зульфия ниязова
Картотека дидактических игр по развитию словаря (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Азбука безопасности»
Д/и «Горит – не горит»
Цель: формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря.
Игровой материал: карточки с изображением легко воспламеняемых и негорящих предметов.
Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет.
Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов.
Тема: «Азбука безопасности»
Д/и «Опасные предметы»
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию словаря (средняя группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Цель: расширять предметный и глагольный словарный запас по теме.
Игровой материал: настольно-печатная игра «Опасные предметы», игрушка Буратино.
Педагог: «Ребята, наш любопытный Буратино залез к бабушке в шкатулку, нашел там иголку и, как вы думаете, что он сделал? – Правильно, укололся. Он был невнимателен, когда ему объясняли, что с иголкой играть нельзя. А какие еще опасные предметы вы знаете? Давайте покажем Буратино опасные предметы и расскажем, чем они опасны». Дети демонстрируют каждый свою картинку, рассказывают, чем она опасна. Буратино в конце игры не забывает поблагодарить детей за рассказ.
Тема «Азбука безопасности»
Д/и «В мире опасных предметов»
Цель игры: закрепить знания детей об основных источниках опасности, учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.). Активизация словаря по заданной теме.
Игровой материал: предметные картинки.
Детям предлагается набор карточек с изображением различных опасных предметов. Дети по одному выбирают картинку и объясняют, чем опасен предмет, который они видят на картинке. В случае затруднения воспитатель предлагает рассказать об этом предмете другого ребенка. Выигрывает тот, кто наиболее полно расскажет об опасном предмете.
Тема: «Весна»
Д/и «Один – много»
Цель: образование существительных множественного числа.
Месяц - …месяцы; весна - …весны; проталина - …; лужа - …; льдина -…; ручей - …; льдина -…; почка - …; сосулька - …; листок - …; грядка - … и т. д.
2-й вариант: образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Месяц - … много месяцев; весна – много весен; проталина - …; лужа - …; гнездо - …; почка - … и т. д.
Тема: «Весна»
/и «Скажи со словом «весенний»»
Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
День - …весенний; погода - …; настроение - …; солнце - …; месяцы - …; небо - …; цветы - …
Цель: учить детей подбирать подходящие по смыслу слова.
Тема: «Весна»
Д/и «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Дети образуют полукруг. воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить.
Вопросы: Ответы детей
Солнце что делает? – Светит, греет.
Ручьи что делают? – Бегут, журчат.
Снег что делает? – Темнеет, тает.
Птицы что делают? – Прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Медведь что делает? – Просыпается, выходит из берлоги.
Тема: «Мой дом»
Д/и «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, сквер — скверик, двор — дворик, адрес — адресок.
Тема: «Мой дом»
Д/и «Подбери слово-признак»
Цель: активизировать прилагательные, закреплять практическое согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
Игровой материал: мяч.
Дети встают в круг. Педагог объясняет правила игры: «Ребята, к нам в гости пришел лесовичок. Он живет в лесу в большом дупле и не знает что такое город. Лесовичок просит рассказать ему про город.
Город (какой) –Чистый, красивый, молодой, большой, длинный, старый, нарядный, зеленый.
Улица (какая) –Длинная, короткая, чистая, грязная, прямая, кривая, старая, новая, широкая, узкая, зеленая.
Здание (какое) –Новое, старое, огромное, высокое, многоэтажное, одноэтажное, деревянное, блочное, панельное, красивое.
Тема: «Мой дом»
«Скажи со словом "городской"
Цель: учить детей согласовывать прилагательное с существительным.
Транспорт — городской транспорт, квартира — городская квартира, дома—. , парк—. , улицы —. , театр—. , почта —. , здание—. , школа—. , площади —. , вокзал—. , жители —.
Тема: «Дружба»
Д/и «Хвастуны»
Цель: учить детей образовывать сравнительную степень имен прилагательных.
Игровой материал: мяч.
Дети встают в круг. педагог объясняет правила игры: «Каждая мамочка любит своих детей, заботится о них. Она всегда дарит своим детям к празднику подарки. Дети очень любят подарки, но иногда ими хвастают. Давайте поиграем в хвастунов. Я буду начинать предложение, а тот кому я брошу мяч, закончит его.
Печенье вкусное. –А мое еще… (вкуснее).
Мороженое холодное. –А мое еще (холоднее).
Конфета сладкая. –А моя еще (слаще).
Пирог большой. – А мой еще (больше).
Варенье вкусное. – А мое еще (вкуснее…
Но каждый воспитанный ребенок знает, что хвастаться не красиво. Мы просто сейчас
Тема: «Дружба»
Д/и «Накроем стол для кукол»
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова.
Игровой материал: кукла, кукольная мебель и посуда.
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол.
Проигрываются с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Тема: «Дружба»
Д/и «Кто больше знает вежливых слов?»
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
Игровой материал: мяч.
Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений.
Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.
Тема: «Дружба»
Д/и «Все наоборот»
Цель: учить детей образовывать глаголы-антонимы.
Игровой материал: две обезьянки-игрушки.
воспитатель объясняет детям правила игры: «Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую дочку звали Послушница, младшую – Упрямица. Упрямица любила делать все наоборот. Послушница соберет игрушки. Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица …. ( интонацией незавершенности я стимулирую детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет, пришьет (оторвет, вычистит… (испачкает, замолчит… (заговорит, повесит… (снимет) и т. д.
Тема: «Животный мир»
Д/и «Кто где живет?»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Игровой материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?»
Взрослый объясняет детям правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются. Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике. Собака – в конуре…
Тема: «Животный мир»
Д/и «Кто где живет?» (птицы)
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме.
Игровой материал: картинки с изображением птиц, местами их обитания.
Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями:
«болото» - цапля, аист, журавль;
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка;
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, соловей;
«город» - воробей, голубь, ворона, сорока;
«птичий двор» - курица, гусь, утка, индюк.
Тема: «Животный мир»
Д/и «Кто как голос подает?»
Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.
Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.
Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица. мишутка: «Воробей… - чирикает, ворона… - каркает, голубь… - воркует, синица… - свистит, утка… - крякает, соловей… - поет, кукушка… - кукует.
Тема: «Животный мир»
Д/и «Найди себе пару»
Цель: учить детей из имен существительных единственного числа образовывать форму множественного числа. Активизировать словарь по данной теме.
Игровой материал: картинки с изображением одного животного и нескольких животных того же вида.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две равных команды и встать напротив друг друга. Первая команда получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня лиса». Ребенок из другой команды – «У меня лисы». Эти дети стоят рядом.
Тема: «Животный мир»
Д/и «Рыба, птица, зверь»
Цель: активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.
Игровой материал: мяч.
Дети встают в ряд. взрослый по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на ком я остановилась, должен быстро, пока я считаю до трех, назвать в данном случае птицу. Причем, названия не должны повторяться. Если слово названо правильно, ребенок продолжает игру, если название не правильное, игрок покидает игру. Игра продолжается, пока не останется один игрок – он и выигрывает.
Тема: «Животный мир»
Д/и «Угадай птицу»
Цель: учить детей узнавать знакомых птиц по описанию.
Игровой материал: картинки с изображением зимующих птиц, медали с изображениями снегиря, синицы, воробья, сороки, вороны.
Воспитатель: «Ребята, скажите пожалуйста, каких птиц вы знаете? Какие из них улетают в теплые края и почему? Какие из них остаются зимовать с нами? Сегодня мы поговорим о зимующих птицах и научимся узнавать их по описанию. Поиграем в игру, которая называется «Угадай птицу». Я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете их отгадывать.
- Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает.
- Я весь день ловлю жуков, уплетаю червяков. В теплый край я не летаю. Здесь под крышей обитаю.
- Серая кофта, черный кафтан. Гнезда вьет из прутьеви кричит «Кар-кар».
- Непоседа-невеличка, с желтым животом та птичка. Любит сало и пшеницу. Кто узнал ее?
- Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут как тут.
Тема: «Животный мир»
Д/и «Кто живет в Африке?»
Цель: закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа.
Игровой материал: картинки с изображением животных Африки по несколько животных одного вида, изображение доктора Айболита.
Педагог: «Дети, к нам в гости пришел доктор Айболит. Он хочет узнать, знаете ли вы сказку про него. Давайте вспомним, кто живет в Африке? – (Тигры, львы). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров). Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров). Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми). О ком вспоминал Айболит дома? (О львах, тиграх).
Тема: «Животный мир»
Д/и «Сравни зверей»
Цель: учить детей сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Игровой материал: предметные картинки.
Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку.
-Мишка большой, а мышка (маленькая). Еще какой мишка? - … (толстый, неуклюжий, толстопятый, косолапый). А мышка какая … (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая). Что любит Мишка? - (мед, малину, а мышка любит - (сыр, семечки, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, у мышки – … (тоненькие).
- Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка - (тихим, тоненьким).
- А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а и Мишки - (короткий).
Тема: «Здоровье»
Д/и «Здоровый малыш»
Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью. Формировать представления о полезных и вредных для здоровья действиях. Активизировать словарь признаков по теме.
Игровой материал: настольно-печатная игра «Здоровый малыш».
Педагог раскладывает большие карточки в две колонки и объясняю правила игры: «Ребята, доктор Неболейкин прислал нам эти карточки и просил внимательно их рассмотреть и сыграть в игру «Кто заботится о своем здоровье? В правой колонке на карточках нарисован мальчик Витя. Какой он? – Чистый, опрятный. В левой колонке на карточках мальчик Боря. Какой он? – Грязный, неряшливый. Я раздам вам большие карточки и буду показывать маленькие картинки, а вы будете называть какой это мальчик и на какую карточку его положить. В конце игры озвучиваются все положительные и отрицательные для здоровья признаки.
Тема: «Здоровье»
Д/и «Кому нужны эти вещи»
Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развитие словаря по заданной теме.
Игровой материал: предметные картинки по теме «Спорт».
Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.
Лыжи нужны… (лыжнику).
Коньки нужны… (фигуристу, хоккеисту).
Мяч нужен … (футболисту, волейболисту, баскетболисту).
Клюшка и шайба нужны… (хоккеисту).
Ракетка нужна… (теннисисту).
Тема: «Здоровье»
Д/и «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать антонимы к прилагательным.
Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники (крупные).
Кашу варят густую, а суп (жидкий).
Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая).
Лес иногда густой, но иногда (редкий).
Ручей мелкий, а речка (глубокая).
Тема: «Зима»
Д/и «Скажи ласково»
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Елка –елочка; иголка – иголочка; ветка – веточка; шишка – шишечка; шар – шарик, открытка – открыточка; белка – белочка, лента – ленточка, корзина –корзиночка; снег –снежок; лед – ледок; сани – саночки; мороз – морозец; зима – зимушка.
Тема: «Зима»
Д/и «Зимние забавы»
Цель: учит детей употреблять в речи начальную форму глаголов.
Игровой материал: предметные картинки, фанты.
Педагог предлагает рассмотреть картинки : «Ребята, зима красивое время года? – Да.
Но зима не только красива. Зима – веселое время года. Давайте с вами поиграем. Кто мне больше назовет зимних забав? Что можно зимой делать?»
- Кататься на санках.
-Лепить снеговика.
- Кататься на лыжах
- Строить горку.
- Играть в снежки.
- Кататься на коньках.
- Плясать вокруг новогодней елки.
Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.
Тема: «Зима»
Д/и «Раньше- позже»
Цель: помочь детям в осознании зависимости между временными эталонами, в овладении качественной характеристикой временных эталонов; упражнять в использовании предлогов «за», «перед», «до»; формировать умение связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как»; закрепить умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени.
Игровой материал: предметные картинки с изображением различных временных отрезков.
Воспитатель называет «кусочек времени». Дети выстраивают цепочку по принципу: что было раньше, ещё раньше; что будет.
Пример. Воспитатель: Зима.
Ребё нок: Перед зимой была осень, ещё раньше было лето, ещё раньше была весна; или; после зимы наступает весна, позже – лето, ещё позже – осень.
Тема: «Зима»
Д/и «Слова-родственники»
Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных.
Игровой материал: мяч.
Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами поиграем. Я буду спрашивать предмет какой, а вы будете отвечать. Например, холод – холодный.
Лед -(ледяной);
Зима -(зимний);
Стекло -(стеклянный);
Красота -(красивый).
Белизна - (белый);
Хрусталь - (хрустальный).
Тема:»Игрушки»
Д/и «Один – много»
Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Мяч – мячи – много мячей;
Кубик – кубики – много кубиков;
Собака – собаки – много собак;
Машинка – машинки – много машинок;
Кукла – куклы – много кукол;
Мишка – мишки – много мишек.
Тема: «Игрушки»
Д/и «Это мой, моя, мое, мои»
Цель:
Машина, кукла, кубик, совок, мяч, собачка, барабан – это моя машина и т. д.
Тема: «Игрушки»
Д/и «Скажи какой»
Цель: активизировать словарь прилагательных.
Игровой материал: мяч.
Воспитатель: «Если игрушка сделана из дерева, она какая? - … (деревянная).
Из пластмассы - … (пластмассовая);
Из резины - … (резиновая);
Из плюша - … (плюшевая);
Из металла - … (металлическая);
Из глины - … (глиняная);
Из стекла - … (стеклянная);
Из бумаги - (бумажная);
Из картона - … (картонная);
Из кожи - (кожаная).
Тема: «Игрушки»
Д/и «Угадай игрушку»
Цель: обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Игровой материал: игрушки: медвежонок, заяц, лиса, утенок.
Воспитатель показывает детям игрушки, называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их.
Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Тема: «Магазин»
Д/и «Идем в магазин»
Цель: учить детей согласовывать имена существительные с наречием «много» в роде.
Игровой материал: сюжетная картинка.
Воспитатель: «этот мальчик пошел в магазин покупать одежду. Расскажите, пожалуйста, каких предметов одежды в магазине много, а каких мало, только по одному экземпляру.
Много брюк, много курток, много шапок, много плащей.
Одна рубашка, одна майка, один шарф, один дождевик.
Миша, попроси вежливо продавца упаковать только демисезонную одежду.
Тема: «Магазин»
Д/и «Сходства и различия».
Цель: уточнять значения слов, обозначающих сходные предметы, формировать представления детей о предметах, развитие логического мышления.
Игровой материал: картинки сходных предметов ( например: апельсин –мандарин; малина – клубника; юбка – платье; платье – сарафан; шуба – пальто; варежки – перчатки; шляпа – шапка; туфли – босоножки; ботинки – сапоги; платок – косынка.
На столе лежат изображения сходных предметов. Воспитатель предлагат детям сравнить пары зрительно сходных предметов по цвету, форме, величине, частям, назначению, материалу и другим признакам. Задаю наводящие вопросы: «что это? Чем отличаются эти предметы?» Когда все отличия названы, взрослый просит назвать все признаки сходства двух предметов. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победит тот, кто больше всего соберет фишек.
Тема: «Мебель»
Д/и «Большое – маленькое»
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
В группе большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);
У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький (диванчик);
У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая (кроватка);
У мамы большое зеркало, а у куклы Кати маленькое (зеркальце).
Тема: «Мебель»
Д/и «Назови одним словом»
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
Игровой материал: серии игрушек по темам «Мебель», «Посуда», куклы.
Вспомните, на чем спали у нас куклы? (На кровати). Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, гардероб). На чем они сидят? (На стульях). Я начну говорить, а вы продолжите: кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель). Какая мебель есть у вас в комнате?
Что куклыкладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются (одежда). Какая одежда надета на Саше? …На Рите?.
Сели куклы за стол. Там стоят… (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это … (посуда). Из какой посуды вы едите кашу? (из тарелок, мелкой и глубокой).
Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки). Назовите, какие игрушки вы знаете и любите?
Тема: «Насекомые»
Д/и «Насекомые - птицы»
Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета, уточнение значения обобщающих слов.
Игровой материал: мяч:
Воспитатель:«Сейчас мы поиграем в игру «Насекомое – птица». Если я называю насекомое, то мяч нужно поймать, а если птицу, то отбить от себя.
Тема: «Насекомые»
Д/и «Подскажи словечко»
Цель: активизировать предметный словарь по теме; развивать внимание, память, связную речь.
Два пера и три былинки, и листочек, и травинку в муравейник принесли работяги … (муравьи).
Звон весь день в ушах стоит. Надо мною кто звенит? Прилетел он со двора. Длинный нос у … (комара).
Если пил ты чай с медком, с ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала работящая … (пчела).
Теплым днем, весною, в мае каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский … (жук).
Над прудом гибкая лоза, на ней повисла … (стрекоза).
Целый день в траве скакал, скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки наш зелененький … (кузнечик).
Тема: «Насекомые»
Д/и «Прятки»
Цель: развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги «за», «над», «под», «в». Формирование пространственных представлений.
Игровой материал: сюжетная картинка : полянка, на которой спрятались насекомые.
Дети сидят на стульчиках. Педагог показывает картинку : «Ребята, мы с вами на поляне. На ней спрятались различные насекомые. Сейчас мы будем находить их, называть само насекомое и говорить, где оно находится. Говорить нужно полным предложением. Например: «Я вижу бабочку. Она сидит на цветке.»
Выигрывает тот, кто найдет больше насекомых.
Тема: «Защитники отечества»
Д/и «Кого в армии много?»
Цель: образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Игровой материал: предметные картинки, мяч.
Педагог: «На картинке один пограничник, а в армии много (кого) – (пограничников);
Танкист – много (кого) (танкистов…
Летчик – (летчиков);
Герой – (героев);
Воин – (воинов);
Моряк – (моряков…