Мария Чегодайкина
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
по развитию речи в старшей группе
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Продукты питания»
Материал: предметные картинки с изображением продуктов питания.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры: ребенок выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Каша (какая) – вкусная, горячая, манная…
Чай (какой) – сладкий, теплый, душистый….
Яблоко (какое) – кислое, круглое, румяное…
«Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель называет словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребенок должен вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково:
Зима холодная – зимушка холодненькая
Руки чистые – ручки чистенькие
Кошка серая – кошечка серенькая
Помидор красный – помидорчик красненький
«Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах, ягодах, овощах, грибах.
Материал: предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, грибов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и самостоятельно составить описательную загадку о том, что на ней изображено:
«Есть ножка, шляпка, растет на пнях целыми семьями…»
«Съедобные – ядовитые»
Цель: закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах. Материал: карточки с картинками грибов; корзинка.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку, и определить какой это гриб, если съедобный положить в корзинку, если ядовитый оставить на столе.
«Мой. Моя. Мое. Мои»
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с предметными картинками.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить какое местоимение подойдет к предмету, изображенному на ней, и произнести вслух:
Очки мои
Кукла моя
Стул мой
Яблоко мое
«Кто где живет?»
Цель: закреплять место обитания животных, упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить:
Лиса живёт в ….
Медведь зимует в… .
У волка в лесу…
Белка живёт в … .
Собачий дом - …
Свинья живет в ….
Птица вьет ….
У скворцов есть….
«Закончи предложение»
Цель: упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже, чтобы предложение имело смысл.
Ход игры. Воспитатель называет слово и предлагает его изменить соответственно смыслу предложения:
Машина.
По дороге ехала грузовая ….
Колесо прокололось у …
Домой я доберусь на ….
Мой папа – водитель ….
Мягкое сиденье в нашей ….
«Кто что делает»
Цель: закрепить употребление глаголов в профессиях людей.
Оборудование: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и называет действия людей данной профессии:
Доктор лечит.
Пожарный….
Учитель…
Балерина…