Анна Волкова
Картотека дидактических игр «Огородная игротека» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Овощи
Цели: закрепить знания детей об овощах, их названии, форме, размере, цвете, поверхности, вкусе; научить ребят описывать овощи, отмечая их существенные признаки; научить отличать овощи на ощупь и на вкус; закрепить в словаре детей обобщающее слово «овощи» и познакомить с понятием «похожие».
Публикация «Картотека дидактических игр „Огородная игротека“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Оборудование: на подносах 2 набора овощей: морковь, лук, свекла, помидор, огурец; в одном наборе овощи собраны по одному экземпляру, а в другом — парные, большие и маленькие.
Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. На столе воспитателя — овощи на подносах и «чудесный мешочек», они закрыты салфеткой.
«Что лежит на моем столе? (Дети перечисляют.) Как можно назвать одним словом то, что лежит на столе? Правильно, это овощи. Где выросли эти овощи? Правильно, на нашем огороде. А кто их вырастил? ( Дети отвечают: старшие.) А вы им помогали? Мы сегодня рассмотрим эти овощи. Лена, возьми с этого подноса какой-нибудь овощ. (Лена берет морковь.) Что ты взяла? Расскажи о морковке: какого она цвета, круглая или нет. Потрогай ее: какая она».
Так воспитатель помогает ребенку рассказать все, что он знает о моркови.
«Теперь пойдет Толя. Толя, возьми другую морковку с этого же подноса. Она такая же, как первая? ( Толя говорит: она больше.) Значит, морковки похожи, но одна большая, другая маленькая. Положи их в мешочек. Теперь Миша возьмет еще две похожих свеклы и расскажет о них».
Воспитатель вызывает еще одного-двух детей и просит рассказать о других овощах так же, как это делали предыдущие дети.
«Давайте поиграем. Кого я вызову, тот скажет, какие овощи хочет достать из мешочка».
Ребенок называет, затем достает предмет, называет его; дети проверяют.
«Теперь Вова достанет из мешочка похожий овощ, но меньший по величине».
Когда это задание выполнено, воспитатель вызывает двоих-троих детей, одному из них предлагает взять с подноса один овощ и показать другому, а тому — достать такой же из мешочка.
После этого проводится игра «Угадай на вкус», в ходе которой все дети определяют на вкус овощи.
«Какие красивые и вкусные овощи выросли на нашем огороде. Они вырастили их для всех».
«Труд овощеводов и садоводов»
Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Предварительная работа. Для накопления конкретных представлений проводятся наблюдения за работой взрослых на огородах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фруктов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5—6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный комбайн, картофелесажалки и др., подбирают загадки об овощах и фруктах.
В начале занятия воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обобщений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать загадки о них.
Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их выращивает; уточняет, что выращивают их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Подчеркивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить большой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные овощи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.
. «Рассматривание овощных растений»
Цели: закрепить знания детей об овощных растениях и их использовании; уточнить и закрепить знания о листьях овощных растений, научить узнавать растения по листьям и описывать овощные растения; закрепить понятия «овощи», «овощные растения»; воспитать уважение к сельскохозяйственному труду (чтобы получить хороший урожай, надо много работать).
Предварительная работа. За несколько дней до занятия нужно принести в группу гербарий овощных растений. Рассматривая гербарий вместе с детьми, воспитатель учит их узнавать овощи по листьям. Приготовить овощи для рассматривания: лук, картофель, маленький кочан капусты, морковь, свеклу, репу, помидор, огурец, болгарский перец (красный и зеленый). Поставить на подставку гербарии овощных растений. Приготовить на подносах нарезанные овощи для дидактических игр и для угощения (закрыть их салфеткой).
На занятии дети сидят полукругом перед столом воспитателя. Воспитатель проводит небольшую беседу.
«Как называются растения, которые находятся на подносе? Какие овощи росли на нашем огороде? Как мы за ними ухаживали? Какой урожай собрали? Какой праздник устроили после сбора урожая? Значит, у нас на огороде мы собрали хороший урожай, потому что хорошо работали, дружно. Какое сейчас время года? Что продают в овощных магазинах и палатках? Осенью колхозники вырастили хороший урожай и привезли его в город для всех нас. Сегодня мы рассмотрим овощи, расскажем о них и поиграем».
Воспитатель вызывает ребенка (водящего) и предлагает ему рассказать о каком-либо овоще, не называя его. Описывая овощ, ребенок называет его форму, величину, цвет, характеризует поверхность. Остальные дети отгадывают, какой это овощ. Затем водящим становится другой ребенок.
Игра «Овощехранилище»
Цель: напомнить детям о том, что сельские труженики выращивают овощи на огороде, а фрукты — в садах; урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Закрепить представление о том, что некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь, другие — солят (огурцы); что есть овощи, которые хранят и свежими, и солеными (например, капуста); сообщить о том, что овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые; научить отбирать и сгруппировывать предметы по способам использования их в быту.
Оборудование: в ряд расставляют три стола: на одном — овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других — приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на вывеске — овощи, хранящиеся свежими, — картофель, свекла, морковь и др., на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на вывеске — бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения и для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).
«Садоводы и овощеводы вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Для этого кладут овощи и фрукты в овощехранилище».
Затем воспитатель с детьми распределяет и уточняет роли в игре: часть детей будет приемщиками, остальные — земледельцами. «Земледельцы» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщики» рассказывают, почему они отбирают овощи и фрукты для определенного способа хранения, распределяют овощи и фрукты для хранения так, чтобы те не испортились и сохранились свежими и зимой, и весной.
Игра «Съедобное — несъедобное»
Цели: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть — вершки, у других — подземная — корешки.
Оборудование: овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).
Правила игры. Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не один год, и медведь легко будет узнавать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.
Накануне воспитатель читает детям сказку «Мужик и медведь», а затем предлагает вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.
Воспитатель вызывает двух детей. Один из них будет исполнять роль мужика, другой — медведя.
Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю — ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз, например, «сеяли» капусту). Возьму сейчас вершки».
При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей
Игра «Опиши, я отгадаю»
Цели: научить выделять и называть характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения не были ему видны.
«Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам».
Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д. Дети подробно отвечают на вопросы.
После того как дети расскажут о характерных признаках предметов, воспитатель отгадывает загадки.
Игра «Что сажают в огороде?»
Цели: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
«Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы будете внимательно слушать и отвечать. Если я назову то, что растет в огороде, вы ответите "да", если же то, что в огороде не растет, — вы скажете "нет". Кто ошибется, тот проигрывает».
Воспитатель. Морковь.
Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы.
Дети. Да!
Воспитатель. Свекла.
Дети. Да!
Воспитатель. Сливы.
Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!»
Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду, «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
3 «Что мы знаем об овощах»
Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
Занятие начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает стихи «Овощи» Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох!
«Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у себя в гостях.
«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (Дети называют овощи.)
А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (Урожай, плоды.)
Плоды растут. Что еще про них можно сказать?» (Созревают, поспевают, цветут и т. д.)
Почему одни плоды называют овощами, а другие фруктами?» (Овощи растут в огороде,поле,а фрукты — в садах,из фруктов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам, а фрукты на десерт.)
Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.
Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики.
Вопросы, на которые нужно ответить:
— где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород)’,
— из чего их выращивают;
— это овощи или фрукты;
— где используют спелые плоды;
— как цветут растения, на которых они растут;
— из чего состоит плод;
— какой он на вкус, на ощупь и на запах.