Евгения Косарева
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение словарного запаса
ИГРА «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ»
Цель: уточнение глагольного словаря по данной теме.
Первый вариант
Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-
действие (прыгает, бегает, ползает, летает, а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку. Выиграет тот, кто первым закроет предметные картинки фишками.
Второй вариант
Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькие
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное.
ИГРА «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ»
Цель: уточнение глагольного и предметного словаря по теме.
Первый вариант
Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-
действие, а дети называют нужное животное. Для справок: конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, гусь гогочет, петух кукарекает, индюк лопочет, утка крякает, волк воет, заяц пищит, лиса тявкает, медведь ревет, белка цокает, еж фыркает
Второй вариант
Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькие
карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как подает голос это животное.
ИГРА «ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ»
Цель: различение групп домашних и диких животных.
Ход игры. Для игры берутся предметные картинки из группы
«Домашние животные» и из группы «Дикие животные». Играют двое: ребенок и взрослый. Они договариваются, кто «главнее»: дикие или домашние животные. По условию игры «главный» забирает «подчиненного». Затем раздают все картинки поровну и одновременно выкладывают на игровой кон по одной любой картинке. Главная картинка «забирает» второстепенную. Если выпали две картинки из одной условленной группы (две главные или две второстепенные, выкладывают еще по одной, и так до тех пор, пока какая-нибудь не победит.
ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ»
Цель: уточнение глагольного словаря, дифференциация сходных действий.
Ведущий называет действие, дети рассматривают свои сюжетные картинки, и тот ребенок, у которого есть нужная картинка, составляет предложение. Выигрывает тот, кто раньше всех и правильно составил предложения по своим сюжетным картинкам.
Слова-действия для называния: шьет, вышивает, вяжет, моет,
стирает, купается, бежит, прыгает, скачет, несет, везет, ведет, строит, чинит, ремонтирует, поливает, наливает, выливает.
ИГРА «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель: развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных.
Ход игры. У детей по несколько предметных картинок из
«Зоологического лото». Ведущий дает описание животного с помощью прилагательных. Ребенок, у кого есть нужная картинка, изображающая данного животного, должен поднять эту картинку и назвать ее. Если загадка разгадана правильно, ребенок получает фишку и кладет ее на картинку. Выигрывает тот, кто раньше закрыл свои картинки фишками.
Примерные картинки для игры: медведь, волк, еж, белка,
заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.
Для справок (загадки-описания):
- Лохматый, косолапый, бурый;
- голодный, серый, злой;
- колючий, маленький, серый;
- маленькая, быстрая, рыженькая;
- трусливый, прыткий, белый;
- хитрая, ловкая, рыжая;
- крупная, рогатая, добрая;
-пушистая, ласковая, серая;
-сторожевая, сильная, верная;
-белый, крикливый, домашний;
-огромный, добрый, толстый;
- полосатый, хищный, злой;
- опасный, мощный, гривастый;
- смешная, озорная, быстрая.
ИГРА «ДЮЙМОВОЧКА И ГУЛЛИВЕР»
Цель: различение значений увеличительных и уменьшительных суффиксов.
Ход игры. Игра состоит из набора предметных картинок, изображающих большие и маленькие вещи, а также картинок с изображениями Дюймовочки и Гулливера. Эти две картинки берут дети, а предметные остаются у ведущего. Ведущий показывает любую картинку, а дети выбирают, кому она может пригодиться: Дюймовочке или Гулливеру. В названиях картинки должен прозвучать суффикс. Выигрывает тот, кто быстрей соберет весь набор картинок для своего героя, На рисунках могут быть нарисованы: красные сапожки, черные сапожищи, розовая шляпка, коричневая шляпища, беленькое платьице, синяя куртка, желтенький платочек, серый плащ, огромная серая сумка, маленький зеленый мяч, большой коричневый топор, маленькая красная сумочка, большой корабль, кораблик из ореховой скорлупки, Дюймовочка, Гулливер.
ИГРА «ДЕТЁНЫШИ И ИХ МАМЫ»
Цель: учить детей различать взрослых животных и их детёнышей, классифицировать диких и домашних животных.
Детям раздают картинки с изображением взрослых животных, они называют кто на ней, воспитатель говорит о том, что у каждого ребёнка есть мама. Далее ребёнок находит детёныша, называет его, соотносит картинки с изображением взрослого животного и его детёныша.
Развитие грамматического строя речи
ИГРА-ЛОТО «КРУГЛЫЙ, КВАДРАТНЫЙ, ОВАЛЬНЫЙ»
Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.
Ход игры. У детей карточки с нарисованными картинками: по
четыре картинки на каждой карточке. Ведущий называет прилагательное, например, овальный. Дети, у которых есть картинка, изображающая овальный предмет, называют ее вместе с прилагательным (овальный лимон) и закрывают картинку фишкой. Ведущему нужно отчетливо выговаривать окончания прилагательных. Используются следующие прилагательные: круглый, круглая, круглое; квадратный, квадратная, квадратное; овальный, овальное.
ИГРА-ЛОТО «ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ, ШИРОКИЙ, УЗКИЙ
Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.
Ход игры. У детей карточки с нарисованными картинками: по
четыре картинки на каждой карточке. Ведущий называет прилагательное, например длинный. Дети, у которых есть картинка, изображающая длинный предмет, называют ее вместе с прилагательным (длинный карандаш) и закрывают картинку фишкой, Ведущему нужно отчетливо выговаривать окончания прилагательных. Используются следующие прилагательные: длинный, длинная, длинное; короткий, короткая, короткое; широкий, широкая, широкое; узкий, узкая, узкое.
ИГРА «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК»
Цель: закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Для игры нужно подготовить сюжетную картинку, на которой предметы раскрашены неправильно. Задача ребенка - заметить все ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинку. Описание неправильно раскрашенной картинки: красная лягушка, синее солнце, фиолетовая трава, зеленая речка, желтое небо, голубые листья на деревьях, розовый заяц под оранжевой елкой.
ИГРА «РАСКРАСЬ ОДНИМ ЦВЕТОМ»
Цель: закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Для игры нужны карточки с незакрашенными картинками, по
четыре на каждой карточке, причем на одной карточке помещены картинки одного цвета, например: зеленые трава, огурец, кузнечик…
Детям раздают по одной карточке и просят определить, каким
цветом нужно раскрашивать все картинки. Можно использовать цветные фишки для наложения на картинки, а можно после определения цвета дать ребенку возможность раскрасить картинки.
ИГРА «КОМУ КАКАЯ ЕДА»
Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.
Ход игры. У ведущего-картинки с изображением пищи,
которую любят животные, у детей - картинки, изображающие
животных. Ведущий показывает любую картинку и спрашивает, кому может пригодиться данная еда. Дети рассматривают свои картинки
и находят подходящего животного. Выигрывает тот, кто раньше всех освободится от картинок.
ИГРА «УГАДАЙ, КОГО ЗАГАДАЛИ»
Цель: обучение ориентированию в пространстве с помощью
пространственных предлогов и наречий.
Ход игры. Вокруг. ребенка расположены крупные игрушки.
Взрослый объявляет, что он загадал одну игрушку, и дает описание ее местоположения относительно ребенка: «Игрушка находится слева от тебя». Ребенок должен назвать загаданную игрушку. Затем загадывают следующую игрушку. Когда ребенок будет свободно понимать значения наречий и предлогов, можно предложить ему загадывать игрушку и давать ее описание, а отгадывать будет взрослый.
ИГРА «ОДИН – МНОГО»
Цель: формирование грамматического строя речи: умение правильно образовывать форму множественного числа существительных
Ход игры. Педагог кладет перед ребенком карточку и спрашивает, что на ней изображено. Просит ребенка показать один предмет, много предметов и назвать их. Затем дает прищепку и предлагает прищепнуть картинку с одним предметом, с несколькими предметами.
ИГРА «УГАДАЙ, ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов и картинок в пространстве, развивать связную речь, учить отвечать на вопрос полным предложением, развивать внимание.
Ход игры. На столе воспитателя стоят четыре предмета - например: кукла, машина, мячик, карандаши. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть данные предметы на столе, затем педагог закрывает их (предметы) салфеткой и отсчитывает до 10 (отсчёт можно вести вместе с детьми, педагог незаметно для детей забирает и прячет один из предметов, затем снимает салфетку и спрашивает: " Угадайте ребятки, чего не стало?". Дети (или ребёнок) угадывают какого предмета не стало, говоря ответ полным предложением.
ИГРА «ПРЯТКИ»
Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около,
под, перед).
В гостях у детей мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под
машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!
Закрепление правильного звукопроизношения
ЧИСТОГОВОРКИ
1. Ба-ба-ба, ба-ба-ба, мама, мама, вон труба!
2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу, ты и мне купи трубу!
3. Ве-ве-ве, ве-ве-ве, васильки видны в траве.
4. Га-га-га, га-га-га, хочешь, Галя, пирога?
5. Да-да-да, да-да-да, ой! Холодная вода!
6. Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези!
7. Ко-ко-ко, кошка любит молоко.
8. Ка-ка-ка, ка-ка-ка, муха в сетке паука.
9. Лю-лю-лю, землянику я люблю.
10. Ом-ом-ом, мы построим новый дом.
11. Ан-ан-ан, мне купили барабан.
12. Но-но-но, в нашей комнате темно.
13. Уп-уп-уп, я готовлю папе суп.
14. Су-су-су, тихо осенью в лесу.
15. Ты-ты-ты, на лугу растут цветы.
16. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, дай попробовать ухи.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
Комар летит – З-З-З
Накачаем колесо – С-С-С
Гудит паровоз – У-У-У
Ёжик фыркает – Ф-Ф-Ф
Малыш плачет – А-А-А
Часы тикают – ТИК — ТАК
Молоток стучит ТУК — ТУК
Машина едет БИ — БИ
ИГРА «ЭХО»
Цель: развитие силы и высоты голоса
Ход игры. Воспитатель (показывает картинку с изображением козы). Кто это? (Коза.) Как коза кричит? (Мэ-мэ) Кто это? (Показывает картинку овцы.) Как овечка кричит? (Бэ-бэ)
После этого воспитатель делит детей на две группы: одна изображает козочек, и, когда их выпускают на «лужок», они «пасутся» и «блеют»: «Мэ-мэ…». Другие дети – «эхо», они повторяют за «козочками». Потом дети, которые были «эхом», становятся «овечками», они гуляют по «лужку», произнося: «Бэ-бэ…», а остальные дети, как эхо, повторяют звуки.
ИГРА «ЛОВИМ ЗВУК»
Цель: знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание
Ход игры: Воспитатель поочередно демонстрирует детям игрушки, просит назвать их и показать, как кричит то или иное животное: собака (аф-аф-аф, лошадь (иго-го, волк (у-у-у, лягушка (ква-ква-ква, корова (му-му-му, курица (ко-ко-ко, мышь (пи-пи-пи, коза (ме-э-э, машина (би-би-би, барашек (бе-э-э)
Затем дети делятся на две группы. Одна группа детей берет игрушки, прячется за ширму и поочередно показывает, как кричат животные. Другая группа угадывает.
ИГРА «ГРОМКО — ТИХО»
Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Ход игры. Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Развитие связной речи
ИГРА «ХОРОШО-ПЛОХО» (ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ)
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры. В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЁТ»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход игры. У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКУ»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Ход игры. Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.
ИГРА «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: развивать воображение и связную речь.
Ход игры: Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:
Если в комнату принесли кусочек льда, то.
Мальчики весело смеялись, потому что.
Если зимой будет сильный мороз, то.
Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что.
Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что.
Когда наступает день рождения, то.
Если пойдет сильный дождь, то.