Арасланова Ксения
Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений
Общеизвестно, что дыхание – это та сила, которая приводит в действие голосовой аппарат. Каким бы совершенным не был наш голосовой аппарат, без дыхания он будет мертв.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.
Публикация «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание:
— обеспечивает нормальное звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
— способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии. как важно следить за дыханием маленьких детей. Если малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами - это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать.
Проверка правильности речевого дыхания:
Правильное речевое дыхание
• Выдоху предшествует вдох через нос
• Плавный выдох
• Во время выдоха губы трубочкой
• Выдох через рот
• Выдыхает, пока не закончится воздух
Неправильное речевое дыхание[/b]
•Надувание щек
•Сжимает губы при выдохе
•Выдох через нос
•Добирает воздух при помощи коротких частых вздохов
•Выдох резкий, толчками
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);
— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
— неправильному использования интонационных средств выразительности;
— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).
Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающейся с соответствующими движениями.
Требования к выполнению речевых упражнений:
— перед началом выполнения упражнений проветрить помещение: воздух в нем должен быть средней влажности;
— одежда не должна стеснять движений;
— не выполнять речевые упражнения после приема пищи;
— упражнения выполнять сидя, стоя или лежа;
— следить за правильным выполнением упражнений (де-ти не должны поднимать плечи и «перебирать дыхание», что влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания, обязательно объясняя детям, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, делать осмысленные паузы при произнесении фраз);
— речевые упражнения ограничивать по времени: длительность их от 30 с до 1,5 мин (можно использовать песочные часы) во избежание утомления ребенка и даже возможного головокружения;
— обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;
— следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Речевые упражнения следует проводить:
— во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;
— организационного момента или физкультминуток;
— после дневного сна;
— в свободной деятельности детей.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходима подготовительная работа, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.
Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.
Для правильного ротового выдоха необходимо соблюдать следующие условия:
— выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
— выдох должен происходить плавно, а не толчками;
— во время выдоха губы складывать трубочкой и не сжимать, щеки не надувать;
— во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос; если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух;
— выдыхать следует, пока не закончится воздух;
— во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения по развитию речевого дыхания следует выполнять в таком порядке:
1) на развитие физиологического дыхания;
2) дыхательные без участия речи;
3) дыхательно-голосовые:
— на материале гласных звуков;
— согласных звуков;
— слогов;
— слов;
— предложений, фраз.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания способствует обучению плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.
Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы.
Приведенные ниже упражнения необходимы для развития сильного плавного ротового выдоха и активизации губных мышц.
Веселые игры на развитие речевого дыхания у детей
1. Игры с музыкальными инструментами – дудочками и губными гармошками. Научите своего малыша играть на гармошке и дудочке, это занятие помогает ребенку контролировать свой вдох и выдох.
2. «Песня ветра». Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.
Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей.
3. «Веселая метелица». Для этого упражнения используются пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта.
Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее — снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.
Упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.
4. Мыльные пузыри. Пускайте вместе с ребенком мыльные пузыри – эта веселая игра помогает ребенку развить длительный и плавный выдох и тренирует мышцы его губ.
5. Воздушные шарики. Шарики можно надувать, можно играть с ними уже надутыми, например, подвесить за веревочку, подбросить вверх и дуть на него, чтобы он не опускался. Можно надутым шариком поиграть в «воздушный футбол» — дуть его друг на друга по столу
6. Упражнение «Звуки вокруг нас».Цель данного упражения - развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы]. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произносить эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.
7. Вата. Очень много игр можно придумать на речевое дыхание с ватой, например:
• накрыть кусочками ваты предмет на картинке и сдувать, «расчищая снег»,
• сделать шарик из ваты и «забивать» — задувать его в ворота из стаканчиков,
• положить маленький кусочек ваты на нос и сдуть его ртом.
6. Цветы. Нюхаем цветочки – можно настоящие, можно нарисованные. Подносим цветок к носику и вдыхаем – неглубокий, но полный вдох: «Как вкусно пахнет цветок!». Кроме этого, на нашем сайте вы можете найти много интересных идей занятий, связанных цветами.
7. Фломастеры для выдувания. Их легко купить и также легко играть. К ним обычно прилагаются трафареты, но можете взять и свои. Прикладываем трафарет и дуем через фломастер – такое занятие очень хорошо развивает сильный и долгий выдох, учит ребенка сознательно регулировать силу и продолжительность выдоха.
8. Игра «Носик-ротик». Учим ребенка различать носовое и ротовое дыхание. Мама показывает нос или рот, а ребенок, смотря на маму, дышит или носиком или ртом. Показываем на нос – ребенок вдыхает и выдыхает носиком, показываем на рот – малыш держит ладошку на расстоянии ото рта и дышит, чувствуя поток воздуха на ладошке. Потом можно усложнить задачу и показывать то рот, то нос (например, вдох — носом, выдох – ртом и наоборот).
9. Игра «Буря в стакане». Очень интересная игра, которую любят все дети (да и мамы – что уж говорить ). Берете стакан с мыльной водой, опускаете в нее соломинку и дуете в нее – чем сильнее и дольше малыш дует, тем больше и выше получается пенная шапка на стакане. Очень полезно для развития правильного дыхания (вдох – через носик и долгий выдох через рот).
10. Игры на улице с подручными материалами. В зависимости от времени года, можете поиграть для развития речевого дыхания в разные игры, например:
• дуть на одуванчик (помните игру «Дед или баба»,
• растопить дыханием снежинки на ладошке,
• сдувать осенние яркие листочки, делая листопад,
• одна из любимых игр – находить божью коровку и дуть на нее, читая стишок:
«Божья коровка,
Лети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого».
Данные речевые упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на четкость дикции и в целом на речь детей.
Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Кроме того, они укрепят здоровье ребёнка, повысят его умственные способности, и правильно сформировать дыхание ребенка.
Список использованной литературы.
1. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Изд. 2-е. - Р-н/Д: Феникс, 2003. - 416 с.
2. Ткаченко Б. И. Нормальная физиология человека. - 2-е изд. - М. : Медицина, 2005. - 928 с.
3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л. С. Волковой.? 5-е изд.? М. : Владос, 2008. - 703 с.
4. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн.? Кн I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч.? Ч. 2.: Ринолалия. Дизартрия. : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. / Шаховская С. Н. и др. ; под ред. Л. С. Волковой.? М. : Владос, 2006.? 303 с.
5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. “Логопедия”. - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с. : ил.
6. Вербовая Н. П., Головина О М., Урнова В. В. Искусство речи.? М., 1977.
7. Кочеткова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельников