Ксения Торопченкова
Календарно-тематическое планирование «Народные праздники и традиции на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарный план образовательной деятельности Подготовительная группа
Тема: Народные праздники на Руси, традиции, игры. Итоговое мероприятие: Изготовление горки из снега, снежной крепости, снеговиков.
Публикация «Календарно-тематическое планирование „Народные праздники и традиции на Руси“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Планирование. Планы работ
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цели: Обогащать знания детей о народных традициях и обычаях. Познакомить с народными традициями отмечать Рождество, Святки, объяснить их происхождение. Объяснить значение поклона, дать понятие оберега. Развивать интерес к истории русского национального костюма, желание изучать народные обычаи, традиции и фольклор своего народа. Воспитывать интерес к русским традициям.
День недели Утро НОД Прогулка Вечер
Понедельник
Индив. работа
1. Утренняя гимнастика.
Картотека №20
2. Общение с детьми:
«Весело зимой» - уточнить представление детей о зимних играх-забавах; расширять словарь за счёт имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжники, фигурист, каток)
3. Беседа:
«Святочные посиделки»
- формировать познавательный интерес к истокам народной культуры.
4. Труд:
Сбор сухих листьев у комнатных растений
5. Самообслуживание:
Формировать умение накрывать на стол
«Держу равновесие» - Женя Ф., Настя, Влад Игра «Рассказываем сказку»
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
Вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
Игра "Запоминаем слова"
Цель: развитие слуховой механической памяти
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка. 1. Общение с детьми:
«Что такое хорошо и что такое плохо» - расширить представление о честности, справедливости.
2. Беседа:
«Добрые дела зимой» - воспитывать желание помогать природе.
3. Наблюдение:
За метелью - дать представление о движении снега в ветреную погоду.
4. П/ и:
«Метелица»
5. Труд:
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
6. Чтение:
Л. Н. Толстой
«Старый дед и внучек»
1. Гимнастика, закаливающие процедуры:
Картотека №20
2. Беседа:
«Как встречают Рождество» -вызвать детей на разговор; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Индив, игры:
«Летает – не летает» - развивать слуховое внимание.
4. Индивид, поручения:
«Отгадываем загадки» - расширять запас существительных в активном словаре.
5. Восприятие музыки:
«Какая мелодия?» - учить различать музыкальную тональность.
Чтение литературных произведений:
Ю. Кушак «Ночное приключение»
Вечерняя прогулка:
Картотека №20
День недели Утро НОД Прогулка Вечер
Вторник
Индив. работа
1. Утренняя гимнастика.
Картотека №19
2. Общение с детьми:
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»- формировать рефлексию ценностных ориентиров.
3. Беседа:
«Кто из животных любит спать зимой?» -уточнить представления детей о животных зимних лесов, условиях их жизни
4. Труд:
Протереть листья у комнатных растений
5. Самообслуживание:
Закрепить умение выворачивать одежду
Д/И «Что изображено на картине» - выявить уровень умения передать словами содержание сюжетной картины, составлять небольшой рассказ – Тимур, Илья, Кирилл
Игра «Запахи и звуки»
Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.
Описание: Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Снежки»
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Задание № 1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание № 2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание № 3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? 1. Общение с детьми:
«Ссора» - учить анализировать причины ссоры, формировать умение их избегать.
2. Беседа:
Беседа о бережном отношении ко всему, что находится на участке детского сада.
3. Наблюдение:
За деревьями. Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола.
4. П/ и:
«Солнышко и дождик»-выявление уровня сформированности навыка соблюдать правила в игре.
5. Труд:
Постройка лабиринта.
6. Чтение:
Е. Григорьева «Старый год»
1. Гимнастика, закаливающие процедуры:
Картотека №19
2. Беседа:
«Зимняя одежда» - закреплять знания о названиях предметов одежды, обуви
3. Индив. игры:
Развития речевого дыхания -упражнение «Дождик».
4. Индивид, поручения:
«Поможем кукле одеться на прогулку» - наблюдение за умением объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
5. Совместная игра:
«Приезд родных» - учить детей договариваться о последовательности совместных действий в игре.
Чтение литературных произведений:
Сказки дядюшки Римуса. Братец Лис и братец Кролик
Вечерняя прогулка:
Картотека №19
День недели Утро НОД Прогулка Вечер
Среда
Индив. работа
1. Утренняя гимнастика.
Картотека №20
2. Общение с детьми:
«У меня есть лучший друг» - воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям.
3. Беседа:
«Ремёсла на Руси» -расширять представления о ремесленниках.
4. Труд:
Точим карандаши
5. Самообслуживание:
Формировать умение накрывать на стол
«Попади в кольцо» - развитие ловкости и меткости – Алиса Ж., Саша Б., Ксюша Н.
Игра «Слушай и исполняй»
Цель: развитие двигательной памяти. Описание:
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Для этой игры необходимо 10-12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими. 1. Общение с детьми:
«Кто я такой» - формировать понимание своих индивидуальных особенностей.
2. Беседа:
«Что такое снег» - формировать представления детей о свойствах снега, о том, как образуются снежинки.
3. Наблюдение:
За сезонными изменениями в природе. Учить детей замечать изменения, происходящие в природе, соотносить свои наблюдения с явлениями, описываемыми в произведениях. художественной литературы.
4. П/ и:
«Дорожки» - научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие
5. Труд:
Складываем игрушки в корзинку после прогулки.
6. Чтение:
Стихотворение Некрасова “Белая береза под моим окном”
1. Гимнастика, закаливающие процедуры:
Картотека №19
2. Беседа:
«Что зима нам дарит» - сформировать представления о изменениях в природе зимой.
3. Индив, игры:
«Что изменилось» - развитие наблюдательности
4. Индивид, поручения:
«Продолжи узор» - развитие фантазии.
5. Опыты и эксперименты:
«Такая разная вода» - продолжать знакомство со свойствами воды.
Чтение литературных произведений:
Сказки дядюшки Римуса. Братец Лис и братец Кролик
Вечерняя прогулка:
Картотека №19
День недели Утро НОД Прогулка Вечер
Четверг
Индив. работа
1. Утренняя гимнастика.
Картотека №19
2. Общение с детьми:
«Мораль и этика» - формировать представление о достоинстве человека.
3. Беседа:
«Волшебные очки» - закрепить с детьми геометрические фигуры и формы, упражнять в ориентации в пространстве.
4. Труд:
Наведение порядка в кукольном домике
5. Самообслуживание:
Учить завязывать бантик на обуви и шапках.
Упражнять в умении описывать предметы - развивать связную речь – Миша, Леша М., Лиза С.
Игра «Сократить рассказ»
Цель. Учить обобщать и концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.
Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.
Игра «Вещи вокруг нас»
Взрослый предлагает детям внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене?» и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые. 1. Общение с детьми:
«Окно в мир» - дать понятие органов чувств, учить к состраданию незрячих.
2. Беседа:
«Весело зимой» - уточнить представление детей о зимних играх-забавах; расширять словарь за счёт имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжники, фигурист, каток).
3. Наблюдение:
За снегом и льдом - закреплять знания о разнообразных состояниях воды.
4. П/ и:
Птичка и кошка», Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
5. Труд:
Уборка мусора на участке.
6. Чтение:
Е. Михайлова «Что такое год»
1. Гимнастика, закаливающие процедуры:
Картотека №19
2. Беседа:
«Зимняя прогулка» - Формировать представления о правилах поведения на улице в зимний период.
3. Индив, игры:
«Зимний пейзаж» - составление описательного рассказа по картине.
4. Индивид, поручения:
«Кто дальше бросит?». Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.
5. Совместная игра:
«Карнавал» - развивать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, обогащать среды; использовать ряжение.
Чтение литературных произведений:
Сказки дядюшки Римуса. Братец Лис и братец Кролик
Вечерняя прогулка:
Картотека №19
День недели Утро НОД Прогулка Вечер
Пятница
Индив. работа
1. Утренняя гимнастика.
Картотека №20
2. Общение с детьми:
«Хозяюшка зима» -
закреплять и расширять обобщенные представления детей зимних приметах.
3. Беседа:
«Маски на святки, чтобы петь Колядки» - воспитывать интерес и желание играть в русские народные игры.
4. Труд:
Тренировать умение сервировать стол
5. Самообслуживание:
Тренировать умение пользоваться расческой
«Придумай сам» - формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя – Ася, Сережа, Леша Т.
Игра «Поиск предметов по заданным признакам»
Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)». 1. Общение с детьми:
«Кто я: мальчик или девочка» - уточнить знания о половой принадлежности, познакомить с семейным древом.
2. Беседа:
«Добрые дела зимой» - воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать природе.
3. Наблюдение:
За трудом дворника - продолжать наблюдения за работой дворника;
способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
4. П/ и:
«Прятки». «Выше ноги от земли» Продолжать учить ориентироваться в пространстве
5. Труд:
Очистить лавочки, качели, перила от песка, снега.
6. Чтение:
Русская народная сказка «Лиса и заяц»
1. Гимнастика, закаливающие процедуры:
Картотека №19
2. Беседа:
«Дом-домик-домишко» - упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.
3. Индив, игры:
«Празднуем Рождество» -Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
Воспитывать дружеские взаимоотношения
4. Индивид, поручения:
«Что за предмет». Учить, четко называть предмет и его описывать.
5. Творческая мастерская:
«Волшебные маски» - развивать творческое воображение, тренировать умение пользоваться ножницами, создавать целостную композицию.
Чтение литературных произведений:
Сказки дядюшки Римуса. Братец Лис и братец Кролик
Вечерняя прогулка:
Картотека №20
Предметно-развивающая среда Работа с семьями воспитанников
Картины по теме «Зима», «Рождество».
Художественная литература (сказки Харрис Д. Ч. Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса, стихотворения о зиме Консультации на тему “Кризис 7 лет”, «Профилактика вирусных заболеваний».
Рекомендация родителям: погулять в зимнем парке, полюбоваться зимними пейзажами чем вызвать у детей положительные эмоции.