Клушина Наталия
Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников с патологией зрения во всех образовательных областях с учетом федеральных государственных требований в контексте основных целей образовательной программы учреждения; формирование навыков его социально-адаптивного поведения.
Задачи: для воспитанников создать атмосферу эмоционального комфорта, условия для творческого самовыражения, для проявления познавательной активности, для профилактической и коррекционно-развивающей работы с учетом патологии зрения и других нарушений.
Способствовать привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Предметно-пространственная среда в нашей группе во всех центрах направлена на коррекционную помощь и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, с опорой на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, служит удовлетворению его потребностей и интересов.
При формировании развивающей предметно- пространственной среды группы учитывались принципы её построения, рекомендованные ФГОС:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности;
- принцип стабильности – динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- гендерный принцип
- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- принцип доступности, обеспечивается свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, по всем основным видам деятельности.
Предметно- развивающая среда отвечает требованиям безопасности воспитанников в соответствии с нормами СанПина.
Состояние и оформление помещений с учетом достаточного освещения, Цветовая палитра группы представлена теплыми, пастельными тонами, удобное и безопасное расположения мебели. Групповое помещение укомплектовано мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей - столы устанавливаются вдоль окон так, чтобы свет падал слева. Для детей с низкой остротой зрения столы располагаются ближе к педагогу и доске; передвижная доска - темно - зеленого цвета. - во время занятий по художественному творчеству используются мольберты.
Предметно - развивающая среда адаптивна, обеспечивает доступность восприятия и усвоения опыта, а так же способствовует формированию компенсаторных механизмов.
Предметно - развивающая среда нашей группы:
Центр активности (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя):
1. Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Все это отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованная полка с разметкой улицы и дорог, туда же входят мелкий строительный материал и дорожные знаки.
Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения.
2. Центр игры «Раз, два – начинается игра» - ведущую роль игровая деятельность. Большое место в предметно - образовательной среде отводится сюжетно-ролевой игре. Этот центр предназначен для формирования у детей основ культуры
общения, закрепление знаний об окружающей действительности и жизни в социуме через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность.
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Универсальные игровые макеты – модули и соответствующие атрибуты располагаются в местах легкодоступных детям. Имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием.
3. Центр двигательной активности «Здоровичок», где располагается оборудование, как традиционное, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов и родителей.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группе созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.
Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
Центр направлен на формированию ценности здорового образа жизни, на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты.
4. Центр конструирования «Самоделкино».
• строительный
Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает нмного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида – крупный, мелкий, деревянный) можно перемещать в любое место группы и предоставлять данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Нкаши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
•
манипулятивный
Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группах большое внимание обращается на наполнение игровых зон оборудованием для конструктивной и графо-моторной деятельности.
5. Центр музыкально - театрализованной деятельности «Задоринки».
Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.
Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы и различные виды театров (кукольный, теневой, настольный/, пальчиковый, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Спокойный сектор:
• Творческая мастерская «Город мастеров». Центр художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
• В центре грамотности «Говорушки» находятся различные дидактические игры по развитию речи воспитанников, серии картин и иллюстраций для установления последовательных событий, разрезные сюжетные картинки,
так же различные материалы, способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры, ребусы, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
•
Мир книги «Я познаю мир». В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр. Главный принцип подбора книг – минимум текста, максимум иллюстраций. В книжном уголке помещаются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся на протяжении всего учебного года и их литературные произведения. Так же детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
• В нравственно – патриотическом центре «Россия – Родина моя» помещена государственная символика родного города, Красноярского края и России. Здесь находятся пособия отражающие многонациональность нашего края и Родины. Оформлены альбомы «Мой край», «Моя семья», «История родного города» и др.
• Центр Математики «Планета размышлений» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагается нормативно – знаковый материал: магнитная доска, набор карточек на сопоставлении цифры и количества. Достаточно широкий выбор дидактических игр, различных видов мозаик, современных пазлов. Развивающие игры «Воскобовича», «Монгольские игры», «Палочки Кюизенера», «Разрезной квадрат Никитина», «Логические блоки Дьениша» и др. Игровое оборудование создает насыщенную целостную среду. Центр решает задачи – формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
• Центр опытно-экспериментальной деятельности «Почемучкино» представлен объектами для исследования в реальном действии. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности (лупы, мензурки, компас, минералы, семена и др. материал). В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений, ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «Почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей.
• Экологический центр «Зеленая лаборатория» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Центр содержит различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растений; инструменты по уходу за этими растениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный огород. Также в данном центре присутствуют дидактические игры экологической направленности, серии картин времена года, животный и растительный мир, муляжи овощей и фруктов и т. п. важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. В экологическом центре находятся детские поделки из природного материала, экспонаты природы.
Центр отдыха «Не мешайте мне мечтать». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок «Уединения и релаксации» Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир тишины. «Уголок уединения» располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.
Таким образом, главной задачей при создании адаптивного пространства в условиях дошкольного учреждения, является создание такой среды, в которой ребёнок будет чувствовать себя увереннее, понимать и принимать её предметную, пространственную, временную и смысловую организацию.
Доминирующим в нашей группе являются центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры для развития:
• зрительного восприятия;
• ориентировки в пространстве;
• осязания и мелкой моторики;
• социально-бытовой ориентировки;
Формирование коррекционно-развивающей среды, через разработку специальных пособий, соответствует зрительным возможностям детей, помогает преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку. Все предметы яркие и привлекательные: вкладыши-формы, предметы-головоломки, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений, «лото».
Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, координации рук и глаз и мелкой моторики. Хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения.
Дети учатся захватывающим движениям ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту, игрушками, учатся вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать.
Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», различные виды мозаик, конструкторов, заслонённые изображения предметов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Широко используем творческие новинки коррекционно-педагогического материала. Учебные зоны в группах старшего дошкольного возраста для детей с нарушениями зрения оборудованы специальными конторками доктора В. Ф. Базарного, зрительно - вестибулярными тренажерами «ЗЕВС», обеспечивающими профилактику нарушения зрения и нервно-психического утомления, повышающими стрессоустойчивость воспитанников, подвижными сенсорно-дидактическими фиксаторами карточек.
Карточки-изображения меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность предметно – развивающей среды.
Умело сочетаем создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием, например по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т. к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.
Для предупреждения общего и зрительного утомления постоянно используем проведение зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии.
Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для. формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Благодаря совместной работе воспитателей и родителей предметно- пространственная развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноценными участниками педагогического процесса. Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. В приемной мы оформили информационные стенды: «Для Вас Родители…»; «Прочтите, это интересно» и «Мир глазами детей».
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется.