Ольга Ткаченко
Картотека дидактических музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(продолжение)
Картотека дидактических музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста
10. «Придумай свой ритм»
11. «Прогулка в парке»
12. «Прогулка»
13. «Три медведя»
14. «Три цветка»
15. «Цветик-семицветик»
16. «Чей это марш?»
17. «Юные музыканты»
10. «Придумай свой ритм»
Цель игры: развивать ритмический слух.
Игровой материал: (бубен, барабан, деревянные ложки треугольник, металлофон,
Публикация «Картотека дидактических музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Ведущий придумывает ритмический рисунок, использует его на одном из музыкальных инструментов, предлагает другому повторить. Если задание выполнено правильно, ребёнок придумывает свой ритм переходит к другому ребёнку. Самостоятельная игра
11. «Прогулка в парке»
Цель игры: развивать у детей чувство ритма.
Игровой материал: металлофоны.
Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем.
Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз — с верхнего регистра к нижнему).
Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (имитируют на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:
Вот качели на лугу, я качаться побегу,
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:
Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь!
(имитируют прыгающий мяч на металлофонах).
Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап. кап. (на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ. Игра со взрослым
12. «Прогулка»
Цель игры: формировать умение развивать чувства ритма
Игровой материал: у каждого ребёнка набор полосок разной длинны (короткие и длинные).
Педагог рассказывает, что он видел на прогулке:
• Таня взяла мяч с тала медленно ударять им о землю, вот так. (Прохлопывает ритмический рисунок из длинных звуков - дети выкладывают длинные полоски). Затем она ударяла быстро, вот так. (Прохлопывает другой ритмический рисунок из коротких звуков - дети выкладывают короткие полоски)
• Пошел дождик и т. д. Игра со взрослым
13. «Три медведя»
Цель игры: развивать слуховое восприятие, внимание, чувства ритма
Игровой материал: у каждого ребёнка картинки с изображением трех медведей
Педагог (показывает картинку). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? И так про каждого медведя «Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Игра со взрослым
14. «Три цветка»
Цель игры: формировать умение определять характер музыки
Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки :
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный материал:
у каждого ребенка - один цветок, отражающий характер музыки.
«Утро» Грига, «Полонез» Огинского, "К радости" Бетховена, "Аве Мария" Шуберта, "Хор пилигримов" Вагнера, "Сентиментальный вальс" Чайковского, "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Грезы" Шумана. I вариант.
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.
Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант.
Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет ков.
Игра со взрослым
15. «Цветик-семицветик»
Цель игры: развивать музыкальную отзывчивость и творческие способности.
Музыкальный репертуар : С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Д. Кабалевский «Клоуны», П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла», Э. Григ «Бабочка», А. Аренский «Лесной ручей», «Шествие гномов», Р. Шуман «Дед Мороз».
Дети сидят полукругом. Приходит садовник и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Воспитатель включает запись.
Все дети активно участвуют в определении характера музыки данного произведения, а затем передают музыкальный образ ритмо - пластическими движениями. Игра со взрослым
16. «Чей это марш?»
Цель игры: расширять представления детей о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша, развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма.
Музыкальный репертуар :
«Марш игрушечных солдатиков» Фриц Крейслер
«Марш деревянных солдатиков "Детский альбом" П. И. Чайковского.
«Марш прощание СЛАВЯНКИ»
«Парадный марш «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Д. Тухманов
«Военный марш РЕЙНСКОЙ АРМИИ (МАРСЕЛЬЕЗА) Руже де Лилем
«Свадебный марш» МЕНДЕЛЬСОНА
Дети слушают различные марши и подбирают соответствующую картинку :
• Марш игрушечный
• Марш военный
• Марш свадебный
Самостоятельная игра
17. «Юные музыканты»
Цель игры: повышать интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования. Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты.
Музыкальный репертуар : попевки: «Василёк», «Петушок», песенки: «В лесу родилась ёлочка», «Кузнечик», «Во поле берёза стояла»…. На металлофоне ребёнку предлагают сыграть песенку в соответствии с цветными кружками и цветом трубок на металлофоне. Самостоятельная игра