Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох |(не добирая воздуха).
МАТЕРИАЛ: Несколько рыхлых кусочков ваты.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на |снежинку?"
Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Игра :Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок
МАТЕРИАЛ: Воздушный шарик, вертушка, рожок.
ХОД ИГРЫ: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.
Игра :Пузырь
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
ХОД ИГРЫ: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают "пузырь" : наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные "трубочкой" (один на один).
При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят "ф-ф-ф", выдувая воздух в свою "трубочку". Так повторяется 3-4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:
- Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!
Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит:
- Воздух, выходи!
Все дети сбегаются к центру и произносят звук "т-с-с-с-с", изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Игра :Ветерок
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.
МАТЕРИАЛ: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета.
ХОД ИГРЫ: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики - это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:
- Какого цвета листья на дереве? (Зеленого)
- А на этом дереве, какие листочки? (Желтые)
- На третьем дереве, какого цвета листочки? (Красные)
Взрослый дует на "листочки", показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики; проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой. (Расстояние от "листочков" до губ ребенка должно быть около 8-10 см., а также, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды, не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч.
Игра :Паровоз
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания.
МАТЕРИАЛ: Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук "У", и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.
Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука "У" ребенок складывал губы "трубочкой". В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате "паровозиком", и ребенок громко подражает гудку паровоза.
Взрослый читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чууу!
Я далеко укачу-ууу!
(Т. Волгина)
Игра :Осенние листья
ЦЕЛЬ: Обучение плавному, свободному выдоху.
МАТЕРИАЛ: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.
ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит, показывая ребенку ведерко: "Смотри, - ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?" Ребенок отвечает: "Очень красивые листья!"
Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.
"Листья, которые мы собрали, - продолжает взрослый, - упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе". Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Игра :Птицеферма
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.
МАТЕРИАЛ: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.
ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их "голоса". (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т. д.) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"
Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.
Игра "Бабочка, лети!"
ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания и длительности выдоха.
МАТЕРИАЛ:
Две-три бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натянут между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка).
Ход ИГРЫ:
Ребенок сидит на стуле, а взрослый рассказывает: "Посмотри, какие красивые бабочки: красная, желтая, голубая. Как их много. Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать. (Дует на бабочек.) Смотри, полетели! Попробуй и ты подуть! Какая бабочка улетит дальше?"
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.