Анна Бруль
Календарно-тематическое планирование недели «Экспериментирование с водой и льдом» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематическое планирование в старшей возрастной группе МБДОУ № 79
Период (с 22.01.18 – 26.01.18)
Воспитатель: Бруль Анна
Тема: «Экспериментирование с водой и льдом».
Цели, задачи: закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, туман, роса, изморозь); развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями и водой (прозрачность, форма, растворитель); развивать навыки проведения опытов; воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу.
Публикация «Календарно-тематическое планирование недели „Экспериментирование с водой и льдом“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Старшая группа
- Темочки
Итоговое мероприятие: Оформление участка ледяными фигурами.
Понедельник 22.01. Образовательные
области– Социально – коммуникативное развитие (СКР, Познавательное развитие (ПР, Речевое развитие (РР, Художественно – эстетическое развитие (ХЭР, Физическое развитие (ФР) Содержание образовательной деятельности
Виды детской деятельности
Двигательная (овладение основными видами движения) Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами. Отметка о выполнении
(замена детских видов деятельности по инициативе детей и родителей)
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по ФГОС ДО). Деятельность по инициативе детей Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центр активности, все помещения группы).
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
10 – 15 мин
утро ФР,
РР,СКР,ХЭР,ПР
Двигательная деятельность - Комплекс оздоровительной гимнастики
(по плану инструктора по физической культуре)
Коммуникативная деятельность
Беседа «Правила поведения за столом». Закрепить навыки культурного поведения за столом во время приема пищи.
Игровая деятельность Игра малой подвижности «Ручеек» Дидактическая игра: «Найти то, что опишу»
Элементарный бытовой труд - Труд – полив снежной водой комнатных растений, рыхление почвы. Полив цветов - Соня, Дима. Отмечаем календарь погоды - Варя, Платон.
Выбираем дежурных по столовой, в природный уголок, по подготовке к занятиям +Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
ОД ПР,
Познавательно – исследовательская деятельность
Знакомство с окружающим миром.
«Вода жидкая и твердая»
Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление об агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. + Работа в парах и группах. + +
ХЭР Рисование акварелью «Волшебная вода» (Красочные брызги).
Задачи: Учить работать аккуратно, выдувая из трубочек брызги цветной воды. Развивать воображение, создавая волшебные образы из брызг.
Организация выставки работ в уголке творчества. Индивидуальная помощь Ване, Саше Б., Лере.
+ + +
прогулка ФР., ХЭР, СКР, ПР, РР Прогулка №6 Наблюдение за солнцем.
Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы. Трудовая деятельность на участке. Подмести веранду, очистить дорожку от снега. Напоминание правил безопасности во время прогулки.
Подвижная игра «Ловишки»
Самостоятельная деятельность детей
+
ХЭР Музыкальное занятие: по плану муз. работника
вечер
ФР,РР
,ПР, СКР,РР, ХЭР Двигательная деятельность- Комплекс оздоровительной гимнастики после сна
Театрализованная игра «Угадай: что я делаю?» (Оправдать заданную позу, развивать память, воображение).
Чтение художественной литературы Чтение Б. Заходер «Что случилось с рекой»
Цель: Обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи.
Прогулка №6
Работа в прописях по дорисовке и штриховке - Ваня, Даниил, Тигран, Дима.
Подготовить рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой”
Вторник 23.01. Образовательные
области– Социально – коммуникативное развитие (СКР, Познавательное развитие (ПР, Речевое развитие (РР, Художественно – эстетическое развитие (ХЭР, Физическое развитие (ФР) Содержание образовательной деятельности
Виды детской деятельности
Двигательная (овладение основными видами движения) Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами. Отметка о выполнении
(замена детских видов деятельности по инициативе детей и родителей)
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по ФГОС ДО). Деятельность по инициативе детей Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центр активности, все помещения группы).
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
10 – 15 мин
утро ФР,
РР,СКР,ХЭР,ПР
Двигательная деятельность - Комплекс оздоровительной гимнастики (по плану инструктора по физической культуре)
Коммуникативная деятельность. Беседа «Наши добрые дела». Задачи: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.
Элементарный бытовой труд: расставить игрушки в игровых уголках
Дидактическая игра «Волшебный мешок» (наполнение мешка овощи, фрукты)
Заполняют календарь погоды -
Лера, Даша Б.
Выбираем дежурных по столовой, в природный уголок, по подготовке к занятиям Атрибуты к д/и. Отгадай что звучит +
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности Беседы с родителями о самочувствии детей. Обратить внимание на внешний вид детей
ОД ПР
Развитие речи Разучивание стихотворения «Волшебница вода».
Задачи: развивать памяти, мышления и связной устной речи. Воспитывать бережное отношение к воде
+.
+ +
ФР Физкультурное занятие по плану физ. инструктора
+ + +
прогулка ФР,ХЭР,СКР,ПР, РР Прогулка № 7 Наблюдение за снегом и льдом.
Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Залить фигуру черепахи окрашенной водой. П/И «Ноги выше земли»
+
Самостоятельная деятельность детей
+
вечер
ФР,РР
,ПР,СКР,РР, ХЭР Двигательная - Комплекс оздоровительной гимнастики после сна №7
Сюжетно-ролевая игра "Мама в магазине " (Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.
Эксперимент с водой и солью
Дидактическая игра «Один-много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительного (одна снежинка-много снежинок)
Прогулка № 7 +
Индивидуальная работа по дорисовке и штриховке Марина, Даша, Тигран, Ваня.
Атрибуты к с/р. игре
+
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Консультация "Уроки общения" Цель: углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания, познакомить с взглядами на воспитание в семье известных педагогов, ученых, дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания.
Среда 24.01. Образовательные
области– Социально – коммуникативное развитие (СКР, Познавательное развитие (ПР, Речевое развитие (РР, Художественно – эстетическое развитие (ХЭР, Физическое развитие (ФР) Содержание образовательной деятельности
Виды детской деятельности
Двигательная (овладение основными видами движения) Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами. Отметка о выполнении
(замена детских видов деятельности по инициативе детей и родителей)
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по ФГОС ДО). Деятельность по инициативе детей Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центр активности, все помещения группы).
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
10 – 15 мин
утро ФР,
РР,СКР,ХЭР,ПР
Двигательная деятельность Комплекс оздоровительной гимнастики по плану физ. инструктора.
Элементарный бытовой труд: проверить порядок в центрах активности.
Коммуникативная деятельность. Беседа о погоде.
Определение погоды по приметам.
Обсудить с детьми народные приметы:
дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;
собаки валяются в снегу – к метели;
птица хохлится – к непогоде;
ярко сверкают звезды – к морозу.
Игровая деятельность. Игра «Дарим своё тепло» (дети встают в круг. Одному участнику предлагается положить правую руку в область сердца своего соседа, почувствовать тепло исходящие от руки и передать следующему).
Выбираем дежурных по столовой, в природный уголок, по подготовке к занятиям. Индивидуальная работа в уголке худ. творчества Учить детей рисовать по трафаретам Саша Б, Женя, Тигран, Рома.
+
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности Обсудить готовность к фотовыставке «экспериментирование с водой дома»
ОД ПР,
Математические представления. Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры. + работа в прописях «Ориентирование в пространстве» с подгруппой детей. + +
ХЭР Аппликация - «Деревья в снегу»
Учить вырезать круги разного диаметра, дерево, правильно располагать ветки на дереве. Создавать композицию работы.
Организация выставки работ в уголке творчества Ваня, Тимофей Данил, Ульяна помощь в вырезании геометрических фигур ножницами + +
ФР Физкультурное занятие (на воздухе) по плану физ. инструктора + + +
прогулка ФР,ХЭР,СКР,ПР, РР Прогулка №8 Наблюдение за голубями.
Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). Проверить кормушки, взять корм для птиц.
+
П/И Коршун и наседка». учить слушать команды воспитателя;
развивать внимание
Самостоятельная деятельность детей
+
вечер
ФР,РР
,ПР,СКР,РР, ХЭР Двигательная - Комплекс оздоровительной гимнастики после сна.
Д/и "Конструируем из палочек"
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
Восприятие художественной литературы
Чтение р. н. сказки «Бабушка, внучка да курочка»
Эксперимент с окрашенной водой. «Украшения для нашей елочки» (заморозить воду в формочках и на прогулке украсить елочку)
Прогулка № 8 Конструктор, кубики для мальчиков «Дом для домашних животных»
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
+
Подготовка к фотовыставке.
Четверг 25.01. Образовательные
области– Социально – коммуникативное развитие (СКР, Познавательное развитие (ПР, Речевое развитие (РР, Художественно – эстетическое развитие (ХЭР, Физическое развитие (ФР) Содержание образовательной деятельности
Виды детской деятельности
Двигательная (овладение основными видами движения) Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами. Отметка о выполнении
(замена детских видов деятельности по инициативе детей и родителей)
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по ФГОС ДО). Деятельность по инициативе детей Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центр активности, все помещения группы).
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
10 – 15 мин
утро ФР,
РР,СКР,ХЭР,ПР
Двигательная деятельность - Комплекс оздоровительной гимнастики по плану физ. инструктора
Восприятие художественной литературы
Коммуникативная деятельность
Беседа «Почему микробы боятся воды»
Игровая деятельность Игра «Зеркало» (детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина участников – зеркала, другая – зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоции зверушек).
Дидактическая игра «Убери лишнее» Цель: тренировать память, развивать мышление.
.
Выбираем дежурных по столовой, в природный уголок, по подготовке к занятиям Календарь погоды заполняет-Даша Б, Женя.
+ Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
ОД РР+ ХЭР
Развитие речи + Рисование Чтение: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды» Цель: учить детей внимательно слушать литературное произведение, активизировать речь детей, обогатить словарь новыми словами.
Рисование «Капельки» по - мокрому
Цель: формирование навыка рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу;
Развитие разнонаправленных, слитных, плавных движений руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.
Организация выставки работ в уголке творчества. + + +
прогулка ФР,ХЭР,СКР,ПР, РР Прогулка №9 Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев, ива (пепельно – серый ствол, лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками, тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками, сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая). + П/И «Кто скорее»,
+
Самостоятельная деятельность детей
+
вечер
ФР,РР
,ПР,СКР,РР, ХЭР Двигательная - Комплекс оздоровительной гимнастики после сна.
Восприятие художественной литературы Чтение Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
Эксперимент с растительным маслом и водой. «что тяжелее»
Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей» Ц. : способствовать профилактике нервного напряжения, развитию правильного дыхания
Прогулка № 9
Приглашаем детей, родителей, работников детского сада на фотовыставку. Ориентирование в пространстве. выполняем задания в прописях- Саша П, Дима Стеша, Тигран, Коля, Рома.
+
Настольные игры: пазлы, мозаика
+
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Посещение фотовыставки «Экспериментирование с водой дома»
Пятница 26.01. Образовательные
области– Социально – коммуникативное развитие (СКР, Познавательное развитие (ПР, Речевое развитие (РР, Художественно – эстетическое развитие (ХЭР, Физическое развитие (ФР) Содержание образовательной деятельности
Виды детской деятельности
Двигательная (овладение основными видами движения) Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
Взаимодействие с родителями / социальными партнерами. Отметка о выполнении
(замена детских видов деятельности по инициативе детей и родителей)
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (по ФГОС ДО). Деятельность по инициативе детей Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центр активности, все помещения группы).
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
10 – 15 мин
утро ФР,
РР,СКР,ХЭР,ПР
Двигательная деятельность - Комплекс оздоровительной гимнастики по плану физ. инструктора.
Коммуникативная деятельность Беседа по ОБЖ «Поскорее кран закрой –осторожней будь с водой» Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей
Игровая деятельность. Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу
Дидактическая игра «Одежда зимой»
Элементарный бытовой труд - Труд – полив снежной водой комнатных растений, рыхление почвы.
Скороговорка «Мама мыла Милу с мылом» проговорить с Димой, Машей, Сашей Б.
Предложить детям ножницы «Журнал мод» (вырезать из журналов) Алиса, Лера, Соня, Алина
+
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
ОД ПР,
Конструирование «Корабли»
Цель: познакомить с новой постройкой; различать детали: нос, корма; учить плотно приставлять друг к другу кирпичики, для изображения лодки или парохода.
+ + +
ХЭР Музыка: по плану муз. руководителя + + +
ФР Физкультурное занятие по плану физ. инструктора + + +
прогулка ФР,ХЭР,СКР,ПР, РР Прогулка № 10 Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха.
С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир ( солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха П/И «Подвижная игра «Караси и щука» Самостоятельная деятельность детей
+
вечер
ФР,РР
,ПР,СКР,РР, ХЭР Двигательная - Комплекс оздоровительной гимнастики после сна№7
Игровая деятельность. Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу.
Дидактические игры «Кто живет в воде?»
Рассматривание иллюстраций и картинок различных источников воды и водоёмов на Земле, использование воды в быту.
Сюжетно-ролевая игра «Мы–водители» Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.
Прогулка № 10 +
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Посещение фотовыставки.
Индивидуальные беседы по запросам родителей