Липовских Татьяна
Календарно-тематическое планирование по лего-конструированию и робототехнике с детьми в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Введения Лего - конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий. Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехнических наборов Магкодинг.
Публикация «Календарно-тематическое планирование по лего-конструированию и робототехнике с детьми в старшей группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конструирование. Методические разработки
- Конструирование. Планирование
- Лего, LEGO. Планирование
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Планирование. Планы работ
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие);
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учение и обучение в игре);
-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Перспективность опыта заключается в том, что решение поставленных в проекте задач позволит организовать условия в ДОУ, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.
Цели и задачи реализации программы.
Цель.
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности, логического и алгоритмического мышления, речи у дошкольников посредством освоения различных видов Лего- конструктора и наборов робототехники Магкодинг, обеспечивающих мотивацию, поддержку индивидуальности и позитивную социализацию детей, через игру, общение и другие формы активности. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.
Основные задачи.
Образовательные:
• формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
• развивать продуктивную (конструкторскую) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки робототехнических средств;
• содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки контроля, самооценки и планирования действий).
Развивающие:
• развивать интерес к конструированию и моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество; развивать мелкую моторику, речь, память, мышление, внимание, пространственные представления;
• формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.
Воспитательные:
• воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца;
• формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Тематический план занятий :(34 занятия, задачи, дидактические игры, практическая деятельность).
1.«В гостях у Лего».
Закрепление умения называть лего-детали. Развитие умения отбирать необходимые детали конструктора. Развитие конструктивного воображения детей. Закрепление навыков работы в парах. Развивать воображение, мышление, речь. Беседа «Что такое ЛЕГО-конструктор?», д. и. «Чудесный мешочек», д. и. «Найди такую же деталь», д. и. «Угадай?» ,«Чего не хватает?» Просмотр лего-мультфильма «Разные колеса». Игра.
2. «Конструирование по замыслу – летний отдых».
Развитие фантазии и конструктивного воображения. Продолжать обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном. Развитие умения отбирать необходимые детали конструктора для передачи характерных особенностей объекта. Беседа «Как я провел лето?». Чтение стихов о лете; д. и. «Назови лего-детали»; конструирование из лего--конструктора. Рассказы детей. Выставка детских работ.
3.«Мы конструкторы».
Продолжить знакомить с профессией конструктор. Закреплять умение находить сходство и различие, развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять целое из частей. Д. и. «Найди отличие»,
«Сложи в квадрат», «Слышу – делаю». Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
4. «Мы конструкторы».
Развивать умение ориентироваться в пространстве творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное). Д. и. «Рисуем по клеткам», «Слышу- делаю». Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
5. Конструирование по замыслу.
Развитие фантазии и конструктивного воображения. Продолжать обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном. Развитие умения отбирать необходимые детали конструктора для передачи характерных особенностей объекта. Д. и. «Что за чем?», «Собери модель», «Что изменилось?». Моделирование из лего- конструктора, выставка, рассказы детей.
6.«Дары Осени».
Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). Д. и. «Назови правильно», «Помоги Робику» -(яблоко растет под кустом, персик растет на елке, картошка растет на болоте и т. д.). Д. упражнение «Четвертый лишний», д. и. «Чудесный мешочек». Моделирование из лего- конструктора «Дары природы». Лего-выставка работ. Рассказы детей.
7.«В гостях у Роботов Магкодинг».
Познакомить детей с роботами Магкодинг «»Муза», «Коди», с условными обозначениями и терминам, с картами «Старт» и «Финиш», картами –указателями, дидактическим полем. Развивать логическое мышление, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать бережное отношение к роботам. Беседа о роботах. Игра «Шаг за шагом». Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
8.«В гостях у Роботов Магкодинг».
Продолжить знакомить детей с роботами Магкодинг «»Муза», «Коди», с условными обозначениями и терминами, картами «Старт» и «Финиш», с картами –указателями, дидактическим полем используемые в практических работах. Развивать логическое мышление, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать бережное отношение к роботам. Беседа о роботах. Д. и. «Шаг за шагом», «Хорошо - плохо». Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
9. «Роботы в нашей жизни. Понятие Назначение».
Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание постройки – моделировать роботов; учить работать в парах, создавая единый проект; развивать творческую инициативность, мелкую моторику рук и навыки конструирования. Рассматривание игрушек- роботов, составление рассказов, д. и. «Назови деталь», конструирование роботов. Выставка «Мы строим из LEGO».
10. «Сказочные герои сказок».
Моделирование героев из сказок. Развитие умения отбирать детали конструктора для передачи характерных особенностей сказочных героев. Развитие фантазии и конструктивного воображения. Беседа о героях сказок; д. и. «Отгадай загадку», «В какой сказке он живет». Д. упражнение «Скажи наоборот», «Найди детали»; моделирование; д. и. «Расскажи о своем герое», лего - выставка. Конкурс «Сказочный герой».
11.«В гостях у сказки Сутеева В. Г. «Палочка –
выручалочка»».
Познакомить детей со сказкой Сутеева В. Г. «Палочка-выручалочка», продолжить работу с дидактическим полем, научить ориентироваться в пространстве, составлять алгоритм движения робота; развивать логическое мышление и речь. Чтение сказки Сутеева В. Г. «Палочка – выручалочка», игра «С кочки на кочку»; работа с дидактическим полем, выполнение практических заданий, рассказывание сказки, программирование робота. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
12.«В гостях у сказки Сутеева В. Г. «Палочка –
выручалочка»».
Продолжить работу над сказкой Сутеева В. Г. «Палочка – выручалочка», с дидактическим полем, правильно ориентироваться в пространстве; составлять алгоритм движения, развивать логическое мышление и речь, умение определять черты героев сказки. Закреплять умение распределять, согласовывать действия. Д. и. «Хорошо-плохо», «Нелегкий путь», работа с дидактическим полем, выполнение практических заданий, рассказывание сказки. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
13. «Зимующие птицы».
Закрепление знаний о зимующих птицах. Обучение моделированию птиц. Развитие конструктивного воображения, логического мышления, мелкой моторики и речи у детей. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям. Беседа о птицах; д. и» Отгадай загадку» ; д. и. «Найди детали», «Скажи наоборот»; моделирование птиц; д. и. «Расскажи о своей птице». Лего-выставка.
14.«Дикие животные».
Закрепление знаний о жизни диких животных. Обучение моделированию диких животных. Развитие конструктивного воображения, логического мышления и речи у детей. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Беседа о животных; д. и. «Отгадай загадку», «Кто, где живет?» ; д. и. «Найди детали»; моделирование животных; д. и. «Расскажи о своем животном». Лего-выставка.
15.«Белкины запасы».
Закрепление знаний о диких животных, познакомить образом жизни белки. Развитие творческого воображения, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве, программировать робота; анализировать заданные задачи. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Беседа о белках и их образе жизни. Д. и. «Отгадай загадку», «Запасы на зиму». Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
16.«Не попасть волку в пасть".
Закрепление знаний сказки Сутеева В. Г. «Палочка- выручалочка», познакомить образом жизни волка. Развитие творческого воображения, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве, программировать робота; анализировать заданные задачи. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Беседа о волке, д. и. «В какой сказке живет волк?», рассказывание сказки Сутеева В. Г. «Палочка- выручалочка». Игры: «Как быстрее?», «Не попасть волку в пасть». Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
17. «Мебель».
Закрепление знаний о мебели. Обучение моделированию мебели. Развитие воображения, логического мышления. Воспитывать бережное отношение к ней и заботу о своем здоровье. Беседа «Мебель в моем доме»; рассматривание мебели; д. и. «Под платочком», «Хорошо- плохо», моделирование мебели. Лего- выставка работ. Сюжетно- ролевая игра "Магазин мебели".
18. «Городской транспорт».
Учить конструировать из лего-конструктора по образцу, по схеме. Познакомить детей с видами транспорта. Расширить словарный запас. Закреплять знания о последовательности воспроизведения транспорта. Развивать умения соотносить лего-детали. Закреплять знания правил дорожного движения; умение распределять роли, согласовывать действия, использовать модели в игре. Беседа «Транспорт в моем городе». Д. и. «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Продолжи дальше», моделирование транспорта. Лего-выставка работ.
19.«Едем по маршруту».
Закрепить знания о пассажирском транспорте; согласовывать действия, отрабатывать навык построения последовательности; развивать внимание, умение придумывать алгоритм движения, абстрактное мышление и речь у детей. Беседа о пассажирском транспорте. Д. и. «Чем похожи, чем различаются», «Едем по маршруту»; составление маршрута, рассказы детей. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
20. Конструирование по замыслу.
Закреплять полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативность и самостоятельность, мелкую моторику и речь у детей. Д. и. «Собери модель; «Что изменилось?», моделирование, рассказы детей. Лего-выставка работ.
21. «Танк в подарок папе».
Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля; рассказать о защитниках нашего Отечества, воспитывать патриотизм и любовь к Родине. Развивать умение моделировать военные машины. Беседа о нашей армии, о военной техники; д. и. «Из каких частей состоит танк?», конструирование из лего- конструкторов танков. Выставка работ.
22.«Боевые роботы».
Продолжить знакомство детей с Армией - с видами боевых роботов, о значимости роботов - саперов, рассмотреть правила игры. Продолжать учить составлять алгоритм движения робота – сапера, закрепить в речи новые слова (боевой робот, сапер. робот - сапер). Развивать логическое мышление, внимание, память и умение ориентироваться на игровом поле. Воспитывать бережное отношение к технике. Беседа о роботах – саперов; работа над словами (боевой робот, сапер, робот- сапер). Д. и. «Что изменилось?», «Робот – сапер»; программирование робота- составление алгоритма движения по полю; рассказы детей. Выполнение практического задания с роботами Магко-динг.
23.«Роботы –спасатели».
Продолжить знакомство детей с опасностями, которые встречаются в окружающем мире, рассказать о значимости профессии спасатель, чем важны роботы - спасатели, закрепить знания о правилах безопасной жизни в окружающем мире. Рассмотреть правила игры. Продолжать учить составлять алгоритм движения робота – спасателя. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь и умение ориентироваться на игровом поле. Воспитывать бережное отношение к технике. Беседа об опасностях в окружающем мире, о правилах поведения для избегания несчастных случаев, о профессии спасателя и о роботах – спасателях. Работа над словами (стихийные бедствия, ураган, наводнение, пожар). Д. и. «Что изменилось?», «Робот спешит на помощь», «Что сначала, что потом?»; программирование робота- составление алгоритма движения по полю; рассказы детей. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
24. «Аквариум».
Познакомить с обитателями аквариума; учить конструировать аквариум ; конструировать рыб из лего- конструктора; развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук ; развивать усидчивость и внимания. Беседа о рыбах, рассматривание иллюстраций; д. и. «Что есть у рыбы?», «Дорисуй предмет», моделирование рыб. Рассказы детей. Выставка работ.
25."Город, в котором я живу".
Закрепить названия лего- деталей ; познакомить с достопримечательностями г. Кургана, учить самостоятельному конструированию зданий города; знакомить с правилами крепления кирпичиков; развитие конструктивного воображения; воспитывать любовь к своей малой Родине. Беседа о Кургане; рассматривание иллюстраций; просмотр слайдов «Мой город», д. и. «Как называется это здание?»; д. и. «Как это сделать?», конструирование зданий, рассказы детей. Выставка работ детей, рассказы детей.
26. «Робот учится считать».
Продолжить знакомить детей с нумерацией; отработать навык счета от 1 до 10 в прямом и обратном порядке», продолжать учить строить правильные последовательности, развивать у детей способности выявлять причинно–следственные связи. Воспитывать уважение и взаимопонимание в игре. Д. упражнения на счет, составление алгоритма, Д. и. «Робот учится считать». Рассказы детей. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
27.«Адресат».
Продолжить знакомить детей с нумерацией в жизни человека; отработать навык счета от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, закрепить знания детей о дом. адресе; продолжать учить строить правильные последовательности, развивать у детей способности выявлять причинно – следственные связи. Воспитывать уважение и взаимопонимание в игре. Д. упражнения на счет; составление алгоритма; игра «Адресат». Рассказы детей. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
28.«Перелетные птицы».
Закрепление знаний о перелетных птицах. Обучение моделированию птиц. Развитие воображения, логического мышления, связной речи. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям. Беседа о птицах; д. и. «Отгадай загадку», «Скажи наоборот», «Найди детали»; просмотр фотографий -работы детей, моделирование птиц. Лего-выставка работ.
29.«Космический транспорт».
Познакомить с профессией космонавта; рассказать о космосе и о планетах; конструирование космического транспорта; развитие навыков анализа объектов и передачи его формы средствами конструктора. Закрепление умение следовать инструкциям педагога. Беседа о космосе, рассматривание иллюстраций; просмотр фотографий – работы детей «Космический транспорт», д. и. «Продолжи дальше»; конструирование транспорта, рассказы детей. Лего-выставка работ.
30.«Едем по маршруту».
Закрепить знания о пассажирском транспорте; согласовывать действия, отрабатывать навык построения последовательности; развивать внимание, умение придумывать алгоритм движения, абстрактное мышление и речь у детей. Беседа о пассажирском транспорте. Д. и. «Чем похожи, чем различаются», игра «Едем по маршруту»; составление маршрута, рассказы детей. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
31.«Цвета радуги».
Развивать умения различать цвета и оттенки, называть их, использовать для передачи изображения, способствовать развитию цветовидения. Продолжать учить составлять алгоритм для робота. Обогатить словарный запас детей название цвета (теплые и холодные оттенки). Воспитывать любовь к красоте природы. Беседа о нашей планете, о природе, о ее явлениях. Д. и. «Отгадай загадку», игры: «Холодно – тепло», «Цвета радуги», «Радужные грядки». Выполнение заданий в форме загадок. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.
32. «Парад военной техники».
Познакомить с историей праздника 9 МАЯ; продолжать развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление умения следовать инструкциям педагога; воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине. Беседа о ВОВ, просмотр фильма о ВОВ; д. и. «Продолжи дальше». Моделирование военной техники из лего- конструктора, рассказы детей.
Выставка военной техники.
33.«Мир насекомых».
Закрепление знаний о насекомых. Обучение моделированию насекомых. Развитие воображения, чувства симметрии чувства цвета, логического мышления, связной речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа о насекомых.
Д. и. «Отгадай загадку», «Найди детали», «Скажи наоборот»; моделирование насекомых; д. и. «Расскажи о своей работе». Лего- выставка
34.«Азбука безопасности. Светофор».
Повторить правила дорожного движения; закрепить умение строить алгоритм, программировать робота. Закрепить знания о светофоре. Развивать творческую инициативность и самостоятельность в игре. Беседа о ПДД, рассматривание дорожных знаков; составления алгоритма; игры «Перейди дорогу», «Светофор». Рассказы детей. Выполнение практического задания с роботами Магкодинг.