Елена Васильевна Алексеева
Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для развития представления о геометрических фигурах и форме предметов
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для развития представления о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчё ркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Публикация «Картотека дидактических игр и занимательных упражнений для развития представления о геометрических фигурах и форме предметов» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Игра в развитии дошкольника занимает особое место. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной категории, прежде всего в форме игры.
Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
В методической литературе существует достаточное количество игр и занимательных упражнений для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Однако они не систематизированы, к тому же размещены в разных источниках, поэтому их использование затрудняет практиков. Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями использования игр для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников и недостаточным их использованием в практике.
Во время игровой образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и занимательные упражнения, для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов. В ряде случаев игры несут основную образовательную нагрузку. Дидактические игры и занимательные упражнения включаются непосредственно в содержание игровой образовательной деятельности, как одного из средств реализации программных задач. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и занимательные упражнения, например, на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр и упражнений в том же виде или с усложнением.
Широкое использование дидактических игр и занимательных упражнений важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Мною была поставлена цель и разработана картотека дидактических игр и занимательных упражнений для развития представления о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
«Сосчитай фигуры»
Цель: совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Материал: наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребёнка, рисунки- таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Содержание: Педагог даё т детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата - сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников - сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну». Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.
«Не ошибись»
Цель: закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина)
Материал: три коробки с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трёх цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).
Содержание: Дети делятся на 3 команды. Педагог ставит на ковёр 3 коробки с геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму. Затем предлагает первой команде разложить геометрические фигуры по форме, второй команде – по величине, третьей команде – по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку). После выполнения заданий педагог выясняет: «На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? По какому признаку вы их разделили?» Игровое упражнение повторяется 2-3 раза со сменой задания.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Содержание: в групповой комнате заранее расположены предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. Педагог перечисляет описания геометрических фигур. Дети отгадывают загадки, берут карточки с изображениями соответствующих геометрических фигур и ищут в группе предметы такой же формы. Педагог следит за правильностью выполнения задания и предлагает детям объяснить свой выбор.
«Геометрическое лото»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Материал: карты разделённые на 9 квадратов, поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм.
Содержание: дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделённая на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура. Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.
Педагог предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму. Игра повторяется 2 – 3 раза со сменой карточек.
«Составь целое по его части»
Цель: закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Материал: конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвёртая круга, квадрата или прямоугольника, коробки с остальными частями фигур.
Содержание: в конверте каждого ребёнка находится по одной второй (одной четвёртой) части какой- либо геометрической фигуры. Педагог предлагает составить целую геометрическую фигуру по её части, выбрав недостающие из коробки. После выполнения задания дети определят, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят. Затем педагог уточняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвёртая) часть или целое?»
«Незаконченные картинки»
Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.
Материал: на каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.
Содержание: педагог предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.
«Чиним одеяло»
Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.
Содержание: с помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».
«Путешествие по комнате»
Цель: учить находить предметы разной формы.
Содержание: детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.
«Мастерская форм»
Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.
Материал: у каждого ребенка спички без головок (палочки, окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.
Содержание: педагог: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры : прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание: с начала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
«Назови свой автобус»
Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером
Материал: 4 стула, модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов).
Содержание: педагог ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Материал: тарелки с палочками, разного цвета.
Содержание: педагог предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
«Почему овал не катится?»
Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы
Материал: фланелеграф, модели геометрических фигур.
Содержание: на фланелеграфе размещают модели геометрических фигур : круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры., похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет. (почему) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.
«Где фигура?»
Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Материал: фланелеграф, геометрические фигуры.
Содержание: педагог объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
«Кто быстрее найдет?»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Материал: фигуры стоящие на подставке.
Содержание: детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы. Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Педагог задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.
В заключение педагог задает вопросы: «Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?
«Конструктор»
Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.
Материал: разноцветные фигуры.
Содержание: взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры изображенных, на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида. Игру можно начать, обратившись к детям со стихами.
«Запомни и повтори»
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур.
Содержание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, затем заполнить пустые клетки со знаками 9, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив фигуры и знаки вопроса по - другому.
«Найди парную картинку»
Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.
Материал: карточки с узорами из геометрических фигур.
Содержание: назначают ведущего. Он берет одну из карточек на столе у педагога и, не показывая. Описывает ее устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку. Выигравшим считается тот ребенок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз.
Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих
«Заполни пустые клетки»
Цель: закрепление представление о геометрических фигурах, умений составлять, а сравнивать 2 гр. фигур, находить отличительные признаки.
Материал: таблицы с геометрическими фигурами.
Содержание: играют по двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клетки со знаками вопроса Можно игру проводить по - иному, расположить в таблице фигуры и знаки вопроса.
«Составь фигуру»
Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.
Материал: конверты с геометрическими фигурами.
Содержание: по просьбе педагога дети достают фигуры из конверта, раскладывают их перед собой и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они цвета? Одинакового ли размера? Как можно сгруппировать фигуры, подобрать подходящие? (по цвету, форме, размеру). Составьте группу красный, синий. Желтых фигур. После того, как дети выполнять задание. Воспитатель спрашивает: «Какие получились фигуры группы? Какого они цвета? Какой формы оказались фигуры в первой группе? Из каких фигур составлена вторая группа? Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в третьей группе? Назовите их! Сколько всего фигур желтого цвета? Далее, педагог предлагает перемешать все фигуры и разложить их по форме (величине).
«Найди на ощупь»
Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.
Материал: мешочек, с различными предметами.
Содержание: игра проводится одновременно с двумя-тремя детьми. Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. Педагог по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, заходит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.