Петровская Наталья Алексеевна
Календарное планирование в старшей группе. Неделя «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра «Мыши».
Формировать умение детей правильно выполнять игровые действия в качестве игрока и водящего. Развивать быстроту и ловкость, способствовать закаливанию детского организма. Повышать речевую и двигательную активность детей.
Дидактическая игра «Испорченный телефон».
Развивать у детей слуховое восприятие, внимание, умение регулировать силу своего голоса, четко произносить слова громко или ше-потом.
вечер Работа в уголке физического воспитания: упражнения с мячом.
Упражнять детей в ловле мяча на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола).
Публикация «Календарное планирование в старшей группе, Неделя „Насекомые“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Индивидуальная работа по экспериментальной деятельности: оздоровительная игра на преодолений последствий болезни сердечно - сосудистой системы «Дни недели».
Развивать чувства равновесия, умения
ориентироваться в пространстве; развивать внимания, быстроты реакции, воспитание выдержки, терпения; тренировать различные навыки в ходьбе, беге и т. д. Оздоровительная гимнастика после сна.
Упражнение «Жуки».
Развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.
Хозяйственно-бытовой труд: моем игрушки.
Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление его поддерживать. Закреплять умение детей выбирать самостоятельно игрушки, которые необходимо привести в порядок.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей. Предложить детям Настольно-печатную игру «Домино».
Закреплять знания детей о видах транспорта, формировать умение использовать знания и опыт для решения игровых задач.
Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность.
Предложить детям выполнить произвольный рисунок, выбрать для воплощения замысла различи материалы.
прогулка Наблюдение за солнцем.
Обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над гори-зонтом по длине тени от колышка. Помочь сделать вывод о связи изменения положения солнца с тем, что стало очень тепло.
Подвижная игра «Успей пробежать».
Закрепит умение детей соблюдать правила игры, следить за соответствием своих действий правилам. Развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений, творчество в двигательной деятельности.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней. Учить комбинировать движения, совершен-ствовать технику их выполнения.
вторник непосредственно - образовательная деятельность образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей
утро Индивидуальная работа по ФЭМП.
Формировать навыки ориентации по плану- карте, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Придумай предложение».
Развивать речевую и мыслительную активность. Познакомить детей с различными конструкциями. Формировать интерес строить предложение по образцу. Утренняя гимнастика.
Развивать умение дифференцировать ощущения напряжения и расслабления.
Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «Прилетела к нам вчера, полосатая пчела».
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Разгадывание загадок про насекомых.
Формировать у детей умение разгадывать загадки-описания.
Дежурство в уголке природы: поливаем растения.
Закреплять умение детей выбирать растения, которые нуждаются в поливе. Настольные игры: игры с мозаикой.
Закреплять умение детей создавать узор из цветной мозаики по образцу, по представлению; придумывать узор, изображать при помощи мозаики не-сложные рисунки.
Работа в уголке физического воспитания: самостоятельная деятельность.
Напомнить детям правила безопасности. Помочь в выборе различных атрибутов, организовывать игры. Развивать самостоятельность, творчество в двигатель деятельности.
НОД Познавательно-исследовательская деятельность. ФЭМП
Тема: «Шаблон, счет до 14».
Задачи: Повторить счет до 14. Закрепить: - умение создавать геометрические фигуры с использованием шаблона; - умение составлять числа из двух меньших чисел; - умение создавать узор из разных геометрических фигур и линий, совершенствовать технику горизонтальной и диагональной штриховки в тетрадях; - знания о пространственных отношениях на планете, смехе.
Методы и приемы: Игровой прием; работа по схеме; решение задач; выполнение задания; логическое задание; физическая минутка; работа в тетрадях; вопросы; анализ. ;
Материалы и оборудование: карточки (числовые и цифровые – от 4 до 14); цветные полоски, имитирующие палочки Кюизенера; план группы, листы бумаги, тетради в клеточку, карандаши.
Литература: Л. В. Минкевич, стр. 160.
Музыкально-художественная деятельность. (по плану музыкального руководителя).
Слушание «Звуки природы». Продолжать развивать основы музыкальной культуры, развивать дифференцированное восприятие, учить высказывать свои мысли об услышанном. Пение «Время пришло», «Особенный день». Воспитывать дружеские, теплые чувства к своим близким; Учить петь в оживленном темпе, начинать точно после вступление; Развивать творческие способности, учить импровизировать мелодию на заданный текст. Музыкально-ритмическое движение: «Барбарики». Совершенствовать выразительности движений, учить запоминать форму, композицию танца, ориентир в пространстве, воспитывать осанку.
Роль воспитателя: Организовать детей, следить за осанкой, постановкой головы при движениях, за правильным положением руки. Отрабатывать отдельные элементы танцев, закреплять знания правой и левой стороны, сужать и расширять круг.
прогулка Подвижная игра «Пятнашки».
Способствовать совершенствованию техники бега; учить детей соблюдать правила игры, воспитывать чувство товарищества и кол-лективизма.
Труд в природе: прополка огорода.
Показать значимость проводимой работы; воспитывать трудолюбие и дисциплинированность.
Наблюдение за насекомыми : бабочки.
Предложить детям понаблюдать за бабочкой, описать ее внешний вид, поведение. Рассказать детям о том, чем питаются бабочки, как выводят потомство, о превращениях, которые претерпевает бабочка за свою жизнь (яйцо - гусеница - куколка - бабочка).
Дидактическая игра «Повторяйте друг за другом».
Закреплять умение детей понимать игровую задачу, пояснять, как нужно действовать игрокам. Развивать память, внимание.
Спортивные упражнения: катание на самокате.
Совершенствовать технику езды на самокате; учить организовывать соревнования, справедливо оценивать свои действия и действия соперника.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Формировать у детей культуру движений, поощрять инициативность, самостоятельность, творчество.
вечер Индивидуальная работа. Дидактическая игра «Живые цифры». Усложнение: перевернутые карточки лежат на столе.
Закреплять понимание детьми отношений между числами натурального ряда, формировать умение находить место заданного числа в ряду натуральных чисел.
Индивидуальная работа. Загадывание загадок с рифмой-подсказкой.
Закреплять умение детей анализировать и сопоставлять признаки загаданного объекта. Обогащать словарный запас. Оздоровительная гимнастика после сна.
Дыхательные упражнения и игры
"Комар".
Развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Работа в уголке книги: ремонт книг. Предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предположить, какие правила работы с книгой был нарушены.
Эксперимент с водой: «Звенящая вода».
Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Заинтересовать играми с крупным строительным материалом.
Упражнять детей в сооружении знакомых построек по памяти, побуждать их к проявлению творчества и изобретательности;
Самостоятельная конструктивная деятельность.
Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Предложить игру «Кто? Чем? занимается».
Закреплять знания детей по данной теме.
прогулка Наблюдение за погодой.
Предложить детям дать характеристику погоды, составить мини рассказы на тему «Погода, которая мне нравится». Развивать связную речь детей, активизировать в речи понятия, связанные с характеристикой погоды.
Подвижная игра «Ловишки с ленточками».
Совершенствовать выполнение детьми основных движений при беге, учить действовать в соответствии с тактикой игры (игрокам нужно убегать от водящего, двигаясь в разные стороны, избегать столкновений, быстро ориентироваться в пространстве). Способствовать совершенствованию функциональных возможностей организма.
Спортивная игра бадминтон.
Развивать гибкость лучезапястных суставов, силу, глазомер.
среда непосредственно - образовательная деятельность образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей
утро Индивидуальная работа по развитию речи.
Упражнять детей в употреблении сложных предлогов (из-за, из-под). Закреплять умение детей правильно включать их в различные речевые конструкции. Развивать грамматический строй речи, внимание.
Индивидуальная работа в уголке сенсорного воспитания: игры с дере-вянным строительным материалом.
Совершенствовать умение детей выделять в процессе восприятия различные качества предметов, сравнивать их по форме. Утренняя гимнастика.
Формировать радостное, бодрое настроение.
Рассматривание иллюстрации на тему «Насекомые».
Предложить детям составить рассказы-описания по рисункам, используя опыт наблюдения за объектами живой природой. Обогащать словарь, учить использовать образные выражения.
Упражнение «Аккуратный шкафчик».
Формировать навыки самообслуживания, стремление следить за своим внешним видом. Игровая деятельность по интересам детей.
Развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг.
Заинтересовать играми по обучению грамоте «Соедини картинки», «Составь слово».
Закреплять буквы русского алфавита, обогащать словарный запас детей, активизировать речь, развивать произвольное внимание, логические мышление, память.
НОД Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Тема: «Насекомые».
Задачи: Уточнить и укрепить знания детей о насекомых, об их строении, способе размножения, о питании. Учить выделять характерные признаки различных насекомых. Упражнять в составлении рассказа-описания по схеме. Развивать мышление, память.
Методы и приемы: Игровой прием, беседа, рассказ, чтение слогов, чтение четверостишия, произношение звука, физкультминутка, загадки, дидактическая задача, анализ.
Материалы и оборудование: картинки с изображением домов, план- схема с изображением различных предметов.
Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: «Улитка».
Задачи: Развивать эстетическое восприятие, творчество и воображение. Закреплять технические навыки и умения. Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение предмета, использовать разные техники (рисование ладошкой, кисточкой и тычком жеской полусухой кисти). Учить гармонично сочетать цвета.
Методы и приемы: Диалогический метод, игровой прием, рассматривание картинок, показ, объяснения, уточнение, пальчиковая гимнастика, вопросы, анализ.
Материалы и оборудование: Иллюстрации, альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тряпочки.
Литература: «рисование с детьми 5 – 6 лет» Колдина Д. Н, стр. 80.
Двигательная деятельность. (по плану физ. инструктора).
Роль воспитателя: Следить за осанкой детей, за выполнением ОРУ, работа с подгруппой детей, организация подвижной игры.
прогулка Наблюдение за бабочками.
Предложить детям по результатам наблюдения выделить в строении бабочек черты, характерные для всех насекомых; особенности строения и поведения бабочек. Воспитывать бережное отношение к природе.
Труд в природе: посадка семян на огороде.
Закреплять умение детей высаживать семена овощных культур, формировать соответствующие трудовые навыки, знакомить с правилами личной гигиены. Поощрять желание приносить пользу.
Подвижная игра «Улиточка».
Формировать умение детей ходить и бегать легко, ритмично; изменять направление и темп движения в соответствии с игровой ситуацией. Развивать память, внимание, ловкость, быстроту реакции. Воспитывать умение действовать в коллективе.
Дидактическая игра «Помоги найти».
Закреплять умение детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды.
Спортивные упражнения: катание на самокате.
Упражнять детей в умении кататься по кругу, плавно выполнять повороты; учить по сигналу воспитателя (зеленый, желтый, красный флажок) продолжать, возобновлять движение или останавливаться.
вечер Индивидуальная работа по развитию речи: дидактическая игра «Рифмы».
Продолжать знакомить детей с правилами стихосложения. Учить подбирать рифмующиеся слова, исходя из их размера, звучания.
Индивидуальная работа по рисованию на тему «Пчелы и улей».
Закреплять умение детей рисовать насекомых с помощью схем поэтапного рисования. Совершенствовать изобразительные навыки и умения; Воспитывать аккуратность и самостоят. Оздоровительная гимнастика после сна.
Повысить мышечный тонус, настроение, развивать пластику движений.
Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой».
Уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе.
Ознакомление с художественной литературой: К. И. Чуковский «Тараканище».
Формировать умения, связанные с коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи. Прослушивание аудиозаписи Виктора Пелевина «Жизнь насекомых». Закреплять умение детей самостоятельно организовывать различные виды деятельности с книгой: рассматривание иллюстраций, пересказ отрывков из сказок, рассказов, обсуждение их содержание.
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Развивать у детей внимание и память.
Предложить модули для постройки домика для пчелы.
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей.
прогулка Наблюдение за сельскохозяйственными работами.
Организовать наблюдение за тем, как взрослые перекапывают землю в огороде, делают грядки, убирают сорняки. Рассказать о значении выполняемой работы, учить устанавливать причинно-следственные связи: сезон - растительность - труд людей.
Дидактическая игра «Кто кем был?»
Закреплять знания детей о животных и их детенышах, активизировать словарь детей.
Спортивная игра баскетбол.
Закреплять умение детей передавать мяч в парах, тройках, пятерках; передавать его при противодействии противника. Совершенствовать умение вести мяч правой и левой рукой, продвигаясь шагом. Способствовать развитию координации движений, формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
четверг непосредственно - образовательная деятельность образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей
утро Индивидуальная работа по изобразительному искусству: лепка «гусеница».
Закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки. Формировать умение детей лепить знакомые предметы конструктивным способом. Индивидуальная работа по ФЭМП: Дидактическая игра «Живые цифры». Усложнение: развёрнутые карточки лежат на столе.
Закреплять понимание детьми отношений между числами натурального ряда, формировать умение находить место заданного числа в ряду натуральных чисел. Утренняя гимнастика.
Развивать ориентировку в пространстве, точность движений, чувство ритма и темпа.
Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».
Развивать воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого, сформировать желание защитить бабочек, любоваться ими.
Дежурство в уголке природы: упражнение «Доктор для растений».
Формировать умение детей проводить осмотр растений, проверять, нет ли вредителей, при необходимости обрабаты-вать растения мыльным раствором. Рисование детей на свободную тему.
Формировать у детей желание переносить в рисунок увиденные предметы и образы, воплощать средствами линии, цвета представления о них, использовать освоенные изобразительные умения и навыки.
Игра-лото «Угадай настроение».
Закреплять у детей представление о том, как графически изображается настроение и состояние человека- Развивать наблюдательность, зрительную память.
НОД Продуктивная деятельность. Лепка. Тема: «Паук Пафнутий».
Задачи: Развивать творчество и фантазию, образное мышление с помощью загадок. Закреплять умение использовать ранее освоенные способы лепки. Формировать умение детей лепить знакомые предметы конструктивным способом. Закреплять умение делить пластилин на части различных размеров при помощи стеки, передавать пропорции частей предмета.
Методы и приемы: Игровой прием, беседа, рассматривание картинки с насекомыми, макет паука, показ, объяснение, уточнение, вопросы, пальчиковая гимнастика, составление небольшого рассказа, анализ.
Материалы и оборудование: иллюстрация, образец, пластилин, доска для лепки.
Литература: «Лепим, фантазируем, играем» И. А. Лыкова, стр. 104.
Музыкально-художественная деятельность. (по плану музыкального руководителя).
Роль воспитателя: следить за осанкой, постановкой ног, рук, головы, оценивать; Разучивать с детьми тексты в группе.
прогулка Наблюдение за насекомыми : комары.
Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, рассказать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обитания комаров.
Трудовые поручения: наведение порядка в песочнице.
Воспитывать самостоятельность, формировать бережное отношение к игрушкам и "трудовому инвентарю. Закреплять умение сгребать песок горкой по окончании игры, убирать и вытряхивать песок из игрушек.
Подвижная игра «Уголки».
Совершенствовать выполнение детьми игровых действий, поощрять стремление детей как можно лучше выполнить упражнение. Вы-зывать положительные эмоции во время игры. Развивать выдержку, внимание, ориентировку в пространстве.
Спортивная игра баскетбол.
Закреплять умение детей самостоятельно организовывать игру и отдельные игровые действия, оценивать их соответствие правилам.
вечер Индивидуальная работа по экспериментальной площадке: игра «Воздушный шар».
Развивать координацию движения, равновесия; улучшает функции дыхания.
Оздоровительная гимнастика после сна.
Дыхательные упражнения и игры
«Веселые движения".
Развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.
Работа в уголке книги: ремонт книг.
Помочь детям разделиться на рабочие группы по интересам, каждая из которых будет выполнять один из видов работы: отбор и сортировка книг, нуждающихся в починке, подклейка книг, размещение отре-монтированных книг на полках. Подвижная игра с мячом «Близко - далеко, низко - высоко».
Упражнять детей в различении предметов по высоте, в определении расстояния на глаз. Развивать зри-тельное восприятие, глазомер.
Предложить детям дидактическую игру «Больше-меньше».
Формировать у детей умение сравнивать предметы по величине.
Настольно-печатные игры: сбор пазлов «Веселые картиночки».
Развивать зрительное восприятие, воображение.
прогулка Наблюдение за дождевыми червями.
Предложить детям рассмотреть червя, назвать его отличительные особенности, рассказать о пользе, которую приносят черви в природе. Подводить детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
Спортивная игра бадминтон.
Упражнять детей в выполнении элементов игры, совершенствовать технику ударов. Повышать интерес к спортивным играм.
Подвижная игра «Успей пробежать».
Закреплять умение детей пробегать под вращающейся скакалкой. Развивать смелость, ловкость, уверенность в себе, точность движений, способность концентрировать внимание.
Спортивные упражнения: катание на самокате.
Совершенствовать технику езды на самокате; учить детей соревноваться в скорости прохождения дистанции.
Игровое упражнение «Набрасывание колец».
Развивать координацию движений, крупную моторику рук, меткость, ловкость, глазомер.
пятница непосредственно - образовательная деятельность образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей
утро Индивидуальная работа.
Способствовать развитию связной речи детей. Активизировать словарный запас детей.
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Наоборот».
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Утренняя гимнастика.
Закреплять умение выполнять движение ритмично, синхронно с текстом, в едином темпе, красиво.
Беседа с детьми на тему: «Из жизни муравья».
Закрепить и уточнить знания об образе жизни, повадках, пользе муравья.
Игра-драматизация «Сочиняем сказку».
Закреплять умение детей подбирать ин-тонации и тембр голоса в соответствии с характером героя, развивать дикцию, выразительность речи. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» : сюжет «Делаем покупки».
Закреплять умение детей договариваться о последовательности совместных действий, устанавливать контакты игре, считаться с интересами товарищей.
Слушание фрагмента музыкального произведения Моцарта «Времена года».
НОД Коммуникативная деятельность. Восприятие художественной литературы. Чтение рассказа «Пчелка и ее друзья».
Задачи: Прививать интерес к художественной литературе; закреплять умение передавать содержание рассказа по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации; давать оценку поступкам персонажей. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.
Методы и приемы: Чтение рассказа, беседа по данной теме, обсуждения, рассматривание иллюстрации, физминутка, вопросы, анализ.
Материалы и оборудование: книга для чтения, иллюстрации по данной теме.
Литература: Книга для чтения стр. 286.
Двигательная деятельность (улица).
Игровые упражнения: «Пас ногой»,«Ловкие зайчата». Подвижная игра «Горелки».
Задачи:Упражнять детей в беге на скорость; повторить игровые упражнения с прыжками, с мячом; повторить игровое задание с клюшкой и шайбой, игровое задание с прыжками.
Литература: Л. И. Пензулаева.
прогулка Наблюдение за майскими жуками.
Предложить детям рассмотреть жуков, охарактеризовать их внешний вид, способы передвижения. Рассказать о жизненном цикле майских жуков (яйцо - личинка - взрослое насекомое); о роли, которую они играют в природе.
Подвижная игра «Пустое место».
Предложить детям пересказать правила игры, ответить на вопросы воспитателя о том, как нужно действовать игрокам в различных игровых ситуациях. Учить ребят ориентироваться в пространстве. Развивать их внимание, укреплять детский организм.
Дидактическая игра «Подбери слово».
Продолжать знакомить детей с правилами стихосложения, учить подбирать рифмующиеся слова с учетом их смысла, размера.
Спортивные упражнения: эстафета на самокате.
Совершенствовать технику скоростной езды на самокате, учить детей выполнять правила эстафеты, справедливо оценивать исход соревнований.
Игровое упражнение «Прыжок вверх».
Развивать ловкость, меткость, расширять двигательный опыт детей.
Спортивная игра городки.
Совершенствовать технику игры в городки; учить детей самостоятельно играть и соблюдать правила.
вечер Индивидуальная работа на тему Составление рассказа по серии сюжетных картин «Удачная рыбалка»
Закреплять умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; расширять словарный запас детей. Оздоровительная гимнастика после сна.
Развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи.
Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Закрепить знания детей по пройденному материалу.
Работа по экспериментальной площадке: упражнение для формирования правильного носового дыхания «Поймай свой хвост».
Развивать координацию движения, чувство равновесие, изменять направление движений; стимуляцию функций дыхания. Предложить игру «Кто это? Что это?».
Познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Настольно-печатная игра «Найди лишний предмет».