Кириллова Тамара
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»
г. Данков
Картотека
наблюдений на прогулке на сентябрь
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2019 г.
Осень.
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Публикация «Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осенние прогулки и наблюдения
- Подготовительная группа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Сентябрь
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы
(гуси, утки, журавли) улетают в тёплые края).
№ 1. Наблюдение: сентябрь – вересень, желтень, хмурень.
Познакомить с поэтическими народными названиями сентября. Воспитывать экологическое сознание, любовь к природе.
В старину сентябрь называли вересень, желтень, хмурень.
Вересень – потому, что в эту пору цветёт невысокий вечнозелёный кустарник вереск.
Желтень – так как основной цвет сентября жёлтый. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.
А ещё сентябрь величают хмурень за то, что утро хмурое и рано начинает темнеть.
Сентябрь переменчив и капризен: то порадует ясными, погожими днями, то засвистит ветром, то прольётся дождём.
№ 2. Наблюдение: сентябрь-рябинник.
Познакомить с одним из поэтичных названий сентября, с целебными свойствами ягод рябин, использованием её древесины, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
- Как называются плоды рябины? (Ответы детей: ягоды)
Ягоды рябины на вкус горькие и терпкие, но именно в сентябре рябина становится вкусной и сладкой. Я сорву гроздь ягод и дам вам попробовать.
- Какими на вкус показались вам ягоды рябины? (Ответы детей: не понравились, горькие на вкус).
Запомните, что по урожаю рябины можно предсказывать погоду. Если рябины много, то осень будет дождливая, а зима – холодная. Если рябины мало, то осенью будет мало дождей.
- Давайте и мы попробуем определить, какими будут осень и зима. (Ответы детей: ягод много, осень будет дождливой, а зима холодной).
Пройдёт время, и мы убедимся, правильный ли прогноз мы составили на осень и зиму.
На Руси рябину особо почитали. Этому замечательному дереву наши предки посвятили особенный день, который в народе называют днём «Петра-Павла-Рябинника», и приходится он на 23 сентября, когда созревают яркие ягоды рябины. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов.
Ягоды рябины помогают людям от многих болезней. Ими лечат печень, почки, мочевой пузырь, давление.
Из рябины получаются вкусный квас, варенье, повидло.
Древесина рябины ценится в столярном деле, хорошо блестит и полируется, из неё изготавливают мебель, поделки, паркет.
Можно сказать, что дерево рябины с красными гроздьями зимой становится природной столовой для зимующих птиц.
№ 3. Наблюдение: бабье лето.
Формировать правильное представление об окружающем мире, желание изучать природу и основные законы её развития; помочь выявить закономерную связь явлений в природе; использовать природное окружение как средство экологического окружения.
В середине сентября к нам ненадолго возвратилось почти летнее тепло. Пригревает ласковое солнце, небо опять стало светло-голубым, а воздух прозрачным. Но утром, когда вы шли в детский сад, было довольно свежо. Посмотрите, какими нарядными и праздничными стоят деревья! Вот такие тихие, тёплые, солнечные дни, как сегодня, называют бабьим летом. С давних времён бабье лето считается лучшей порой осени, ведь все ждут и любят его тепло, хотя оно и прощальное.
Бабье лето, бабье лето
Словно соткано из цвета
Ярко-красного ранета
Жёлто-голубой поры.
Бабье лето, бабье лето
Дождь холодный скрылся где-то,
Все опять дают советы,
Как укрыться от жары. (Ю. Карпов)
Бабье лето – период до трех недель с теплой погодой, который наступает осенью. В это время года погода стоит сухая с высокой температурой воздуха. Бабье лето приходит в основном после холодного периода и продолжается 1-2 недели. В древней Руси в календарях того времени бабье лето разделялось на 2 части. Молодое бабье лето приходилось на пору с 28 августа по 11 сентября. А также старое бабье лето, которое начинается 14 и заканчивается 24 сентября. Люди подмечали, что если сохраняется теплая погода на молодое, тогда на старое бабье лето – испортится и наоборот. Позднее название бабье лето осталось и привязалось к осеннему теплому времени, к такому, как сейчас.
№ 4. Наблюдение: изменения в растительном мире.
Наблюдение за изменениями в неживой природе осенью и связанными с ними изменениями в состоянии деревьев, кустарников и травянистых растений; наблюдать за осенними событиями в окружающей среде, обратить внимание на красоту осенней природы, необходимость бережного отношения к ней.
В сентябре стало заметно прохладнее.
Ветер с дождём прибивает пожелтевшую траву.
Дети обращают внимание на берёзы и липы: именно у этих деревьев уже появились жёлтые листья.
На деревьях и кустарниках появились плоды: красная рябина, калина, бузина.
№ 5. Наблюдение за солнцем.
Обратить внимание на солнце, которое ещё ярко светит. Видны кучевые облака. Пронаблюдав за солнцем, сделать вывод о существенном изменении пути солнца: солнце уже не поднимается так высоко, как поднималось летом и уже не греет так, как грело летом. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.
№ 6. Наблюдение за семенами и плодами.
Предложить рассмотреть плоды и семена клёна, дуба, берёзы, вяза, лиственницы.
Рассмотреть плод клёна, состоящий из двух частей. Каждая имеет крупное крыло, поэтому плод называют двукрылаткой. Пронаблюдать, как двукрылатка падает с дерева. Когда созревает, она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая её, далеко относит от дерева. Взять плод, вынуть семя, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева (там видны миниатюрные зелёные листики).
Большие, тяжёлые плоды дуба – жёлуди падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» их перенесут. Белки, птицы, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и разнесут их норам и дуплам.
Мелкие орешки берёзы имеют два прозрачных крылышка по бокам.
Орешек вяза лежит в середине небольшого круглого опущенного крыла.
А светло-коричневое семечко лиственницы расположилось с краю похожего на парус крылышка.
Сравнить семена деревьев и кустарников.
№ 7. Наблюдение за паучками.
Познакомить детей с жизнью паучков осенью. Дать знания, что паучки полезны.
В тёплый погожий день ранней осени трава как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба видны тончайшие нити.
Предложить присмотреться, откуда берётся паутина? Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Поток тёплого воздуха подхватывает довольно длинную нить, и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья или засохшую траву, и спит там до весны.
Предложить рассмотреть паучка через лупу: как он выпускает нить, подбегает к месту её прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.
Напомнить детям, что паучки полезные, не надо им мешать: пусть летят на новое место.
№ 8. Наблюдение за воробьями
Рассказать, что воробьи питаются разнообразной пищей. Своих птенцов кормят насекомыми. Осенью они переходят на другой корм – зерно, крошки.
Обратить внимание на расцветку перьев у воробьёв (она разная). Воробьи с полоской на крыле живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.
Познакомить детей с народной приметой:
Воробей в песке купался,
Чистил перышки с утра,
А народ все удивлялся:
«Быть дождю? Так ведь жара!»
Ведь примета есть такая:
«Воробей в пыли купается»,
Каждый житель точно знает:
Дождь сегодня намечается!
Предложить проверить эту примету.
№ 9. Наблюдения за деревьями.
Продолжать знакомить детей с изменениями в растительном мире ранней осенью.
Становится мало солнечного света и тепла для растений, и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, красной.
Обратить внимание на деревья на участке. Что изменилось?
Скажите, на каких деревьях листья только красные? (Рябина, осина, клён).
У каких деревьев листья желтеют? (Берёза, вяз, липа, дуб).
Какие деревья стоят зелёными? (Ель, сосна).
Обратить внимание детей на красоту отдельных деревьев.
№ 10. Наблюдение за птицами.
Обратить внимание детей, что в начале осени птицы собираются в стаи и улетают на юг.
В начале осени, когда становится мало насекомых, улетают ласточки и стрижи. Другие птицы меняют корм, охотно поедая ягоды, плоды и зерно.
Каждый вид птиц кормится на своих излюбленных местах: чечётки кочуют по берёзам; щеглы любят клевать репейник по пустырям и огородам. Синичьи стаи можно встретить повсюду.
Вспомнить, чем питались птицы летом, чем кормили птенцов.
№ 11. Наблюдение за отлётом журавлей.
Дать детям знания, что во время полёта перелётные птицы придерживаются определённого порядка.
Самый красивый и строгий порядок у журавлей. Они летят клином (углом, двумя расходящимися назад рядами с длинными вытянутыми шеями. Впереди – вожак. Иногда людям удаётся увидеть, как вожак меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.
Предложить разучить стихотворение М. А. Познанской «Журавли».
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут,
Забирают в тёплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!
Только я тужить не стану,
А весною встречу их.
№ 12. Наблюдение за туманом.
Познакомить с причинами появления тумана; показать различные способы образования тумана.
В сентябре часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе.
- Как вы думаете, что такое туман? (Это облако у поверхности земли)
- Когда образуется туман? (По ночам и рано утром)
- Где можно наблюдать туман? (Над водоёмом: рекой, озером, морем, в низинах).
- В какое время года чаще всего образуется туман? (Осенью и зимой, так как воздух в это время года охлаждается быстрее, чем земля и вода).
- Какой вред туман приносит людям? (Ухудшается видимость, увеличивается количество аварий на дорогах).
- Можно ли получить туман самим? (Да. С помощью опыта).
№ 13. Наблюдение: воздух.
Организовать экспериментальное подтверждение интуитивных представлений детей о том, что можно ли воздух увидеть, услышать и потрогать.
Предложить детям опустить камешек в воду и посмотреть, как вокруг появятся пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.
Предложить детям подставить руку под струю выходящего воздуха из надувного шара. Его можно почувствовать.
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Солнце нагревает воздух.
№ 14. Наблюдение за небом и облаками.
Учить детей наблюдать за облаками, вспомнить, от чего зависит движение облаков. Предложить рассмотреть облака и представить, на что они похожи. Напомнить, что в пасмурные дни облака называют тучами, из них обычно идёт дождь.
Облака состоят из маленьких капелек воды или кристалликов льда.
Облака бывают разные. В солнечный день ранней осенью, как сегодня, высоко в небе видны перистые облака. Они похожи на кружево и кажутся лёгкими, как пёрышки.
Ниже проплывают кучевые облака, которые напоминают снежные горы или башни.
А в пасмурный день покрывают всё небо серые слоистые облака. Они висят низко над землёй. Иногда облака темнеют и становятся грозовой тучей.
Плыл по небу пароход,
Превращаясь в самолет,
А потом в медведя,
На маленьком мопеде.
Через несколько минут -
Это был уже салют.
Таял в небе он пока,
Я смотрела на облака. (Буданова Л.)
№ 15. Наблюдения за домашними животными.
Продолжать знакомить детей, как животные готовятся к зиме.
На прогулке могут встретиться домашние животные (кошки, собаки). Обратить внимание на то, что шерсть у них стала гуще (произошла линька). Вспомнить, что у диких животных тоже произошла линька, но поменялась не только густота, а ещё и цвет (заяц, белка).
№ 16. Наблюдение за листопадом.
Дать знания, что листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы. Помочь детям сделать вывод, почему облетают листья.
Предложить понаблюдать, как опадают листья, прислушаться, как они шелестят. Вдохнуть запах вянущей листвы. Вспомнить, какие были листья на берёзе и других деревьях летом.
Жёлтые листья на деревьях – сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?
Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому и начинается листопад.
Подвести детей к ели или сосне и рассказать, почему эти деревья всегда зелёные. Хвоя – это те же листья, но видоизменённые.
Рассмотреть деревья, которые остаются долго зелёными (дуб, сирень).
Предложить собрать различные листья для украшения группы.
№ 17. Наблюдение за дождём.
Продолжать знакомить детей с причинами образования дождей.
Я хочу вам напомнить, почему идёт дождь.
Это очень сложный и длинный процесс. Сначала солнце согревает землю, и вода с поверхности рек, озёр и океанов испаряется и превращается в водяной пар (как в кипящем чайнике). Этот пар поднимается вверх и остывает, так как температура там ниже, чем на Земле.
Туча полностью состоит из маленьких капелек воды. Капельки внутри тучи собирают всё больше и больше влаги. Наконец, капли становятся такими большими и тяжёлыми, что не могут удержаться в воздухе и падают на землю в виде дождя.
- Подумайте, как мы догадываемся, что скоро пойдёт дождь? (Ответы детей: скрылось солнце, появились серые дождевые облака, поднялся ветер.)
Обратить внимание детей, что теперь после дождя холодно и неприятно. По лужам босиком не побежишь, как летом.
№ 18. Наблюдение за ветром.
Закрепить знания детей, что движение воздуха – это ветер.
В пасмурную погоду дуют ветры, становится холодно. Отметить, какой сегодня ветер: сильный или слабый. Обратить внимание, как качаются ветки деревьев на ветру. Определить направление ветра с помощью ленточки или ветряных игрушек.
№ 19. Наблюдение: насекомые осенью.
Расширять и систематизировать знания детей о жизни насекомых осенью.
Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.
Идёт осень. Вы уже знаете, как деревья и травянистые растения готовятся осенью к наступлению зимы: сбрасывают листья и заканчивают жизненный цикл. У вас есть знания о жизни диких животных осенью, которые меняют шубки и запасают еду, чтобы пережить суровую зиму. Настало время поговорить о насекомых, о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.
Конечно, каждый из вас уже знает, что многие бабочки, жуки, мухи, кузнечики и другие насекомые откладывают яички. Их можно увидеть в щелях коры деревьев, на внутренней стороне листьев, под старыми досками. Взрослое насекомое, отложив яйца, само погибает.
Некоторые бабочки, жуки забиваются в норки, щели, под кору деревьев и там зимуют. Другие насекомые превращаются к зиме в куколки, чтобы пережить зиму.
№ 20. Наблюдение за вороной.
Продолжать закреплять знания о зимующих у нас птицах.
Рассмотреть ворону, обратить внимание, что крупная птица с чёрными перьями, с длинным крупным клювом. Сравнить ворону с воробьём, чем похожи и чем отличаются.
№ 21. Наблюдение: лужа.
С помощью экспериментальной деятельности познакомить с процессом очистки воды.
Следы осеннего дождя заметны всюду: доверху налитые дождевой водой выбоины и канавы далеко виднеются в траве и на дороге.
- Почему на улице лужи? (Ответы детей: недавно прошёл дождь).
- Какой водой наполнены лужи? (Ответы детей: дождевой).
- Можно ли лужу назвать водоёмом? (Ответы детей: нет, нельзя).
- Почему лужа не является водоёмом? (Ответы детей: водоём - это хранилище воды, а лужа высохнет, от неё не останется никакого следа).
- Давайте выберем лужу, за которой будем вести наблюдение. (Дети выбирают лужу).
- Давайте мелом очертим её по контуру для дальнейшего наблюдения, чтобы узнать, как и когда она высохнет.
- Какая вода в луже – прозрачная, мутная? (Ответы детей: прозрачная).
- Как можно определить прозрачность воды? (Ответы детей: надо бросить в лужу любой предмет, в прозрачной воде предмет будет хорошо виден).
- Возьми каждый в руку маленький камешек и бросьте в лужу.
- Виден ли вам ваш камешек? (Ответы детей: виден).
- Чистая ли вода в луже? (Ответы детей: вода грязная).
- Можно ли её использовать для питья? (Ответы детей: нельзя)
Я познакомлю вас со способом очистки воды из лужи с помощью простейшего очистительного устройства – фильтра из бумажной воронки и тряпочки. Запомните, что тряпочку можно заменить бумажной салфеткой.
При помощи маленькой ёмкости дети переливают воду из лужи в другую прозрачную ёмкость через фильтр.
- Теперь можно сравнить воду из лужи и отфильтрованную воду из этой же лужи. Сравните.
- Как вы считаете, есть ли различие? (Ответы детей: различие в воде есть, потому что фильтрованная вода чище, чем вода из лужи, которую не фильтровали).