Папки-передвижки

Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Насекомые»

Елена Претцер
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Насекомых на дороге мы увидим очень много,

Коль умеешь ты считать, их всегда легко узнать.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы.

Задачи: Создать условия для

- уточнения и закрепления с детьми понятия «насекомые», используя различные виды детской деятельности;

Публикация «Календарно-тематическое планирование в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах

- уточнения особенностей внешнего вида насекомых;

- закрепления знаний о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы.

- Формировать желание получать удовольствие от общения с природой.

- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

Индивидуальная работа с детьми:

Слова-признаки действия (как) в практических упражнениях (быстро - медленно, громко - тихо и др.). Приставочные глаголы. Формирование словаря по теме. Рассказ с элементами творчества.

Материалы и оборудование: Мнемотаблицы и сюжетные картинки для составления творческих рассказов. Иллюстрации и видеопрезентации по лексической теме. Материалы для ХТД. Мяч. Детские энциклопедии и журналы познавательного характера, обручи ; картинки с изображением насекомых; схемы этапов развития насекомых; игрушки- насекомые (самоделки, купленные); емкости для временного помещения туда насекомых; искусственные и натуральные комнатные растения, цветы; шапочки для обыгрывания образов насекомых, элементы костюмов к играм-драматизациям; картонные фигурки насекомых и других животных; зоологическое лото; фигурки насекомых, подвешенные на нитке; кассеты «Звуки природы», «Звуки леса» и т. п.

Итоговое мероприятие: Спортивные эстафеты «Веселые старты». Викторина «В мире насекомых»

Работа с родителями: привлечение родителей в подготовку к тематической неделе, к подготовке детского проекта.

«04» апреля, понедельник.

Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат

7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Утренний круг «Что мы знаем о насекомых?». Утреннее приветствие «Передай улыбку по кругу». Активно участвуют в беседе, рассмат-ривают иллюстрации по теме. Д/и «насекомое-животное-рыба». Раскра-шивание картинок в раскрасках. Д/и «Деньки – недельки». Закреплять представления о днях недели, умение называть их в правильной последова-тельности дни. - Кирилл П., Ярослав В., Ваня Т. Уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных при-знаках, питании, передвижении, раз-вить фразовую речь, активизировать словарь

7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак. Инд. трудовые поручения. Выполняют упр., перестроение в ко-лонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в органи-зации занятия. Укрепление мышц, развитие гибкости. Развитие умения соблюдать аккурат-ность при подготовке к занятиям.

9.00-10.30 Тема ООД: 1. Развитие речи: Придумывание сказки «Сказки, найденные в траве».

2. Логопедическое.

10.30-12.30 Второй завтрак. Опытно-экспериментальная деятельность. Уста-новка солнечных часов, наблюдение за тенью от палки, Д/и по ПДД «Правиль-но-не правильно». Устанавливают, наблюдают, обсуж-дают. П/и. «Лягушки и цапля», «Кома-ры и лягушки». Самостоятельная дея-тельность детей. Развитие движений: упражнять в подпры-гиваниях на месте на двух ногах, закре-пить умение приземляться легко, на две полусогнутые ноги. – Вова С., Артём Ж., Ваня Р., Данил М. Развивать наблюдательность. позна-комить детей с солнечными часами, выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?

12.30-13.00 Чтение произведения «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки. Игра-имитация «Насекомые».

КГН. Внимательно слушают, беседу-ют по произведению. Выполняют упражнения. Повторяют песни. Продолжать знакомить с произведени-ями худ. лит-ры о жизни насекомых. Воспитывать умение свободно чув-ствовать себя в различных ролях, раз-вивать артистические способности.

15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник.

Индивидуальная игра воспитателя и детей в творческой игре-путешествии «Где мы бываем с семьей?». Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Знакомятся с пред-ложенным сюжетом игры, готовят ат-рибуты и среду для игры. Д. /и. «Скажи по-другому», формировать умение детей называть предмет на кар-тинке по-разному, называть синонимы к одному и тому же предмету - Божена С., Денис Д., Дамир Б., Арсений К. Уточнить знания детей о членах своей семьи. Вызвать у детей радость и гор-дость за то, что у него есть семья, с которой можно отдыхать

15.50-16.20 3. Физкультура.

Логопедический час. «Школа мышле-ния». «Расскажи без слов», «Что это за насекомое?», «Придумай сам».

Решают логическую задачку. Панто-мимой передают образы выбранного насекомого. Воспитание логики и мышления; про-должаем познакомить с пантомимой.

16.20-17.30 Прогулка: наблюдение – «день прибы-вает», помочь составить рассказ «День пребывает», игры с выносным материа-лом. Играют с выносным материалом. П/и «Медведь и пчёлы», «Ёж и мыши». Д/и «Не пропусти свой звук» развитие слухового внимания и фонематического слуха – Даниил П., Костя Л., Алиса В., Костя М. Цель: предложить детям отметить ха-рактерные особенности этого явления весной,

17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Пластический этюд «Бабочки на лугу». КГН. «Посмотри на себя и на товари-ща: всё ли в порядке?». Формирование умения следить за сво-им внешним видом: согласовывать свои действия с действиями других.

«05» апреля, вторник.

Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат

7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Беседа «Чудесное превра-щение». Д/ упр. «Составь рассказ по этапам развития бабочки». Пальчи-ковая гимнастика «Бабочки». Участвуют в беседе, рассуждают. Рас-сматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением стадий развития бабочки. Д/ и «Кто лишний?». «Формы и цвета» - упражнять детей в срав-нении предметов с геометрическими форма-ми. Закреплять знания об окружающих предметах – Костя М., Вова С., Дима Ш., Арсений К. Уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек, зна-комить с понятием метаморфоза, развить речь.

7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужи-вание. Завтрак. Трудовые поручения (по подгруппам). Зрительное упр. «Весёлый лучик». Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурства в уголке при-роды и помощь воспитателю в организа-ции деятельности. Укрепление мышц, развитие гибко-сти. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

9.00-10.30 Тема ООД: Логопедическое.

Подготовка к обучению грамоте: Звуки [с], [ш]. Дифференциация звуков [с], [ш]

10.30-12.30 Второй завтрак. Прогулка: наблюде-ние за насекомыми. С/р игра «Поли-клиника» (сюжет — укус насекомого, оказание первой помощи).

Наблюдают, обговаривают ситуацию. П/и «Медведь и пчёлы», «Брось, поймай». Игры с выносным материалом. Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м. - Миша Д., Даниил М., Даниил П., Костя Л. Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, обра-зе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.

12.30-13.00 Чтение сказки Чуковского К. И. «Му-ха-цокотуха». Ситуативный разговор «Чем полезен мёд?». Игры с мячиками Су-Джок. КГН. Слушают, обговаривают, высказы-вают своё отношение к прочитанному. Рассуждают. Играют с мячиками. Д/упр. «В начале, в середине или в конце?» -умение определять место звука в слове - Ярослав В., Артём Ж., Денис Д., Божена С. Воспитывать чуткость к художе-ственному слову, произведениям искусства. Закрепить знания о про-дукте, который вырабатывают пче-лы, свойствах меда

15.00-15.50 Подъём, закаливание. КГН.

- 3. Музыка

Выполняют гимнастику на кроватях, бо-сохождение. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.

15.50-16.20 - «Природа и худож-ник»/Творческая мастерская – (лепка «Весёлая гусеничка»). Лого-педический час Выполняют работу с использованием пластилина и природного материала. Работа с детьми по заданию логопеда (авто-матизация звуков) - Богдан Г., Софья М., Та-мик Ш., Алиса В. Побуждение к творчеству. переда-вать и накапливать опыт эстетиче-ского (эмоционально-ценностного) отношения к миру.

16.20-17.30 Прогулка: наблюдение за погодой. формировать представление о том, что изменения в природе весной свя-заны с вращением Земли вокруг Солнца. Упр. «Ветер» - работа над силой выдоха. П/и «Выше ноги от земли», «Бабочки и лягушки». Игры с выносным материалом. Продолжать закреплять представ-ления о временах года. Активизиро-вать внимание и память. Учить за-мечать изменения в природе.

17.30-19.00 Ужин, Настольный театр: «Муха-цокотуха». Трудовое поручение: навести порядок в игровых центрах. КГН. Обыгрывают действие сказки. Хо-зяйственно-бытовой труд «Наведём по-рядок в уголке игрушек». Д/и «Скажи правильно» (составление пред-ложений по совершённому действию и во-просам с исп. сущ. Ед. и мн. числа – Алдар Д., Ваня Р., Миша Д. Закрепить знание содержания сказ-ки; развить выразительность речи; закрепить знания о насекомых.

«06» апреля, среда.

Время в ре-жиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат

7.00-7.50 Приём детей, утренний фильтр. «Оса, пчела или шмель?». Разучи-вание стихотворения «Трудолюби-вая пчелка» - развить память, речь, чувство ритма. Участвуют в беседе, разучивают стих. Дежурство в уголке природы – уход за растениями. Самостоятельная деятель-ность в центрах занятости. Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда. Игра-упр. «Насосик» (развитие правильного диафрагмального дыхания) – Божена С., Даниил П., Ваня Р., Вова С. Уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе; развить умение сравнивать, обобщать; развить фразовую речь; активизировать словарь по теме.

7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслу-живание. Завтрак. Трудовые пору-чения (индивидуально). Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурство по столовой и помощь няне (протирают стульчики). Укрепление мышц, развитие гиб-кости, осанки. Развитие желания помогать старшим.

9.00-10.30 Тема ООД: 1. Логопедическое.

2. Математика: «В гостях у Муравьишки». № 23

10.30-12.30 Второй завтрак. Прогулка: наблю-дение «приметы весны». Д/ и «Хо-рошо - плохо». Наблюдают, любуются природой, слу-шают голоса птиц. П/и: «Паук и мухи», «Красочки», «Птички-домики». Игры с выносным материалом. Развитие движений: Метание шишек в цель правой и левой рукой –Данил М., Миша Д., Арсений К., Ваня Т. Закрепить знания о времени года; формировать умения видеть про-тиворечия в природе, неодно-значность явлений, взаимосвязь живого и неживого.

12.30-13.00 Чтение произведения «Комары» Т. Нуждиной, В. Степанова «Летаю-щий цветок. Продолжать знако-мить с произведениями худ. лите-ратуры о насекомых. КГН. Слушают высказывают своё отно-шение к прочитанному, отвечают на во-просы, пересказывают текст. Развивать представления о насе-комых, разных литературных жанрах и их особенностях.

15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, пол-дник. Просмотр презентации «Му-равьи – санитары леса». Отгады-вание загадок о насекомых.

3. Физкультура Выполняют гимнастику на кроватях, бо-сохождение по массажным дорожкам, КГН. Смотрят, обсуждают. Упр. в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности с использованием схем-карточек – Алиса В., Костя Л., Костя М., Тамерлан Ш. Углублять знания детей о мура-вьях, их образе жизни. Формиро-вать представление о роли мура-вьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям

15.50-16.20 Кружок «Играем и учимся»

16.20-17.30 Прогулка. Наблюдение за облака-ми. Найти облака, похожие на…. Сравнить перистые облака и куче-вые. Наблюдают, рассуждают, отгадывают загадки. П/и «Палочка-выручалочка», «Золотые ворота». Д/и «Назови ласково»: упражнять в словооб-разовании: уменьшительно-ласкательные формы существительных (муравей – муравь-ишка) - Софа М., Дима Ш., Алдар Д., Дамир. Развитие наблюдательности, умения рассуждать логически, развивать любовь к природе.

17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспита-теля с детьми. Рефлексия дня. Д/и «Волшебные очки». Цель: упраж-нять детей в выделении положи-тельных качеств других людей. Н/и. с конструктором, лего и мозайкой. Свободное рисование. Закреплять умения играть в игры, соблюдая правила. Воспитывать дружелюбие.

«07» апреля, четверг.

Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат

7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Рассказы (презентации) детей: «Пчёлки» про пчел», составление груп-пового альбома по проекту. Рассматривают иллюстрации и состав-ляют предложения, по опорным сло-вам, не следуя аналогии. Свободное рисование, штриховки. Повтор чистоговорок по заданию логопе-да, речевая игра «Найди звук в слове» -закреплять умение выделять заданный звук в словах – Ваня Р., Данил М., Костя Л., Алиса В., Андрей Т. Формировать знания о том, как насе-комые защищаются от врагов. Разви-вать навыки общения со сверстниками, соблюдать правила и соц. нормы об-щения.

7.50-9.00 Утренняя гимнастика, самообслужива-ние. Завтрак.

Трудовые поручения (по подгруппам) Выполняют упражнения, перестроение в колонны; КГН, дежурство по столо-вой и помощь няне (протирают пыль). Совершенствовать двигательные уме-ния и навыки детей, координацию дви-жений. Воспитывать трудолюбие.

9.00-10.30 Тема ООД: 1. Аппликация: «Бабочки на лугу».

10.30-12.30 Второй завтрак. Прогулка. Наблюдение за небом. Трудовая деятельность: под-метание дорожек. Участвуют в наблюдении. П/и «Бабоч-ки и стрекозы», «Паук и мухи», «Кара-вай». Физ. упр. «ходьба в полуприсяде», «прямой галоп» –Костя М., Кирилл П., Софа М. Продолжать развивать умения уста-навливать причинно-следственные свя-зи. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

12.30-13.00 Чтение художественной литературы: басня И. Крылова «Стрекоза и Мура-вей». Слушание муз. пр-ий Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля», Р. Паулс - Музыка из кинофильма «Танец бабо-чек». КГН. Дети слушают, рассуждают и отвечают на вопросы по содержанию, рассказывают о своих эмоциях Дежур-ство по столовой. Закреплять представление детей о басне, о ее жанровых особенностях; подвести к пониманию аллегории бас-ни, ее идеи; различать оттенки настро-ений, передаваемых музыкальным произведением

15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН. полдник.

2. Музыка Выполняют гимнастику на кроватях, босохождение, упражнения, КГН. Учить рассказывать о чём-либо не то-ропясь, не перебивая других; развивать речь.

15.50-16.20 - Приобщение к истокам РНК / «Мир в твоих руках» («Разговор с природой»).

Логопедический час. Участвуют в беседе создавая коллек-тивную работу. Труд в уголке природы (отмечают изменения). Д/и «Ориентировка в пространстве» - уме-ние ориентироваться на плоскости, опре-делять взаимное расположение картинок слева, справа, посередине и т. д. - Ярослав В., Ваня Т., Денис Д. Формирование основ патриотического сознания и самосознания дошкольни-ков через развитие бережного, уважи-тельного отношения к окружающей среде

16.20-17.30 Прогулка: Наблюдение за играми детей других групп. Ситуативный разговор о вежливых словах, поступках, знаков внимания (мальчики должны пропускать девочек, открывать им двери и т. д.) Рассуждают. П/и «Хитрая лиса», «Кто здесь обитает?». Игры с выносным ма-териалом, катание с горки. Д/и «Угадай, что делаю», учить опреде-лять действие по звуку. Воспитание устой-чивости слухового внимания – Божена С., Богдан Г., Даниил П., Артём Ж. Воспитывать умение общаться между собой, развивать коммуникативные навыки.

17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Трудовая деятельность в игро-вом уголке. Игры в центрах занятости. Игры с ме-таллическим конструктором. Самоана-лиз деятельности за день. Развитие зрительной памяти, конструк-тивных навыков, умения анализиро-вать свою деятельность.

«08» апреля, пятница.

Время в режиме дня Деятельность воспитателя Деятельность детей Индивидуально-коррекционная работа с детьми Ожидаемый результат

7.00-7.50 Приём детей, проведение утреннего фильтра. Презентации макетов, эмблем группы. Проведение конкурса (голосо-вание) на лучшую эмблему. Презентуют свои работы, участвуют в обсуждении. Самостоятельная дея-тельность в центрах занятости. Работа с трафаретами, закрашивание картинок в определённом направлении – Ярослав В., Божена С., Софа М., Дима Ш. Развивать умение презентовать свою работу. Воспитание уважительного отношения природе. Развитие зри-тельного внимания.

7.50-9.00 Утренняя гимнастика,

самообслуживание. Завтрак. Трудовые поручения Выполняют упражнения, перестрое-ние в колонны; КГН, дежурство по столовой и помощь воспитателю в подготовке к занятию. Работа над диафрагмальным дыханием: положение лёжа, игрушка – контроль - Дима Ш., Даниил М., Дамир Б. Тамерлан Ш Совершенствовать двигательные умения и навыки детей, координацию движений. Воспитание трудолюбия.

9.00-10.30 Тема ООД: 1. Физкультура.

2. Логопедическое.

10.30-12.30 Второй завтрак. Прогулка. Наблюде-ние за жуками (учить детей отличать майского жука от божьей коровки, ви-деть их характерные особенности). Трудовые поручения. Д/и «Что измени-лось?». Экспериментируют, рассуждают, де-лают выводы. П/и «Коршун и насед-ка», «Дорожка препятствий», «Чиж». Упр. «Поймай мотылька» - совершен-ствовать прыжки вверх с места - Богдан Г., Даниил П. Артём Ж., Данил М. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие познавательного интереса, любознательности. Воспи-тание самостоятельности при выборе игр.

12.30-13.00 Чтение стихотворения 3. Петровой «Весна на улице». Д/и «Закончи пред-ложение»- развитие речи и активизация словаря. КГН. Знакомятся с произведениями, беседуют по содержанию, играют. Дежурство по столовой. Учить определять светлый, радост-ный образ весны в стихах русских и современных композиторов и поэтов.

15.00-15.50 Подъём, закаливание, КГН, полдник.

- ОБЖ (если меня укусило насеко-мое)/ ФППоМРиО.

Выполняют гимнастику на кроватях, закаливание, КГН. Развитие координации рук и глаз в «Зер-кальном рисовании» - Вова С., Денис Д., Миша Д., В. Алиса. Формирование представлений о спо-собах оказания первой помощи при укусах насекомых.

15.50-16.20 Спортивные эстафеты «Веселые старты»

Викторина «В мире насекомых»

16.20-17.30 Прогулка: наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью понаблюдать какие предметы сильнее нагреваются – темные или светлые. П/и «Паутинка»; «Пройди по мости-ку» — развивать координацию дви-жений. Д/и «Медведь и пчёлы». Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

17.30-19.00 Ужин, ситуации общения воспитателя с детьми. Рефлексия дня, недели.

Обсуждают запомнившиеся моменты, планируют работу на следующую неделю. Раскрашивание картинок по лексической теме. Развивать умение анализировать свою деятельность; развивать внима-ние, память, связную речь.

Работа с родителями: привлечение родителей в подготовку к тематической неделе.

Публикации по теме:

«Насекомые». Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы»«Насекомые». Календарно-тематическое планирование ОП в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» ТЕМА НЕДЕЛИ: «НАСЕКОМЫЕ» Программное содержание: Расширять представления детей о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи,.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование «Волшебница зима» в средней группе Тема: "Волшебница-Зима" длительность: 2 недели Физическое развитие Образовательные задачи: Познакомить с понятием «здоровье» и «болезнь».

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему «Дом и его части» План на неделю Тема: «Дом и его части» Срок реализации: 16.11 20 - 20.11.20г Цель: Уточнить представления детей о совершенствовании человеком.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе 1 1.09 – 15.09 17г. Тема недели: «День знаний» Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские,.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Космос»Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Космос» Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Космос» День недели: Понедельник I половина дня Совместная деятельность.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Ранняя весна» Календарно-тематическое планирование тематической недели «Ранняя весна» в старшей группе День недели: Понедельник I половина дня Вид деятельности.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Животный мир»Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Животный мир» Понедельник I половина дняПрием детей, беседа, п/и Прием детей, измерение температуры. Беседа с детьми о хищниках леса. Цель: уточнить.

Календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе «Осень» (на неделю) Дата 24 октября день недели понедельник Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Утро.

Календарно-тематическое планирование «Здравствуй, детский сад!» в старшей группе Организация СД педагога с детьми в режиме дня, методы образовательной деятельности, ситуации повседневного общения. Подготовительная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Насекомые»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 15:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Насекомые»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Претцер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД