Татьяна Салмина
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
Подотовила: воспитатель первой квалификационной категории
Салмина Т. С.
Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры:
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры:
Педагог катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
Помидор круглый, а огурец… (овальный).
Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
Помидор большой, а огурец… (маленький).
Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры:
Педагог задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
Как называется сок из лимона? (Лимонный).
Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры: педагог предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого Педагог достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание:
Педагог помещает на наборное полотно схему составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
Как он называется? Это фрукт или овощ? Где он растет? Какой он по величине? Какой он по цвету? Какой он по форме? Какой он на вкус? Какой он на ощупь? Что из него можно приготовить?
Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры: педагог выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
Я не люблю лук, … (потому что он горький)
В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам)
Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры:
Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
Игра «Найди место»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Описание игры: педагог помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.
На грядке растет капуста. Предлог на.
Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.
В огороде много овощей. Предлог в.
Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.
Кошка спит на крыше. Предлог на.
Собака спряталась за домом. Предлог за.
Игра «Погрузи урожай»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры.
Педагог помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей (лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец). дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Описание: педагог читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… горох. Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… кабачок.