Анна Хлынова
Картотека игр для детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и игровых упражнений
для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
1. Грибочки на полянке (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, пространства и ориентировка в нем, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
2. Лабиринт (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие - восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
Публикация «Картотека игр для детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
3. Графический диктант (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие - восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
4. 4-й лишний (развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет? Почему?
5. Установление последовательности событий (развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
* Разложи картинки по порядку : что было сначала, что потом и чем все закончилось.
* У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка-это начало рассказа, есть продолжение и окончание. Покажи, где начало твоего рассказа. Расскажи, какой рассказ ты придумал
6. Развитие мышления Е. А. Стребелева
7. Найди отличия (развитие мышления, сенсорное развитие - восприятие пространства и ориентировка в нем).
8. Классификация (развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
9. Найди похожую КРО Е. А. Стребелева (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, развитие мышления).
карточки : круг, квадрат, треугольник на столе перед ребенком. Дефектолог обращает внимание ребенка на эталон-образец: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг, а здесь вот такая (квадрат)». Затем показывает первый предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга, на эту (показ квадрата) или на эту (показ треугольника?» После того как ребенок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь клади рядом». Затем вынимает следующий предмет (другой формы, и вся процедура повторяется. В дальнейшем дают возможность разложить картинки самому ребенку, его просят: «А теперь разложи все картинки, смотри внимательно».
10. Найди мальчика С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – таблица 33 (развитие мышления).
В верхней части таблицы нарисован мальчик. Внизу он изображен в окружении детей. Исследуемому ребенку дают задание: «Найди среди детей мальчика, который нарисован в верхней части таблицы». Задание может быть выполнено в том случае, если ребенок сумеет выделить и удержать в памяти внешние признаки мальчика, которого надо найти в нижней части таблицы.
11. Найди пару КРО Е. А. Стребелева (сенсорное развитие-восприятие цвета/цвета/формы, развитие мышления).
Взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскладывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрослого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точно так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлагают две другие карточки. В случае затруднений проводится обучение.
12. Цветные столбики (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
13. Цветные рамки-вкладыши с фигурами (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
14. Статическая координация движений (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики).
*ладонь со сближенными пальцами
*ладонь с разведенными пальцами
*«Улитка»
*«Зайчик»
*«Коза»
*«Кольцо»
15. Динамическая координация движений (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики).
*«Пальчики здороваются» (с 4 лет)
правая рука
левая рука
обе руки одновременно
*«Игра на рояле» (с 5 лет)
1-5, 2-4, 5-1, 4-2
правая
левая
обе руки
1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1 правая
левая
обе руки
*Кулак – ладонь – ребро
правая рука
левая рука
*Чередование движений (правая рука – ладонь, левая – кулак)
16. Мозаика (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления).
17. Шнуровка (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
18. Узел завязывание/развязывание (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления).
19. Куклы пришли с прогулки КРО Е. А. Стребелева стр. 62 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления).
К детям приходят куклы и просят помочь им раздеться, так как они не умеют расстегивать пуговицы. Педагог помогает расстегивать пуговицы на пальто, на кофте. Куклы радуются, благодарят.
20. Нанизывание бусин (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, развитие мышления).
21. Пирамидка (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие - восприятие цвета/формы/величины, развитие мышления).
22. Рисование по точкам (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
23. Почтовый ящик (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, тактильное, развитие мышления).
24. Ведро-сортер (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, тактильное, развитие мышления).
25. Доски Сегена (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, развитие мышления).
26. Рамки – вкладыши (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
27. Раскрашивание (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
28. Вырезывание (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие формы/величины, развитие мышления).
29. Дорисуй (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие формы/цвета/величины, развитие мышления).
30. Цветовые сортеры (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления).
33. Сделай картинку - Блоки Дьенеша (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
34. Найди шкафчик С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – таблица 1 (сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
Перед ребенком кладут картинку (табл. 1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».
35. Группировка по цвету С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – таблица 2 (сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.
36. Найди полотенце С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – таблица 3 (сенсорное развитие-восприятие формы, развитие мышления).
Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме. Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и назы-вать геометрические фигуры.
37. Подбери по размеру С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – таблица 5 (сенсорное развитие-восприятие величины, развитие мышления)
Перед ребенком кладут левую часть таблицы с изображением четырех предметов и просят положить рядом соответствующие предметы, одинаковые по величине. Задание можно усложнить, дать не только большие предметы, показать маленкий гриб, большой дом. Предварительно представленные изображения из правой части таблицы вырезают и наклеивают на картон.
38. Д/И «Большой – средний – маленький» (сенсорное развитие-восприятие величины, развитие мышления).
39. Разрезные картинки (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-формирование целостного образа предмета, развитие мышления).
40. Кого нарисует художник? Узнавание СИЛУЭТНЫХ изображений - пунктирная линия (сенсорное развитие-формирование целостного образа предмета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
41. Что зачеркнул малыш? Узнавание перечеркнутых изображений (сенсорное развитие-формирование целостного образа предмета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
42. Загадки художника. Узнавание НАЛОЖЕННЫХ изображений - фигуры Поппельрейтора (сенсорное развитие-формирование целостного образа предмета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
43. Отгадай, что это? Узнавание НЕДОРИСОВАННЫХ изображений (сенсорное развитие-формирование целостного образа предмета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
44. Коврики Равенна (сенсорное развитие-восприятие цвета, формирование целостного образа предмета, развитие мышления).
45. Бросай шарики Е. А. КРО Стребелева стр. 49 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие формы).
Педагог обращает внимание детей на коробку с различными шариками и говорит о том, что их надо все бросать в корзину, показывает, как это надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию. В ходе действий ребенка с шариками педагог сопровождает их речевыми высказываниями: «Берем так – в руку, потом – бах, в корзину. Молодец!»
46. Конструктивная деятельность – построй по образцу/самостоятельно/поиграй (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы/величины, пространства и ориентировка в нем, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
47. Плыви, рыбка! КРО Е. А. Стребелева стр. 49 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, ознакомление с окружающим миром).
Педагог обращает внимание детей на ведерко с рыбками, говорит: «В ведерке – рыбки. Их надо бросить в воду». Берет одну рыбку и бросает в бассейн: «Плыви, рыбка!». В ходе действий ребенка с рыбками педагог сопровождает речевыми высказываниями: «Берем рукой рыбку, потом бросаем ее в бассейн. Молодец!».
48. Поймай мяч КРО Е. А. Стребелева стр. 49 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие формы).
49. Переложи игрушки КРО Е. А. Стребелева стр. 50 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/величины).
Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом подносе, лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же. При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос, который переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
50. Прокати шарики через воротца КРО Е. А. Стребелева стр. 51 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие- пространства и ориентировка в нем).
Педагог садится у одного края стола, ребенок напротив у другого. Между собой и ребенком он ставит воротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно.
51. Разложи шарики (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, развитие мышления).
52. О/И «Карточка-предмет» по методике Г. Домана (сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
Педагог кладет картинку на свой стол, просит ребенка дать такой же предмет, не называя его. Ребенок выбирает предмет.
53. Мозаика-сортер (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
54. Пересыпание фасоли/зерен из пиалы в пиалу, пересыпание ложкой (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, ознакомление с окружающим миром).
55. Д/И «Цветные палочки» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета, пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
56. Покатай матрешек КРО Е. А. Стребелева стр. 55 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, ознакомление с окружающим миром).
Ребенку дают четыре матрешки. Педагог складывает свою матрешку, показывает ее детям, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем сажает матрешку в машину, катает ее, подвозит машину к столам детей и спрашивает : «А ваши матрешки хотят покататься?» Предлагает детям собрать своих матрешек и покатать их. Дети собирают матрешек и играют с ними, сажают их в машину. Педагог катает их, а затем прощается с детьми и увозит машину.
57. Рыбка, плыви! КРО Е. А. Стребелева стр. 55 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики).
Педагог говорит, что сейчас они поиграют ручками: «У вас ручки смелые и умелые, они умеют многое». Педагог соединяет обе ладони, кладет их на стол перед собой и выполняет движения то в правую, то в левую сторону. При этом он говорит: «Посмотрите на мои руки. Я соединил (а) ладони вместе – и получилась рыбка, она плывет. Вот так, плыви, рыбка! Теперь вы соедините обе ладони и делайте, как я. Рыбки, плывите!». При затруднении используются совместные действия.
58. Каждому пальчику – колечко Су-Джок (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики).
Педагог сообщает детям, что они будут играть с колечками. Показывает детям красивую коробочку, открывает ее и достает оттуда красивое колечко, одевает его на палец – на мизинец. При этом педагог говорит: «Вот это колечко – мизинцу». Затем раздает детям коробочки и предлагает им открыть их, достать одно колечко, надеть его на мизинец. Далее педагог просит детей выполнять задания по подражанию: надевать колечки на каждый палец. При надевании колечка взрослый называет каждый палец: «Безымянный, средний, указательный, большой».
59. Игры Су-Джок (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики).
60. Будь внимательным! КРО Е. А. Стребелева стр. 56 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления).
Детей сажают за столики и предлагают поиграть в игру с ручками. Педагог говорит: «Наши ручки умеют стучать, как молоточки», – сжимает одну руку в кулак и стучит ей по столу, говорит: «Тук-тук!» А другой рукой выполняет другое движение – ладонь кладет на стол и говорит: «Хлоп-хлоп!» Затем педагог меняет действия рук и предлагает детям делать так же.
61. Поезд КРО Е. А. Стребелева стр. 55 (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики).
Педагог сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения – «вагончики поехали». Постепенно он ускоряет темп постукивания и приговаривания, побуждая детей делать то же.
62. Поймай червячка (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики).
Дети ловят червяков магнитной удочкой в рисе.
63. Найди пару – мемори (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
64. Р/И «Времена года» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
65. Р/И «Овощи, фрукты, ягоды, грибы» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
66. Лото «Арифметика» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления, ФЭМП).
67. Лото «Часть и целое» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-формирование целостного образа предмета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
68. Лото «Кто где живет» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
69. Сортер «Разноцветный счет» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие - восприятие цвета/формы, развитие мышления, ФЭМП).
70. Сортер «Учим предлоги» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие мышления).
71. Лото «Животные» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
72. Сортер «Геометрические фигуры» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, развитие мышления).
73. Сортер «Логические яйца» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления).
74. Р/И «Музыкальный ксилофон» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления).
75. Р/И «Стучалка» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления).
76. Р/И «Ритмический ряд» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, развитие мышления).
77. Найди и покажи (развитие мышления)
78. Пазлы (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления).
79. Сортер «Найди пару» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
Ребенку предлагается соединить животное и пищу.
80. Найди такое КРО Е. А. Стребелева стр. 77 (сенсорное развитие-восприятие цвета/формы, развитие мышления).
Педагог раскладывает карты с изображением геометрических форм, названия которых ребенку знакомы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Он не показывает маленькую карточку, а только называет форму: «Покажи круг (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник?». Педагог дает соответствующую маленькую карточку. Ребенок сам проверяет правильность ответа путем сопоставления образца со своей картой.
81. Ищи и находи КРО Е. А. Стребелева стр. 82 (сенсорное развитие-восприятие формы, развитие мышления).
Педагог заранее раскладывает в групповой комнате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
82. Угадай, чего не стало КРО Е. А. Стребелева стр. 82 (сенсорное развитие-восприятие формы, развитие мышления).
Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Дети хорошо знают ее название.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятал» .) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.
83. Волшебный мешочек (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие формы/величины, тактильное, развитие мышления).
84. Р/И «Прищепки» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
85. Р/И «Да-нет» (развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
86. Палочки Кюизенера (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие-восприятие цвета/величины, развитие мышления, ФЭМП).
87. Д/И «Где, чей хвостик» (развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики, сенсорное развитие- формирование целостного образа предмета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
88. Д/И «Тени» (сенсорное развитие-восприятие формы, формирование целостного образа предмета, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром).
89. Д/И «Цветные коробочки» (сенсорное развитие-восприятие цвета, развитие мышления).
90. Цветные кубики КРО Е. А. Стребелева стр. 107 (сенсорное развитие-восприятие формы/цвета, развитие мышления).
Педагог расставляет перед собой и ребенком по 3–4 парных кубика, обращая внимание на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой…» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывая, как это делать. Педагог обыгрывает момент постройки: берет сначала свой красный кубик, ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой», переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребенок строит башни 2–3 раза. По окончании педагог хвалит его.