Самойлова Надежда
Картотека игр для подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка№1
«Что в корзинку мы берем».
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Публикация «Картотека игр для подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Карточка№3
«Природа и человек».
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Карточка№5
«Что было бы, если из леса исчезли…».
Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Карточка№7
«ФОТОГРАФ»
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Первый вариант: «Хорошо ли я фотографирую».
Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаё т детям вопросы:
Что «сфотографировала» «камера»?
Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
Второй вариант: «Мгновенная фотография».
Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).
Карточка №9.
«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
• медведи любят есть тигров
• у березы весной бывают сережки
• слоны не умеют плавать
• дельфин – это животное, а не рыба
Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
Карточка №11.
«ПОВТОРИ»
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
Карточка №13.
«НЕ ПРИРОДНАЯ ТРОПА»
Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .
Воспитатель намечает «тропу» в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по «тропе», посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.
Карточка №15
«ЦЕПОЧКА»
Цель: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа:
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера.
Карточка №17.
«МАЛЬЧИК НАОБОРОТ»
Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.
Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы.
Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить, почему.
Карточка№23
«РАМОЧКА»
Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даё т задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня
«ЗВУКИ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Воспитатель даё т задание:
«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаё т детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев) .
Карточка №20.
«ЦЕПОЧКА»
Цель: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа:
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера.
Карточка №22.
«4 ВРЕМЕНИ ГОДА»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
Карточка №26.
«ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:
Какой овощ ты изображаешь?
Почему ты выбрал именно этот овощ?
Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»?
Карточка№28
«Экологи».
ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о природе.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы:
1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2. Для чего природе нужны хищники?
3. Что такое красная книга и для чего она нужна?
4. Для чего люди создают заповедники?
5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
и так далее.
Карточка №30
«Если бы ты был бабочкой».
Воспитатель. (обращается по очереди к разным детям).Помнишь мы наблюдали за бабочками? Какие они были красивые, разноцветные!
Весна. В корке одного из дерева лежит куколка-личинка бабочки. Пригрело солнышко, из куколки вылезла бабочка, погрела на солнышке свои крылышки, расправила их и полетела в неведомый для нее мир.
А теперь представь, что это бабочка - ты. Каким тебе представляется мир, в который ты попал в первый раз?
Расскажи, каким был твой первый день в солнечную погоду, дождливую? А в ветреный день?
Прекрасный солнечный день. Ты на лугу, где много цветов с таким запахом, что кружится голова, и вкусный нектаром. Вокруг тебя множество насекомых: комаров, пчел, жучков, стрекоз, шмелей и других бабочек. Как ты думаешь, найдешь ли ты на этом лугу себе друзей? С кем бы ты хотел подружиться? Почему? Тебе весело, радостно? От чего? Но вот налетел ветер, началась гроза. Ветер сорвал тебя с цветка и понес вдаль. Такую слабую беспомощную. Что ты чувствуешь в этот момент? Ветер принес тебя в лес. Между ветками большого куста сплел свою паутину паук. Порыв ветра бросил тебя именно на эту паутину. Ты пытаешься вырваться, но еще больше запутываешься в ней. Что ты чувствуешь, когда опасность так близко? Какое счастье, что тебе все-таки удалось вырваться! Ты полетела быстрее прочь от страшного места на полянку. Только с легкостью вздохнула, как увидела детей, которые бегают по полянке с сачками ловят бабочек. Если бы ты умела разговаривать, что бы ты им сказала? Ты такая красивая, изящная, нежная. Так и хочется взять тебя в руки и поближе рассмотреть. А почему тебя нельзя брать в руки? Чего бы ты больше хотела: стать куколкой- личинкой или остаться бабочкой? Почему? Спасибо тебе, бабочка, за беседу. А теперь превращайся в ребенка. Что ты понял, когда был бабочкой?
Карточка№32
«ПЧЕЛА ЗАЩИЩАЕТСЯ ВЫНУЖДЕНО»
Воспитатель, (обращается к одному ребенку). Мне очень хотел побольше узнать о жизни пчел. Давай поиграем? Ты будешь пчелкой, а я буду брать у тебя интервью, как журналист. Пчелка, когда ты летаешь над цветами, то все время жужжишь. Так ты поешь или разговариваешь с другими? А о чем ты с ними разговариваешь?
Целый день ты трудишься, чтобы набрать побольше нектара. Как ты себя чувствуешь вечером? В какую погоду тебе хочется радоваться, танцевать?
Представь, что ты собираешь нектар, но вдруг налетел сильный ветер, пошел дождь. Большие капли бьют тебе по нежным крылышкам, мохнатому тельцу. Холодно, мокро. Что ты испытываешь в этот момент? Ты трудилась за целый день и легла спать. А утром, проснувшись очень рано, увидела на лугу скосили всю траву и цветы. Что бы ты делала? Что чувствовала?
Ты целое лето трудилась, собирая нектар и перерабатывала его в мед. Ведь если не будет меда, то зимой вся семья погибнет, мать-пчела не сможет выкормить маленьких пчелок. Но вот пришел человек вынул все соты и забрал себе, ничего не оставив. Что бы ты хотела сказать такому человеку?
Расскажи, какую пользу приносит мед. Почему ты жалишь? Что ты испытываешь, когда это делаешь? Как предупреждаешь окружающих, что подходить очень близко к тебе и брать в руки нельзя? Расскажи мне о своем наряде. Почему он такой яркий?
Как человек мешает тебе жить, или помогает? Что было бы, если бы тебя не стало в природе? На кого из своих собратьев ты похожа? Спасибо тебе пчелка за интервью. Теперь я знаю, что пчелкам надо помогать, оберегать их. Они очень нужны человеку и природе.
Карточка№34
«Ты маленькое дерево».
Воспитатель: Недавно мы гуляли по улицам нашего города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных и старых. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер их не сломал. (Далее обращается к одному ребенку). Представь себе, что ты - молоденькое слабенькое деревце с нежными зелеными листочками, тонким стволом и тоненькими веточками. Всякий может обидеть малыша. Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажи об этом ветру- озорнику. Давай я пожалею твой пальчик- веточку, наложу повязку.
Выглянуло теплое весеннее солнышко, пригрело тебя. Какое у тебя настроение? Что ты хочешь сказать солнышку? Пошел холодный дождь с градом, который повредил молодые листочки. Как ты себя чувствуешь? Как тебе можно помочь? Снова выглянуло солнышко.
Прилетела красивая бабочка и села на веточку. Ты рад бабочке? Опиши ее. О чем бы ты с ней поговорил? О чем спросил бы ее? Бабочка может отложить на твоих листочках яички, из которых появятся прожорливые гусеницы. Будешь ли ты прогонять бабочку? Кого позовешь на помощь, если появятся гусеницы?
Мимо прошел мальчик. Сорвал веточку, чтобы подарить ее маме. Как ты к этому отнесешься? Правильно ли он поступил? Расскажи, что ты чувствуешь, когда он ломает веточку.
Хотелось ли тебе расти в каком-то другом месте? Почему? Какую пользу ты приносишь в городе?
Мы будем заботиться о молодых деревцах, потому что они нуждаются в нашей защите, и никогда не будем ломать ветки.
Карточка№36
«Представь себя маленьким червячком».
Воспитатель: (обращается к одному ребенку). Представь себе, что ты дождевой червячок, который после дождя вылез на дорожку и лежит беззащитно на ней. На улицу выбежали дети. Они стали внимательно тебя рассматривать, наблюдать, кК ты передвигаешься. Другие унесли тебя с асфальтовой дорожки на землю, чтобы ты опять уполз в норку. А третьи начали давить червяков ногами.
Как ты себя чувствуешь в этот момент? К какому ребенку ты хотел бы попасть? Что бы ты хотел сказать детям? Ты такой маленький. Не страшно тебе в таком огромном мире? Ты живешь под землей. С кем ты там дружишь? Кого боишься? Кто твои враги? Какую погоду ты больше всего любишь?
Я желаю тебе, червячок, что бы никто и никогда тебя не обижал, чтобы все твои мечты сбылись. А теперь превращайся скорее в ребенка и всегда защищай слабых и маленьких.