Мира Александровна
Картотека дидактических игр на развитие наглядно-действенного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр на развитие наглядно-действенного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Звени, колокольчик
Цель. Анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.
Оборудование. Колокольчик, укрепленный на подставке, веревка.
Ход игры. Колокольчик, укрепленный на подставке, устанавливается на видном месте так, чтобы дети не смогли достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Стоя на полу, ребенок может свободно достать ее. По обе стороны колокольчика к подставке прикреплены две «ложные» веревки. Они несколько длиннее. Ребенку предлагают позвонить в колокольчик. Задача заключается в том, чтобы он догадался использовать ту веревку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Надо дать возможность ребенку самостоятельно сделать правильный выбор. Если он продолжает дергать за «ложную» веревку, педагог говорит: «Слышишь, не звенит колокольчик, попробуй за другую веревку». В заключение педагог уточняет, с помощью какой веревки удалось позвонить.
Публикация «Картотека дидактических игр на развитие наглядно-действенного мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Шарики
Цель. Продолжать анализировать условия для решения практической задачи, используя вспомогательное средство.
Оборудование. Воздушные шары, стулья, скамейки.
Ход игры. Педагог приносит в комнату несколько воздушных шаров. К ним заранее прикреплены длинные нитки. Дети бросают шары вверх и пытаются их поймать. Часть шаров попадает на шкаф. Чтобы достать их, дети тянут за ниточку, а если ниточки не видно, нужно догадаться взять стул, скамейку, банкетку и т. д. Если они не используют эти предметы как вспомогательное средство, педагог помогает им. В конце занятия он обобщает действия детей : «Если ниточка свисает, шарик удобно достать за нее, а если ниточки нет, надо взять стул, скамейку и достать шар»
Поставь машинку в гараж
Цель. Продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.
Оборудование. Машинка, гараж, тесьма.
Ход игры. Ребенок сидит за столом. Перед ним на столе игрушечный гараж. На противоположном конце стола машинка, к ней привязана тесьма. Рядом несколько наискось от прикрепленной тесьмы располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок ребенок может достать, машинку не может. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать прикрепленную тесьму и подтянул машинку. Педагог предлагает ребенку достать машинку и поставить ее в гараж. Предварительно ребенку надо объяснить, что вставать со стула нельзя. (Занятие проводится аналогично предыдущему.)
Достань
Цель. Продолжать анализировать условия практической задачи; учить искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели; формировать согласованность действий рук.
Оборудование. Мяч, кольцо с сеткой, толкушка.
Ход игры. На улице, играя с детьми в мяч, педагог как бы «случайно» забрасывает мяч в кольцо с сеткой. Чтобы достать его, дети должны использовать толкушку, находящуюся недалеко от сетки. При затруднении педагог напоминает, что надо найти какой-нибудь предмет, который поможет вытолкнуть мяч. После выполнения задания педагог делает соответствующий вывод.
Ловись, рыбка
Цель. Продолжать анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование. Аквариум, целлулоидные рыбки, палочка с колечком, палочка с сачком, палочка с крючком.
Ход игры. В аквариуме находятся целлулоидные рыбки, педагог говорит ребенку: «Посмотри, как рыбки плавают в воде». Затем предлагает ему поймать рыбок. Недалеко от бассейна лежат предметы, перечисленные выше. Если ребенок не догадывается использовать сачок, педагог дает ему возможность попробовать все средства для ловли рыбки. При необходимости он показывает действие сачком. Каждый ребенок должен поймать несколько рыбок. Игру нужно повторить несколько раз в разных условиях, чтобы дети научились действовать сачком.
Достань шарики
Цель. Продолжать анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование. Банка с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком.
Ход игры. Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать». Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия, важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе
более подходящего орудия. При необходимости педагог показывает действие с черпачком.
Покорми зайку
Цель. Продолжать анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование. Банка с морковью, зайка, вилка, ложка, палочка с колечком, черпачок.
Ход игры. Педагог приносит в комнату зайку, говорит, что он хочет есть, и спрашивает, что можно ему дать. Дети называют (капуста, морковь, хлеб и т. д.). Педагог приносит банку с морковью и пытается достать ее рукой, но горлышко в банке узкое, рука не проходит. Педагог просит детей помочь ему. На другом столе лежат сачок, вилка, ложка. Дети должны найти подходящее средство и с его помощью вытащить морковь, т. е. использовать вилку. В конце занятия педагог просит ребенка объяснить выбор орудия.
Забор вокруг дома
Цель. Учить использовать имитирующие орудия труда; продолжать соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия, развивая согласованность действий рук.
Оборудование. Пластмассовый домик, кубики, инструменты (гвоздики, молоток, отвертка, гаечный ключ).
Ход игры. На столе стоит пластмассовый домик. Рядом находится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить гвоздики. Рукой это сделать трудно, нужно забить их в каждое отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвертка, гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ребенок догадался выбрать нужное орудие и использовал его.
Игра с воздушными шарами
Цель. Учить решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.
Оборудование. Воздушные шары, веревочка в рулоне, ножницы.
Ход игры. Педагог надувает шары в присутствии детей и раздает их им. Шары сдуваются. Педагог спрашивает: «Что надо сделать, чтобы с шарами можно было играть?» Если дети не догадаются сказать, что от рулона надо отрезать веревку, то педагог говорит: «Надо веревку отрезать, поищите, чем отрезать». Дети находят ножницы, отрезают ими веревку от рулона, с помощью педагога перевязывают шарики и играют с ними
Достань ключик
Цель. Продолжать анализировать условия для решения практической задачи, используя вспомогательное средство.
Оборудование. Заводная игрушка, ключ, скамейка.
Ход игры. Педагог показывает ребенку заводную игрушку. Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Педагог дает ребенку палку с крючком на конце, но она короткая и он ей не достанет. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся в поле зрения, в качестве вспомогательного средства. Затем подцепить палкой ключ и спустить его. Игра проводится по аналогии с предыдущими.