Лучший педагог года

Картотека еженедельных заданий учителя-логопеда воспитателям старшей и подготовительной групп для детей с ТНР

Ирина Голубева
Картотека еженедельных заданий учителя-логопеда воспитателям старшей и подготовительной групп для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Совместная коррекционно–развивающая деятельность учителя-логопеда

и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит

от преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Публикация «Картотека еженедельных заданий учителя-логопеда воспитателям старшей и подготовительной групп для детей с ТНР» размещена в разделах

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания.

Еженедельные задания логопеда воспитателям включают в себя следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;

• индивидуальная работа;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению

или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа

и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть

для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Воспитатели могут использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2—3 пятиминутки

на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат

для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями

в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно

в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка

к значению слова.

Предлагаю познакомиться с моей картотекой еженедельных заданий логопеда воспитателям

(по нескольким лексическим темам).

Старшая группа для детей с ТНР

НОЯБРЬ 1 неделя

Лексическая тема «Одежда»

Инструкция воспитателя Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

Встают, наклонившись; руками

двигают влево, вправо.

Тянутся, как бы вытирают правой

рукой пот со лба.

Снова «полощут».

Вытирают руку о руку

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем вещи мы стирать: Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки

Кулачки имитируют стирку.

3. Развитие артикуляционной моторики

«Бегемотик» (4, «Забор» (22, «Блинчик» (5, «Горка» (12, «Листопад» (39)

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Игра «Камень-вата». (дифференциация звуков [п]-[пь], [т]-[ть], [н]-[нь] в словах).

2. Развитие навыков звукового анализа (определение места звука –н- в слове).

3. Подбор слов на заданный звук (п, т, н)

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Игра «Чего не стало?» Развитие зрительного восприятия, внимания, согласование прилагательного с существительным : Не стало меховой шубы, шелковой блузки и т. п.

2. Игра с мячом «Подбери слова» (подбор однокоренных слов). –

Встаем в круг. Будем передавать друг другу мяч и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда». Одевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.

3. Игра «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных). Развитие тактильной чувствительности: Платье из ситца-ситцевое платье, шуба из меха., пальто из драпа., блузка из шелка..

4. Игра с мячом «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

В игре образуются пары антонимов: надевать - снимать, пачкать — стирать (чистить, мять — гладить, вешать (в шкаф) — доставать (из шкафа) и т. п. Аналогично подобрать пары слов-антонимов, отвечающих на вопрос «Какой?» (теплый — легкий, новый — старый, мятый — выглаженный, чистый — грязный и т. п.).

5. Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.

6. Развитие связной речи

Составление описательных рассказов по схеме.

ЯНВАРЬ 2 неделя

Лексическая тема «Мебель»

Инструкция воспитателя Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу лепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот

Никто не пролезет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает: «чужой во дворе!» «рисуют» руками в воздухе три круга,

начиная с маленького

Встают лицом в круг, одна рука на поясе, другая с воображаемой метлой

Грозят указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Идут по кругу, взявшись за руки

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. загибают пальчики на обеих руках сжимают и разжимают кулачки загибают пальчики, начиная с большого

попеременно хлопают в ладоши

и стучат кулачками.

3. Развитие артикуляционной моторики

«Дразнилка» (16, «Бублик» (6, «Блинчик» (5, «Качели», «Чашечка» (53, «Вкусное варенье» (10)

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Что получилось? Х,а; хо, хи, ху, хы; м,а,к; к,о,т; и,в,а, м,о,х.

2. Игра «Выбери картинки со звуком Х».

Развитие фонематических представлений

3. Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «Х» в слове).

4. Звуковой анализ и синтез слова мухи

5. Игра «Сложи букву». Закрепление пройденных букв

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Употребление предлогов: составление предложений по демонстрируемым действиям: Мяч под столом. Мяч между столами. Мяч на столе. И т. д.

2. Игра «1, 3, 5». Стол, диван, шкаф, кровать, сервант, трюмо и т. д.

3. Образование прилагательных от сущест-ных: кровать из дерева — деревянная и т. д.

4. Игра «Назови ласково». Стол — столик, кровать — кроватка и т. д.

5. Согласование прилагательных с существ-ми по родам: про что можно сказать — деревянная, деревянное, деревянные, кукольная, кукольное, кукольный, кукольные.

6. Развитие связной речи

1. Составление предложений по вопросам.

2. Составление описательных рассказов.

Подготовительная к школе группа для детей с ТНР

Лексическая тема: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»

Инструкция воспитателя Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето!

Идут по кругу, взявшись за руки.

Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую.

Поднять руки, делая взмахи кистями.

Смотрят по сторонам в «бинокль».

2. Развитие мелкой моторики

Дождик, лей, лей, лей!

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой.

Потряхивания кистями обеих рук.

Прижать ладони к груди.

Обе руки вытянуть вперёд.

Руки положить на бёдра.

Скрестить ладони на голове.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Бегемотик»

Упражнение для губ «Осенний ветерок»

Упражнение для языка «Лужа»

Рот широко открыть, удержать под счёт до 10.

Губы в форме трубочки, тихо тянуть звук [У].

Шлёпать губами по языку, произнося: «пя–пя–пя».

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном:

«Скажите, что шумит?» (ветер); «Что шуршит?» (листья); «Кто кричит?» (дети, мальчик); «Что гудит?» (самолет, автомобиль); «Кто разговаривает?» (люди) и т. д.

Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада: в соседней группе, в коридоре, на кухне и т. д.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «Что делает? Что делают?»

Осень что делает? (приходит, наступает, начинается) Птицы что делают? (улетают)

Дождь? (идёт, капает, стучит) Тучи? Трава? Ветер?

2. Подобрать признак к предмету по теме «Осень»

Солнце осенью какое? (тусклое) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)

Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?

3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».

Например: осень (что делает) — приходит, наступает, начинается.

птицы —. тучи —. животные -. ветер —.

дождь —. трава —. деревья —. листья —.

4. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое) — тусклое.

листья —. небо —. земля —. облака —.

трава —. дождь —. день —. ветер —.

5. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

6. Развитие связной речи

1. Составить описательный рассказ об осени с использованием схемы.

2. Чтение стихотворений, рассказов, отгадывание загадок по лексической теме.

3. Чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина об осени.

Дополнительный материал:

1. Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ» Н. Нищева

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

2. Упражнение - координация речи и движения «ДОЖДИК»

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)

В лужице — смотри, смотри! —

Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

3. Пословицы. Поговорки

-Осенью серенькое утро, красненький денек.

-Осень — запасиха, зима — подбериха.

-Лето со снопами, осень с пирогами.

-Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

-Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

-В осеннее ненастье семь погод на дворе:

сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

4. Тексты для пересказа

ОСЕННИЕ ДОЖДИ По Г. Скребицкому

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.

ОСИНА По И. Соколову-Микитову

. Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.

5. Загадки

Жаль озябшего бедняжку.

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Осенний лес)

Приходит по луже,

Уходит по стуже. (Осень)

Целый день он шлепал, шлепал,

Ямы лужами заштопал. (Дождь)

Тетка Федосья

Красила колосья,

На клене — листья,

На рябине — кисти. (Осень)

Его весной и летом

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Лес)

Лексическая тема: «ОВОЩИ. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»

Инструкция воспитателя Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

В огород пойдём, урожай соберё м:

Мы моркови «натаскаем»

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный!

Шагают, стоя на месте.

Имитация движений: «тащат» мешок на спине

«Копают» картофель,

«Срезают» кочан капусты.

Показывают круг руками, делая ритмичные повороты туловища в стороны

2. Развитие мелкой моторики

У Лариски – две редиски,

У Алёшки – две картошки,

У Серёжки-сорванца – два зелёных огурца!

А у Вовки – две морковки,

Да ещё у Петьки – две хвостаты редьки! Одновременно разгибать одноимённые пальчики

из кулачков обеих рук, начиная с больших пальцев рук.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для челюсти «Заборчик»

Упражнение для губ «Улыбка – трубочка»

Упражнение для языка «Лопаточка» Широко улыбнуться, зубы сомкнуть и удержать

под счёт до 10.

Попеременно произносить звуки [И - У] – 5 р.

Открыть рот, широкий язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние резцы. Удержать под счёт до 10.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. Игра «Хлопни, топни», если услышишь звук () хлопни, если () топни.

2. Придумай слова с заданным звуком.

3. Определи позицию звука по схеме.

4. Выложи дорожку: если услышишь слово, обозначающее живой предмет, клади зеленый кружок, если слово обозначает неживой предмет, клади синий кружок.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1) Игра «Один – много». У меня огурец, а у вас огурцы. У меня помидор, а у вас. У меня кабачок, а у вас. У меня баклажан, а у вас.

2) Игра «Великан и Гномик». У Великана все овощи большие, а у Гномика – маленькие, давайте их назовё м: «У Великана помидор, а у Гномика помидорчик. У Великана огурец, а у Гномика.

У Великана картошка, а у Гномика. У Великана лук, а у Гномика. и т. д.

6. Развитие связной речи

1. Составить рассказ – сравнение «Помидор и огурец» (по наглядности)

2. Чтение художественной литературы:

А. Пластов. «Костер в поле».

Дж. Родари «Чиполлино».

Дополнительный материал:

1. Упражнение «Послушай, запомни и назови» :

Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

-Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу.

А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,

Огурцы, укроп, петрушку — чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.

2. Упражнение «Четвертый лишний» :

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф пришли в гости к Наф-Нафу и принесли ему подарки. Посмотри, что оказалось лишним в корзинке Ниф-Нифа и почему? Где он побывал?

(учить детей убирать лишний предмет: репа, помидор, огурец, груша).

3. Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Отгадай загадки, нарисуй отгадки в пустых «барашках».

-Этот предмет желтый, овальный, кислый, сочный. (Лимон.)

-Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.)

-Этот предмет желтый, круглый, горький, сочный. (Лук.)

-Красный бочок, само с кулачок, тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко.)

-Этот предмет бордовый, круглый, сладкий. (Свекла.)

-Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна»! (Картошка, картофель.)

4. Игра «Жадина» : Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец?

(Мой огурец.) Чья капуста? (Моя капуста.) И т. д.

5. Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?» : Рассказать ребенку, что готовят из овощей. Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови?

(Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.) И т. д.

6. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

-У бабушки на грядке выросли загадки:

Там и тут, там и тут

Что за зонтики растут?

Наша внучка морщит лоб.

Это, милая. (укроп).

Верите — не верите,

Мы родом из Америки.

В сказке мы синьоры,

На грядке. (помидоры).

Пушистый и зеленый хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко: —

Вылезай на свет (морковка).

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок

Под названьем. (кабачок).

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее. (капуста).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые. (

Лексическая тема «НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ. ГОРОД ШАРЫПОВО»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

На лугу у ворот, где рябина растёт,

Мы в тенёчке-холодочке заведем хоровод.

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Про Сибирь мы споём, в гости всех позовем,

Землянику и бруснику собирать в лес пойдем.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Ведь не зря говорят, что наш край так богат.

Приезжайте в Сибирь, каждый вам будет рад.

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Всё!

Идут по кругу, взявшись за руки, вправо;

встают лицом в круг, хлопают в ладоши;

идут по кругу, взявшись за руки, влево;

встают лицом в круг, притопывают;

идут в центр, руки вверх;

раздвигают круг, раскрывают руки;

хлопают, притопывают;

руки вверх.

2. Развитие мелкой моторики

Люблю я по Шарыпово гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Площадь – раз, аллея - два.

Три – с фонтана бьёт вода.

А четыре – парк, конечно.

Пять – по улице пробежка.

Шесть, я к храму подойду

И на купол погляжу.

Семь – театр на пути,

Надо мне в него зайти.

Восемь – это «Детский мир»,

Наш любимый магазин.

Девять – это стадион,

Радует спортсменов он.

Десять - из-за поворота

В детский сад ведут ворота.

Хлопают в ладоши и стучат кулачками (попеременно);

на каждый счет загибают по очереди

пальчики на обеих руках;

хлопки «ладошки – кулачки».

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнение «Футбол» (№87 из каталога)

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1. «Цепочка слов» (что изменилось) :

ач-рач-врач-грач-грачи; точка-дочка-ночка-бочка-почка-печка-речка

2. Звуковой анализ слов: мир, город, страна

3. Слоговой состав слов: край, город, столица. Ударный слог.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Игра «Великан и Гномик». Улица – улочка; дом – домик; город – городок; магазин – магазинчик.

2. «Сосчитай» : одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц; одна площадь…; один музей…; один кинотеатр.

3. Изменение по падежам словосочетаний с прилагательными сибирский, красноярский.

6. Развитие связной речи

1. Беседа о Шарыпово: история, основные достопримечательности.

2. Стихи о родине

3. Беседы по картинам

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Досуг для детей старшей и подготовительной групп «Пушкинские чтения» Цель: способствовать приобщению детей к литературе, воспитывать грамотного читателя. Задачи: - приобщать к родному слову, формировать чувство.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет «Бегут-спешат летние деньки» о жизни детей подготовительной и старшей групп детей с ЗПРФотоотчет «Бегут-спешат летние деньки» о жизни детей подготовительной и старшей групп детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт «Бегут-спешат.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Презентация «Красная книга» для детей с ЗПР старшей и подготовительной групп Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Красная книга для.

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп Отгадай-ка Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека еженедельных заданий учителя-логопеда воспитателям старшей и подготовительной групп для детей с ТНР
Опубликовано: 12 января 2020 в 12:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека еженедельных заданий учителя-логопеда воспитателям старшей и подготовительной групп для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД