Мария Торбеева
Картотека игр для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Причин этому много, но одна из них может быть устранена родителями самостоятельно – это неправильное речевое дыхание. Далее приведены простые игры и упражнения, в которые можно поиграть в свободное время или совместить их с каким-нибудь делом. Данный материал может быть использован в качестве информационной листовки для родителей, как игровое пособие, стать одним из блоков родительской встречи в ДОУ или найти применение в работе логопеда.
Игра «Подуем в трубочку»
Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Публикация «Картотека игр для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Описание. Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.
Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Игра «Отгадай, что за овощ»
(игры на кухне)
Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.
Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.
Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.
Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.
Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.
Игра «Отгадай, что за фрукт»
(игры на кухне)
Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.
Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.
Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.
Игра «Приятный запах»
Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.
Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.
Описание. Рекомендуется для детей от 3х лет. Дети нюхают и на выдохе произносят: «Я узнал! Это …»
Игра «Задуй ватку в "ворота"»
Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.
Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.
Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попа-дания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.
Игра «Буря в стакане»
Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.
Оборудование: стакан с водой, соломинка.
Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.
Игра «Погудим!»
Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.
Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.
Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.
Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть само-стоятельно.
Игра «Лодочки»
(игры в ванной комнате)
Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.
Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.
Описание. Ребенок сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха.
Игра «Лети, самолетик!»
Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.
Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.
Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.
Игра «Надуй игрушку»
Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.
Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.
Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.
Игра «Загадай желание»
Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.
Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.
Описание. Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.
Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом ребенок может загадать желание.
Игра «Лестница»
Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.