Ирина Малянова
Картотека дидактических игр, направленных на закрепление представлений о количестве и счете для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр, направленных на закрепление представлений
о количестве и счете
для детей 5-6 лет.
«Волшебный стул»
Цели. Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10, упражнять в согласовании количественного числительного с существительным.
Публикация «Картотека дидактических игр, направленных на закрепление представлений о количестве и счете для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Ход игры. Для обработки навыка сложения и вычитания в пределах 10. На доске помещается пример: 2 утёнка плюс 3 утёнка - дети должны посчитать пример, соотнести с цифрой, которая закреплена у каждого на груди, выбежать и сесть на волшебный стул. Если пример решён верно, то воспитатель поднимает зелёную карточку; все действия дети объясняют.
«Магазин»
Цели. Закрепление навыка согласования количественных числительных с существительными при пересчете товара
Ход игры. Товаром могут быть игрушки, посуда (закрепление лексики по теме «Игрушки», «Мебель»). Сначала нужно разложить товар, т. к, раскладка товара полезная игра сама по себе. Она учит ребёнка навыкам классификации. Перед началом игры обязательно нужно пересчитать вместе количество товаров каждого вида. Когда все товары разложены, выбирается ребёнок - продавец, остальные дети - покупатели:, которые обращаются к продавцу со словами: «Дайте мне, пожалуйста, пять кукол, три яблока, одного медвежонка (при пересчитывании товара закрепляется навык согласования количественных числительных с существительными).
«Говорящие зигзаги»
Цели. Закрепление навыков быстрого счета, соотнесение цифры количеству предметов, закрепление навыков согласования числительного с существительным.
Оборудование. Карточки с изображением предметов и цифр, сделанные по типу пазлов
Ход игры. У ведущего карточки с изображением предметов, у детей – карточки с цифрами. Ведущий выкладывает карточки с картинками, а дети считают предметы и выкладывают карточку с нужной цифрой. Разрезы на карточках должны совпасть.
«Не зевай!»
Цель: Закреплять в игре счет от 1 до 10. Чтение и запись чисел.
Оборудование: Числовые карточки, фанты.
Игровые задачи: Детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Ведущий (воспитатель, ребенок) рассказывает сказку (читает стихотворение, в тексте которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен быстро ее поднять. Кто не успел быстро вспомнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу шутку, отгадать загадку и др.).
«Сколько?»
Цель: Упражнять детей в счете.
Материал: 6-8 карточек с различным количеством предметов.
Содержание: воспитатель закрепляет на доске 6-8 карточек с различным количеством предметов и говорит: - Тот, кто отгадает загадку, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру, тот получит поощрительную фишку.
Загадываем загадку:
- Сидит девица в темнице, а коса на улице?
Дети отгадывают загадку и пересчитывают морковки на картинке и показывают соответствующую цифру. Кто быстро поднял карточку с цифрой, получает фишку.
«Найди столько же»
Цель. Учить устанавливать равенство предметов при разном их пространственном изображении.
Материал. Карты с двумя полосками (по одной на ребенка). На верхней
пять клеток, в каждой от пяти до десяти кружков. На нижней полоске пустых клеток.
Наборы карточек (по пять штук на каждого ребенка, равных величине клеток. На карточках изображено от пяти до десяти предметов, но расположение их иное по сравнению с кружками на верхней полоске карты.
Содержание. Каждому ребенку дается по одной карте и к ней набор мелких карточек. Ведущий (на занятии – воспитатель) называет число. Играющие находят клетку с соответствующим количеством кружков на карте и на пустую клетку, расположенную под тем же количеством кружков, кладут соответствующую маленькую карточку. Числа можно называть по порядку или вразбивку.
В конце игры дети проверяют, у всех ли на нижней полоске числа расположены по порядку от – 5 до 10.
Правила игры. Класть карточку можно лишь после того, как ведущий назвал число. Выигрывает тот, кто выложил все числа по порядку без ошибок.
«Считай дальше»
Цель: Закреплять количественный и порядковый счет (от 1 до 10). Оборудование: маленький счетный материал, фишки, вымпел победившей команде.
Игровые задания: «Продолжи счет». 2. «Посчитай, сколько яблок в корзине». 3. «Назови свое место в строю» (дети каждой группы становятся друг за другом). 4. «Выполни задание» (ведущий предлагает: «4-й принесет 6 шишек», «7-й сделает 5 прыжков» и т. д.).
«Назови соседей»
Цель: Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 10. Куб или многогранник с цифрами на гранях.
Содержание: педагог подбрасывает куб и ловит его так, чтобы к детям куб был повернут каждый раз новой цифрой. Вызванный ребенок называет «соседей» данного числа, т. е. числа, стоящие до и после.
Правила игры: стоящий на доске ряд цифр помогает детям выполнять задания. Если дети хорошо знают порядок следования натурального ряда цифры можно не выкладывать. Игра проводится в быстром темпе.
«Отгадай, какое число пропущено»
Цель. Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета). Флажки.
Содержание. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности чисел натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.
Правила игры. Не подсматривать, когда убирают карточку. Кто первый
какое число пропущено, получает флажок.
«Живые числа»
Цель. Упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» — они строятся в шеренгу и называют свое число («Один», «Два», «Три» и т. д.). Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Дети меняются, карточками. Игра продолжается.
Правила игры. Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова, водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1.
«Какое число рядом»
Цель. Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал. Мяч.
Содержание. Дети становятся в круг, в центре его – водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит любое число. Поймавший мяч называет последующее или предыдущее число.
Правила игры. Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. Игра продолжается.
Варианты игры.
1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть: предыдущее или последующее.
2. Дети называют не одно, а два числа сразу и предыдущее и последующее.
«Машины»
Цель. Закрепить знания о последовательности чисел в пределе 10; воспитывать организованность, внимание.
Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях «номера машин» - изображение числа кружков от одного до десяти. Три круга того же цвета, что и рули, - для обозначения стоянок машин.
Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули (каждой колонне — одного цвета). По сигналу ведущего (удар в барабан) все бегают по групповой комнате. По сигналу: «Машины! На стоянку!»— все «едут» в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета — в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.
Правила игры. Строиться спокойно, ездить по всей площадке групповой комнаты. Лучшей считается та колонна, которая быстро и правильно построится. Победитель награждается флажком, который прикрепляется к гаражу. При повторном проведении игры в каждой колонне меняется цвет рулей.
«Веселая гусеница»
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Ход игры .
Из картона изготавливается карточка на ней изображение гусеницы. На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.
Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.
«Чьё число больше, меньше»
За ширмой (под платком в коробке) разложить 2 группы предметов, в каждой из которых их не больше 5. Скажите ребенку, какие предметы вы спрятали, не называя их количество. Допустим, камешки и пуговицы. Ребенок выбирает одну из групп. Например: «Мои пуговицы, твои камешки». После этого он вынимает из-за ширмы и подсчитывает, скольтко предметовв обеих группах и каких больше. Если ребенок загадывал предметы, которых окажется больше,
То он получает столько очков, на сколько предметов этой группы больше. За каждое очко дается каой-то приз:смайлик, цветной кружок и т. д. Если ребенок выбрал те предметы, которых меньше, разницу получаете вы. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков. Если угадывающий допускает ошибку в подсчетах и ее замечает партнер, фишка ему не засчитывается. Повторяя игру необходимо поменяться ролями.
«Узнай, чего больше?»
Цель. Учить устанавливать равенство предметов при разном их пространственном изображении.
Материал: лист бумаги с нарисованными на нем 2 группами значков.
Предложить ребенку лист бумаги с нарисованными на нем 2 группами значков, расположенных попарно (в каждой паре по одному значку из каждой группы, например кружок- крестик, кружок-крести, кружок.
Объяснить что кружки- это как будто лодки, а крестики как будто спортсмены. Чего больше, лодок или спортсменов? Всем ли спортсменам хватает лодок? После ответов на эти вопросы можно предложить ребенку отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.
«Угадай, сколько в какой руке»
Цель: знать состав числа.
Материал: определенное количество предметов – от1до 10 (например конфеты, пуговицы, фишки и т. п
В игре могут участвовать двое и больше человек. Ведущий берет в руки определенное количество предметов – от1до 10 (например конфеты, пуговицы, фишки и т. п.) и объясняет играющим, сколько всего у него предметов. Полсле этого за спиной раскладывает в обе руки и просит детей угадать, сколько в какой руке предметов.
Играющие по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим. Ребенок, назвавший числа, сумма которых не соответствует спрятанному количеству предметов, платит штраф (прыгает на одной ноге, бегает столько кругов, сколько в сумме составляют названные им 2 числа и т. д.).