Айгуль Исламова
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалией
I этап. Развитие слухового внимания на неречевых звуках
Игры и упражнения
1). «Громко – тихо»
(Ребенку дают услышать громкий и тихий стук, затем предлагается задание: когда услышишь громкий стук - подними руку вверх, когда тихий – опусти вниз)
2). «Где стучали»
(Ребенок сидит с закрытыми глазами, а педагог хлопает в ладоши в любом месте, ребенок должен показать с какой стороны слышался звук).
Публикация «Календарно-тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалией» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Память. Развитие памяти у детей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
3). «Повтори»
(Педагог (Отстукивает разные ритмы и просит ребенка повторить, сначала медленно, затем по мере того, как ребенок будет справляться с заданием темп становиться быстрее, а ритмический рисунок постепенно увеличивается в объеме).
4). «Музыканты»
(Перед ребенком выкладывают картинки с изображением знакомых ему музыкальных инструментов 3-4, затем включают запись и просят назвать, какой инструмент звучал).
5). «Домашние животные»
Перед ребенком выкладывают картинки с изображением знакомых ему домашних животных 4, затем включают запись и просят назвать голос какого из животных сейчас звучал. Затем можно попросить ребенка расставить картинки по порядку, чей голос был сначала, чей потом. Можно усложнить задание добавив посторонний звук).
II этап. Развитие слухового внимания на речевых звуках
Игры и упражнения
1). «Кто лучше слушает?»
(Педагог называет звуки, а ребенок поднимает руку лишь тогда, когда услышит нужный звук. Напр. звук Ж.)
2). «Хлопни»
(Педагог называет слоги, а ребенок должен хлопнуть когда услышит нужный звук).
3). «Отзовись!»
(Сначала педагог объясняет ребенку инструкцию: сейчас я буду называть имена, а ты должен поднять руку и сказать «я», когда услышишь свое имя»).
4). «Покажи»
(Педагог дает ребенку карточку с изображением яблока и просит его поднимать карточку лишь тогда, когда ребенок услышит слово «яблоко».
Ряд слов: стул, яблоко, зеркало, цветок, яблоко).
5). «Запомни слова»
(Педагог зачитывает ребенку ряд слов и просит их повторить, или выстроить в той же последовательности карточки с изображением названных предметов – будильник, гриб, машина).
III этап. Развитие слухоречевой памяти
Игры и упражнения
1). «Послушай и выбери»
(Ребенку зачитывается стихотворение, затем просим его выбрать картинки с изображением предметов, о которых говорилось в стихотворении. Стихотворение зачитывается по частям (сначала две части, затем еще три) по мере выбора ребенком картинок.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать
стихотворение еще раз).
2). «Весёлые стихотворения»
(Ребёнку предлагают внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка выбрав соответствующие картинки.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох).
3). «Послушай и выбери»
(Перед ребенком выкладывают ряд предметных изображений, затем зачитывают ряд слов 5-6 и просят выбрать из картинок те, что прозвучали).
4). «Назови пару»
(Ребенку зачитываются пары слов и выкладываются соответствующие картинки. Затем пары картинок убирают, называют первое слово, а ребенок должен назвать второе:
Булка - мука
Свитер - нитка
Зонт – туча
Корзина – грибы).
5). «Продолжи ряд»
(Ребенку зачитываются ряды, состоящие из 3-х слов и выкладываются соответствующие картинки. Затем по две картинки из каждого ряда убирают, называют первое слово, а ребенок должен назвать оставшиеся два:
Сирень – ваза – цветы
Окно – крыша – дом
Гриб – корзина - осень
(Если ребенок не справляется с задание, то просим добавить только по одному слову).
6). Заучивание стихотворения при помощи пиктограмм
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч.
При заучивании используется опорная схема, на которой слова «наша», «громко», «уронила», «тише», «плач», «утонет» изображены в виде цветных прямоугольников (предлоги в схеме не отражаются, а слова «Таня», «плачет», «речку», «мячик», «Танечка», «речке», «мяч» представлены в виде предметных картинок. Затем педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, на которые дошкольники отвечают с опорой на схему:
1. Кто громко плачет?
2. Что уронила в речку Таня?
3. Как мы можем успокоить Танечку? Что ей надо сказать?
После этого педагог еще раз читает стихотворение и предлагает дошкольникам рассказать его.
Методическое обеспечение
В начале обучения также необходима консультация педагога с родителями. Так как одним из важных условий успешного формирования запоминания является и привлечение родителей к активному сотрудничеству, ведь только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удаётся максимально помочь ребёнку. Для этого должна быть оформлена консультативная папка (с рекомендациями для родителей, тетрадь связи с родителями, где даются конкретные задания на неделю.
С помощью тетради оказывается индивидуальная методическая помощь. Домашние задание даётся на неделю с пояснением к нему. В нашем случае обязательно включение в работы упражнений по развитию памяти, описанных в программе.
Первая консультация должна быть посвящена вопросу, как правильно организовать занятия с ребёнком, чтобы это занятие приносило пользу и радость. Об основных педагогических условиях занятия с ребёнком уже говорилось выше. Что должны знать родители об условиях занятия:
1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный характер. Их нельзя превращать в дополнительное учебное занятие. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребёнку самому хотелось заниматься. Взрослому нельзя навязывать свои желания ребёнку.
2. Важны также условия, в которых проводятся занятия. Некоторые занятия могут проходить во время прогулок, по дороге в садик или домой, при поездке в транспорте. Обязательным условием является создание ситуации успеха, стимулирование к дальнейшей работе.
3. Для того чтобы ребёнок не огорчался при неудачах, необходимы своевременные и разумные меры помощи. Не рекомендуется сразу показывать ребёнку, как нужно выполнять задание, делать работу за него, необходимо регулировать дозу помощи.
4. Задания должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызвать утомление и пресыщения.
5. Задания должны быть разнообразными по содержанию, включать задания разной направленности.
Мы предполагаем, что по окончании реализации программы удастся скорректировать недостатки навыков запоминания детей, развить и повысить объем запоминаемого материала.
Работа по развитию запоминания не исчерпывается, также продолжается на занятиях и в режимных моментах.