Клейменова Оксана
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Прыг-прыг-прыг»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, речь.
Для игры необходимо: кубики, 2 матрешки.
Ход игры:
Постройте лесенку из кубиков, у ее основания и наверху поставьте по матрешке. Попросите ребенка помочь матрешке спуститься. Озвучьте, как спускалась матрешка («прыг-прыг-прыг»). Попросите ребенка повторить. Предложите помочь матрешке подняться и т. д., сопровождая свои действия словами.
«Расстегни пуговичку»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Для игры необходимо: детская одежда с крупными пуговицами.
Публикация «Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Ход игры:
Начинайте с тренировки на пуговицах не надетой на ребенка одежды. Помогайте малышу, направляйте его пальчики, поддерживайте. В случае успеха хотя бы с одной пуговицей похвалите ребенка.
"Что изменилось?"
Цель: развивать наблюдательность, память.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на полку фигуры в определенном порядке (животные, растения, геометрические фигуры и т. д.). Дети смотрят и запоминают. Затем звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети закрывают глаза. В это время воспитатель меняет порядок расположения фигур. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось?» Дети смотрят внимательно и отвечают.
«Волшебный мешочек»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи (огурец, помидор, капуста, перец-зелёный и жёлтый)
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
«Бабочки»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.
Материал: изображение поляны с цветочками (красного, синего, зеленого и желтого цвета, бабочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета)
Ход игры:
У каждого ребенка по бабочке. Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета). Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На красный цветок);
Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т. д. «Куда посадил желтую бабочку?» (под желтый цветочек)
Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель проговаривает ответ за него.
«Строим башенку»
Цель: закреплять знание красного цвета, учить ставить один кубик на другой.
Материал: кубики красного цвета.
Ход игры
Входит педагог, держит в руках красивую коробку с кубиками и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка). Загадывает загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться. (Кубики)
Предлагается посмотреть, что в коробке: (Кубики)
- Посмотри, какие красивые кубики.
- Какого они цвета? (Красного)
- Что из них можно построить? (Предположения ребенка).
- Давай поиграем в интересную игру, которая называется, построим башенку.
Дети строят башенки, затем говорят у кого башенка получилась аккуратнее.
(Вариант такой игры – брать на каждое занятие по конструированию кубики определенного цвета, чтобы дети постепенно запоминали все основные цвета).
«Разноцветные ведёрки»
Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.
Материал: ведёрки четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, красное яблоко.
Ход игры:
-Какие ведёрки стоят на столе? (красное, зелёное, синее и жёлтое) Сейчас вы зажмурите глаза, а я уберу одно ведро. Вы должны угадать, какого ведёрка не стало. Ответить надо так: «Не стало красного ведёрка» (упражнение повторить 4-5 раз)
Воспитатель прячет красное яблоко в одно ведёрко.
- Вы должны внимательно смотреть и заметить, в какое ведёрко я спрячу красное яблоко. Рассказать об этом надо так: «участник спрятал красное яблоко в зеленое ведёрко. Затем другой участник прячет яблоки в разные ведёрки. Дети составляют предложения о его действиях.
«Подбери цвет к предмету»
Цель: знакомить детей с четырьмя основными цветами, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.
Ход игры.
Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
"Большой - маленький"
Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).
Ход:
Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой, затем спрашивает:
- Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) - Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)
"БУСЫ"
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации; различение предметов по форме,цвету и материалу.
Материалы: пуговицы разной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала ; проволока,леска,тонкая нитка.
Ход:
Воспитатель предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по цвету и форме. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.
"Закрой окошки в домике"
Цель: Закрепить знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) ,формировать умение подбирать нужную фигуру, развивать мышление,пространственное воображение.
Материал: геометрические фигуры разных цветов, домики с окошками в форме геометрических фигур.
Ход:
Воспитатель демонстрирует детям домики, в окошках которых изображены мышки. Чтобы спрятать мышку от кота,нужно закрыть окошко в домике фигурой соответствующей форме и цвету.
«ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
Ход:
Рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
«Шарики»
Цель :Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход :
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
"Волшебные колпачки"
Цель: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, мелкой моторики пальцев рук.
Материал: Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т. д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.
Ход :
Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета. Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.
“Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше- меньше, различать понятия “один – много”.
Материал: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Ход:
Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.Самостоятельная деятельность ребенка по показу.