Анна Антипина
Картотека бодрящей гимнастики после сна в детском саду в соответствии с ФОП и ФГОС додля детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Публикация «Картотека бодрящей гимнастики после сна в детском саду в соответствии с ФОП и ФГОС ДОдля детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Варианты бодрящей гимнастики :
разминка в постели и самомассаж;
гимнастика игрового характера;
гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
пробежки по массажным дорожкам;
самостоятельная;
лечебно-восстановительная;
музыкально-ритмическая.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают, переходят в групповую комнату, где выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на носках и пятках, парами, медленный бег и т. д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задание на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т. д. Такие коврики-дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.
Комплексы бодрящей гимнастики составляются 1 комплекс на 2 недели в любой возрастной группе. В течение этого времени дети запоминают упражнения и без труда и с радостью их выполняют. Движения, связанные каким – либо образом или сюжетом, увлекают детей, игровой образ подталкивает к выполнению подражательных движений.
ДЕКАБРЬ
Комплекс № 7Чтобы быть здоровыми
(С элементами корригирующей гимнастики и самомассажа)
Проводится в групповой комнате.
Воспитатель.
Кто, кто в этой спаленке живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Сони, Саши, Вани — все проснулись,
С боку на бок вместе дружно повернулись,
Вдруг, откинув одеяла, улыбнулись
И сказали дружно-дружно: «Мы проснулись!»
(Звучит спокойная музыка. Дети встают с кроватей и проходят
в групповую комнату. Задания выполняются на «дорожке здоровья».)
•«Дорожка здоровья». Ходьба по ребристой поверхности; ходьба «змейкой» между кеглей; прыжки на двух ногах обруча в обруч; ходьба по канату; подлезание под дуги; ходьба по коврикам с шипами; бег друг за другом по кругу. (После выполнения заданий на «дорожке здоровья» дети садятся на пол в круг и выполняют самомассаж ступней ног (по показу воспитателя).
•Массаж ступней. Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем можно перейти к растиранию внешней и внутренней частей ступни по направлению от пятки к пальцам. После поглаживания и растирания — поколачивание ступней. Для выполнения этого упражнения необходимо восемь—десять раз слегка ударить по ступне тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Заканчивается массаж поглаживаниями каждой ступни.
Наши ножки сил полны,
И теперь нам не страшны
Лесенки и горки.
Заниматься спортом
Очень любит детвора.
На прогулку нам пора.
Е. Виноградова
•Дыхательное упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Выдох удлинен. Указание: учить детей дышать в темпе 3—6 с; короткий вдох, задержка ды-шыхания, длинный выдох.
Воспитатель.
Мы дышали и играли,
Много нового узнали.
Ручки тянем высоко,
Вот как дышится легко!
Е. Виноградова
Комплекс № 8 Мои игрушки
(С элементами дыхательной гимнастики и самомассажа)
Проводится в постели.
Воспитатель. Дети, я знаю, что вы любите играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем в наших упражнениях разные игрушки. Представьте, что вы в магазине игрушек. Слушайте меня внимательно, я буду загадывать вам загадки.
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружка,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Дети. Это кукла.
•Упражнение «Кукла» И. п. — лежа на спине.
Любим мы играть и даже
Кукол вам сейчас покажем
Ровно улеглись в постели
И направо посмотрели,
Тут же глубоко вздохнули
И головки повернули. Дети поворачивают голову направо — вдох.
А теперь мы выдыхаем,
Смотрим вверх и отдыхаем,
Дышим ровно, не спешим,
То же влево повторим
Выдох, возвращаются в и. п.
Поворачивают голову налево — вдох, возвращаются в и. п. — выдох. Повторить шесть раз; темп умеренный
Е. Виноградова
Указание: не выполнять резких движений головой.
Воспитатель.
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Он совсем не хочет спать,
Положу — встает опять
И стоит — качается.
Как он называется? (ответы детей)
•«Ванька-встанька». И. п. — лежа на спине. 1 — поворот направо всем туловищем. 2 — вернуться в и. п. 3 — поворот налево. 4 — вернуться в и. п. Повторить по четыре раза в каждую сторону; дыхание произвольное.
Воспитатель. Хлоп — и конфета стреляет как пушка.
Каждому ясно — это. (хлопушка).
• «Хлопушка». И. п. — лежа на спине. 1 — согнутую правую ногу в колене поднять вверх, выполнить под ней хлопок. 2 — вернуться в и. п. То же проделать другой ногой. Повторить шесть раз; темп быстрый.
Воспитатель.
Совсем не нужен ей водитель,
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится.
•«Машина». И. п. — лежа на спине. 1 — вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 2—3 — вращательные движения ногами. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп сначала умеренный, затем быстрый, затем медленный.
Воспитатель.
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает.
(Барабан.)
«Барабан». И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 — ударить кулачком правой руки по кровати. 2 — ударить кулачком левой руки по кровати. 3 — топнуть пяткой правой ноги по кровати. 4 — топнуть пяткой левой ноги по кровати. Повторить шесть раз. Воспитатель.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Воздушный шар.)
•«Надуваем воздушный шарик». И. п. — сидя на кровати. Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1-2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Выдох удлинен. Указание: учить детей дышать : вдох — 3 с, выдох — 6 с; вдох короче, выдох длиннее.
Воспитатель. Отгадайте, какая игрушка мне нравится больше всего.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил:
Папа парня с длинным носом
Из полена смастерил.
(Буратино.)
Давайте слепим лицо Буратино.
•«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам.
•«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям от носа к вискам.
•«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Несколько раз закрыть и открыть глаза.
•«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить четыре раза. В конце упражнения показать, какой длинный нос у Буратино, и слегка подергать себя за нос.
•«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнении слегка подергать себя за уши.
•«Веселый Буратино». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и. п. Повторить шесть раз.
•Дыхательное упражнение «Ах!» И. п. — сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1 — вдох. 2—4 — выдох. На выдохе произнести «ах-х-х». Повторить шесть раз. Указание: вдох и выдох медленные.
Воспитатель. А теперь вставайте с кроваток, одевайтесь, умывайтесь. Вас ждут ваши любимые игрушки.
ЯНВАРЬ
Комплекс № 9 Герои сказок
(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель. Доброго дня, ребята! Вы любите сказки? (Ответы детей.)
Как здорово, что в сказках
Все сложно и все просто,
Конец у них счастливый,
Недолгая беда.
А то, что необычно,
И то, что невозможно,
Обычным и возможным
Становится всегда.
М. Пляцковский
Подумайте и скажите, кто у вас самый любимый сказочный герой?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Послушайте загадку.
Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?
Дети. Баба Яга.
• «Баба Яга». Нахмуриться, как Баба Яга. При этом напрягаются мышцы лица. Затем расслабиться. Повторить шесть раз.
Воспитатель.
Был поленом, стал мальчишкой,
Обзавелся умной книжкой.
Кто это? (Ответы детей)
•«Буратино». И. п. — лежа на спине. 1 — одновременно поднять верх ноги и руки перед собой. Пальцами правой руки дотронуться до пальцев левой ноги. Пальцами левой руки дотронуться до пальцев правой ноги. 2 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп умеренный.
Воспитатель.
Была она артисткой,
Прекрасной как звезда.
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
(Ответы детей.)
•Мальвина». И. п. — сидя на кровати, руки опущены. 1 — обе руки поднести ко рту. 2 — руки в стороны, одновременно произнести «ах!» 3 — обе руки поднести ко рту. 4 — руки опустить, одновременно произнести «ох!» Повторить шесть раз. Темп умеренный.
Воспитатель. Следующее упражнение называется упражнение называется «Стойкий оловянный солдатик».
•«Стойкий оловянный солдатик». И. - п. — стойка на коленях, руки опущены и прижаты к туловищу. 1—2 — наклониться назад как можно ниже. 3—4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: спину держать прямо.
Воспитатель.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал-
А лисице на зубок
Все ж попался. (Колобок).
•Колобок». И. п. — лежа на спине. 1 — согнуть ноги в коленях, прижать колени к груди и обхватить их руками. 2-3 покачаться на спине вперед-назад. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз. Указание: каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
Воспитатель.
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами. (Конек-горбунок)
П. Ершов
(Ответы детей.)
•«Конек-горбунок». И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. 1—3 — выгнуть спину. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный. Указание: плечи не отрывать от кровати.
Воспитатель.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш. (Малыш).
• «Малыш». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища 1 — потянуть правую ногу пяточкой вперед, правую руку вытянуть вверх над головой. 2 — то же выполнить лев рукой и левой ногой. 3 — выполнить то же двумя руками и ногами вместе. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный. Указание: хорошо потянуться.
(Дети встают и переходят в групповую комнату.)
• «Скороговорка». Ходьба обычная. Во время ходьбы повторять скороговорку:
Подходит выходной,
В выходной отдохнем.
Повторить три раза; темп сначала медленный, затем быстрый.
• Дыхательное упражнение «Дуем друг на друга». 1—2 вдох. 1—4 — выдох. Повторить четыре раза.
Комплекс №10 Внешность человека
(С элементами самомассажа и дыхательной гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель. Мы сегодня поговорим о внешности человека. У каждого из нас есть глаза, нос, рот. Однако внешность у нас разная. Я буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать и показывать упражнения.
(Дети ложатся поверх одеял)
Воспитатель.
На одной горе много травы,
Да скот эту траву не ест. (Волосы.)
Выполним упражнение.
•«Ухаживаем за волосами». И. п. - лежа на спине. Сильным нажатием пальцев и круговыми движениям имитировать мытье головы. Расчесывать волосы пальцами словно расческой (25 с).
Воспитатель.
Два соболя лежат хвостами друг к другу.
(Брови.)
Выполним упражнение.
•«Густые брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом проводить по бровям. Пощипывать их от переносицы к вискам и обратно (25 с).
Воспитатель.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.)
Правильно, это глаза, выполним упражнение.
•«Глазки проснулись». Круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую (30 с).
Воспитатель. Какие красивые у вас глаза. У кого-то голубые, у кого-то зеленые, карие. Для чего нам нужны глаза? Какие правила мы должны с вами выполнять, чтобы наши глаза всегда хорошо видели? (Ответы детей)
Вот гора, у горы две две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.
(Нос.)
Правильно, это нос. Выполним упражнение.
•«Слепим нос». Одновременно указательными пальцами каждой руки постукивать по крыльям носа, затем подергать за кончик носа (25 с).
Воспитатель. Кто все слышит, но не говорит?
(Уши.)
Правильно, это уши. Выполним упражнение.
•«Поиграем с ушами». Пощипывать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла. В конце упражнения слегка подергать себя за уши (25 с).
Воспитатель.
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет;
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
Правильно, это улыбка. Выполним упражнение.
•«Красивая улыбка». Сидя на кровати, несколько раз повернуться и улыбнуться друг другу.
Воспитатель.
За белыми березами бездонная яма. (Зубы.)
Когда едим — они работают.
Когда не едим — отдыхают.
(Зубы.)
Правильно, это зубы. Выполним следующее упражнение.
•«Крепкие зубы». Предложить детям постучать зубами (20 с).
Воспитатель. Какие правила мы должны соблюдать, чтобы наши зубы не болели?
(Ответы детей.)
• Дыхательное упражнение «Хорошо!» 1 — вдох. 2—4 — выдох. На выдохе произнести слово «хо-ро-шо». Повторить три – шесть раз; темп медленный.
(Закаливающие процедуры)
ФЕВРАЛЬ
Комплекс № 11 Идем в поход
(с элементами дыхательной и корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель. Ребята, совсем скоро мы пойдем с вами в поход в лес. Отгадайте загадки и покажите отгадки в упражнениях. Будьте внимательны.
Снизу подковка,
Наверху веревка,
Куда шагают —
И сами не знают. (Ботинки.)
•«Надеваем обувь». И. п. — сидя, руки опущены. 1 — клон к правой ноге (имитация надевания обуви). 2 — вернуться в и. п. 3 — наклон к левой ноге. 4 — вернут в и. п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
Воспитатель.
Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками —
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак.)
Правильно, это рюкзак. Выполним упражнение.
•«Собираем рюкзак». И. п. — сидя на кровати, ноги вместе, руки опущены. 1 — поворот направо, обеими руками дотронуться до кровати справа. 2 — вернуться в и. п. 3 — поворот налево, обеими руками дотронуться до кровати слева. 4 - вернуться в и. п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
Воспитатель.
На привале нам поможет:
Суп варить, картошку печь.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь.
(Костер.)
Правильно, это костер. Выполним упражнение.
•«Раздуваем костер». И. п. — сед, руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три – пять раз, темп медленный. Указание: выдох длиннее вдоха.
Воспитатель.
Плывут туристы по реке
Или идут пешком,
У них всегда есть в рюкзаке
Складной красивый дом.
(Палатка.)
Правильно, это палатка. Выполним упражнение.
•«Устанавливаем палатку». И. п. — сед, руки опущены. 1 — наклон вперед как можно ниже, выпрямить руки, ударить ладошками по кровати («забили» колышки для палатки). 2 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный.
Воспитатель. На природе можно поиграть в любые подвижные игры. О какой игре идет речь в следующей загадке?
Отбил ракеткой я волан,
Противника разрушил план. (Бадминтон.)
Правильно, это бадминтон. Выполним упражнение.
•«Играем в бадминтон». И. п. — сед ноги врозь (узкое положение, руки опущены. 1 — поднять правую руку вверх, отвести назад, замахнуться вперед (имитация удара ракетки волану). 2 — вернуться в и. п. 3 — то же выполнить левой рукой. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Воспитатель. В походе приходится много ходить. Поэтому ноги должны быть сильными, походка естественной, красивой. Выполним следующее упражнение.
•«Тренируем ноги». И. п. — лежа на спине, руки за головой. 1—3 — поднять ноги вертикально вверх, образуя прямой угол, передвигать ногами так, как будто едут на велосипеде. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный.
Воспитатель. Что необходимо сделать с костром, когда придет время уходить из леса? (Ответы детей.)
Воспитатель. Верно, потушить его. Выполним упражнение.
•«Тушим костер». И. п. — сед, руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три – пять раз. Указание: выдох длиннее вдоха.
Воспитатель. Немного отдохнем, вспомним правила поведения в лесу.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Н. Рыжова
Комплекс №12 Повторяем цифры
(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)
Проводится в постели, затем в групповой комнате.
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять,
Просыпайтесь, хватит спать!
Цифры в гости к нам пришли:
Единицы и нули,
Двойки, тройки и пятерки,
Семь и восемь, девять.
Что мы будем делать?
«Добрый день» мы цифрам скажем,
Упражненья им покажем.
Е. Виноградова
Цифра вроде буквы «о» —
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
По не значит ничегошеньки!
С. Маршак
•Круглый ноль». И. п. — лежа на спине, руки в стороны. 1 - поднять руки перед грудью, соединить пальцы рук.
2 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: соединить руки и развести их так, чтобы получился круг.
Воспитатель.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
С. Маршак
•«Величавая единица». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять руки над головой, хорошо потянуться. 2 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный. Указание: руки тянутся вверх, ноги — вниз.
Воспитатель.
А вот это цифра «два».
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею. С. Маршак
•«Великолепная двойка». Предложить детям самим изобразить двойку. Повторить пять раз.
Воспитатель.
Погляди на цифру «три» —
Точно ласточка, смотри. Г. Виеру
•«Подышим». И. п. — сидя, ноги вместе. Вдох через нос| продолжительный выдох через рот. Повторить три раза.
Воспитатель.
Делал Егорка
С мамой уборку.
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он
На четыре. В. Бакалдин
•«Смешная четверка». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять ноги, согнутые в коленях, одновременно руки поднять над головой. 2 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: голень держать параллельно кровати.
Воспитатель. О какой цифре говорится в этих строчках?
Налитая,
Симпатичная,
Цифра
Самая отличная.
Ф. Дагларджа
Правильно, это цифра «пять».
•«Отличная пятерка». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — без помощи рук сесть, руки за голову. 2 - вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
Воспитатель. Мы с вами повторили цифры — ноль, один, два, три, четыре, пять. Продолжим повторять цифры в следующий раз. А теперь давайте вспомним крылатые выражения, где встречаются цифры.
Ноль без палочки. Ноль внимания. Один в море — не рыбак. Одна нога тут — другая там. Уплетать за обе щеки. Как две капли воды. От горшка два вершка. Плакать в три ручья. Иди на все четыре стороны. Знать как свои пять пальцев. (Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.)
Воспитатель.
Все проснулись? В круг встаем
И сейчас играть начнем.
Чтоб здоровыми расти,
Сосчитаем до пяти.
Повторяйте все за мной.
Сцепим ручки за спиной,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим. Дети делают вдох-выдох.
Все ладошки вверх подняли,
Пальчики пересчитали:
Раз, два, три, четыре, пять,
До пяти легко считать. Считают.
Будем делать столько раз
Упражнение сейчас. Повторяют пять раз.
Раз — и на носочки встали. И. п. — стоя, руки опущены Поднимаются на носочки.
Два — И ручки вверх подняли. Руки через стороны вверх.
Три — на пятки опустились. Четыре — ручки вниз, глаза закрыли, Возвращаются в и. п.,
закрывают глаза.
Пять — давайте повторять. Повторяют пять раз.
Ручки в стороны, считаем,
Влево, вправо корпус наклоняем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе весело играть,
Раз, два, три, четыре, пять,
Ритм хлопками отбивать. Выполняют движения в соответствии с текстом
Раз, два, три, четыре, пять,
Щечки, глазки умывать, Раз, два, три, четыре, пять,
Ручки, ножки закалять!
Проводятся закаливающие процедуры.