Инна Муравьева
Календарно-тематический план в старшей группе «В мире растений» (растения: культурные, дикорастущие; овощи, фрукты)
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое мероприятие: Создание альбома «Откуда хлеб пришел?»
Цель: Подвести к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; дать представления о культурных растениях и дикорастущих. Закреплять знания о растениях ближайшего окружения, деревьях, кустарниках и травянистых растениях, названия основных (в данной местности) деревьев, их классификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фруктовые). Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
2 октября понедельник
Од в ходе режимных моментов
Публикация «Календарно-тематический план в старшей группе „В мире растений“ (растения: культурные, дикорастущие; овощи, фрукты)» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Овощи, фрукты, урожай. Планирование, недели
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Планирование. Планы работ
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
трудовая Дежурство: по столовой и в уголке природы Катя, Миша
Индивидуальные беседы: «Как я провёл выходные» Аня
игровая
Д. и. «Закончи предложение глаголом»
Цель: развивать внимание, память; расширять и активизировать глагольный словарь по теме; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.
Валера, Егор
Д. и. «Найди лишнего»
Закреплять умение обобщать их, использовать обобщающее понятие при выделении лишнего в таблице, объяснять выбор.
Алена, Денис
Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ без предметов «Деревья»
коммуникативная д.
Утренний сбор:
1. Беседа: «Что такое мир природы»
2. Упражнения для пальцев «Осенние листья»
3. Определение количества присутствующих.
4. Обсуждение планов на день.
Автоматизация и дифференциация
звуков
Чищу щеткой я щенка,
Щекочу ему бока. [Ч, щ]
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча. [Щ, ч]
ЧХЛ - разучивание песни «Осень как рыжая кошка»
от правильного ответа. Книжный уголок Рассматривание плаката мир растений. Цель: Способствовать формированию знаний о мире растений.
Выставка книг о растениях иллюстрации, картинки грибы, овощи-фрукты, деревья
Центр творчества Ц: развитие мелкой моторики рук.
Материалы для коллажей и аппликаций Раскраски «Цветы», «овощи-фрукты»,
Выставка (рисунков, творчества)
Центр конструирования
Ц. развитие мышления инициативы, строить по намеченному плану.
Для мальчиков
«Конструктор», Лего, Кубики
Предложить построить огород, сад
Для девочек
Предложить построить сад моей мечты
Настольные игры «Овощное лото», «Пазлы», «Подбери лист к дереву»
Центр экспериментирования
«Семена».
Цель. Выявить, что спомощью лупы можно детально разглядывать строение семян Обновление информации в родительском уголке по теме «В мире растений» (растения : культурные, дикорастущие; овощи, фрукты.).
Прогулка № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Ц: расширять представления о осенних изменениях в природе
Д. и «Назови осенние месяцы» - учить детей по приметам называть осенние месяцы.
Т - Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.
П. и. «Догони свою пару», Перелет птиц. Индивидуальная работа Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность. Алиса, Егор запрыгнуть в круг и выпрыгнуть из круга, выложенного из листьев. Катя, Матвей
Д. и. «Дополни предложение» Цели: развивать произвольное внимание, память, речь; формировать чувство удовлетворения
Прогулка 2 Наблюдение за погодойПодвижные игры «Ловишки» – развитие бега, ловкости.
Трудовая деятельностьубрать листья с веранды. Цели:приучать к чистоте и порядку;вызывать желание трудиться в коллективе.
Индивидуальная работаРазвитие движений: бег с препятствиями. Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). Прыжки на двух ногах до флажка и обратно. Овид, Соня
Д. И. «Зачем и почему у растений?»
Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь. Катя, Дима, Денис
Д. и. «Кто где растет»
Закреплять умение группировать картинки по месту произрастания.
Матвей, Овид двигательная деятельность Гимнастика пробуждения: Комплекс № 3
ЧХЛ - Отгадывание загадок о деревьях – логическое мышление
Подготовка к С\р игра «Магазин цветов» Беседа в центре природы о комнатных растениях. Ц: закреплять нащзвани я комн. растений и особенности ухода за ними Уголок ряжения
«Собираемся в поход»,
Ц: закреплять умение создавать свой образ Центр сюжетно-ролевой игры
«Овощной магазин»
Настольные игры
Разрезные картинки «Овощи-фрукты».
«деревья»
Ц: развивать внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца
Центр природы Наблюдение за природой в течение дня
Центр физкультуры
Для девочек дорожка, для мальчиков – кегли События дня – заполнение рубрики
3 октября вторник
Од в ходе режимных моментов Дежурство: по столовой Матвей, Вика
Воспитание КГН, культуры поведения и навыков самообслуживания: закреплять навыки культуры поведения за столом; закреплять навыки самостоятельного одевания Егор, Вика
Д. и «Кто как кричит»
Цели: развивать фонематический слух, воображение, звукопроизношение; формировать внимательное отношение к деятельности.
(блеет, мычит, мекает, ржет, хрюкает, лает, мяукает)
Миша, Овид
Д/и «Составь узор» - упражнять в составлении узора на форме – Катя, Алена.
Д. и. «Что будет, если.»
Цели: развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать ответственность за свои действия.
Что будет, если человек не заготовит на зиму сена?
Что будет, если человек не будет чистить конюшню, коровник, свинарник?
Что будет, если человек не будет следить за здоровьем домашних животных, лечить их, делать прививки от болезней?
Что будет, если вовремя не накормить домашних животных? Не подоить корову? Козу?
Что будет, если домашние животные не будут помогать человеку, служить ему?
Аня, Данил Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ без предметов
коммуникативная
Утренний сбор:
1. Психогимнастика «Цветок»
2. Кого в группе больше девочек или мальчиков?
3. Наблюдение за погодой. Календарь природы.
Автоматизация и дифференциация
звуков
Лежебока, рыжий кот,
Отлежал себе живот.
Кушать хочется,
Да лень ворочаться. [Ж, ч,]
У забора коза
Вытаращила глаза. [3]
Опыты: с листочком (летает, мнётся, рвется, непрозрачный)
Трудовая Поручение наведение порядка в кабинках Книжный уголок
Дополнить картинами по составлению рассказов по теме Растения
Центр творчества Ц: развитие мелкой моторики рук.
Материалы для коллажей и аппликаций
Трафареты (овощи, деревья транспорт
Для девочек трафареты цветов, людей.
Выставка (рисунков, творчества)
Центр конструирования
Ц. развитие мышления инициативы, умения строить по замыслу.
Для мальчиков
«Конструктор», Лего, Кубики
Предложить построить трактор, самолет, поезд для перевоза плодов
Для девочек
Предложить игры с макектом Огород
Настольные игры «Собери урожай», «Пазлы»
Принести растения для создания макета ботанического сада
Прогулка № 1 Наблюдение за растениями Ц : закреплять представления об осенних изменения х в мире растений : цветов, деревьев
Т -Уборка участка от сухих веток.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве.
«Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу. Цель: учить прыжкам
Индивидуальная работа Развитие движений (в прыжках, ходьбе по скамье прямо и боком) : «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений Данил, Егор
Прогулка 2 Поручения: сгребание сухих листьев в определённое место, сбор осенних листьев для гербария и поделок
Подвижные игры «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
—Индивидуальная работа Развитие прыжков. Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге Нигора, Дима
Рисование
Д. и. «Домашние и дикие животные»
Закреплять знания названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домаш-ние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет.
Матвей, Овид Гимнастика пробуждения: Комплекс № 3
Драматизация сказки «Зимовье зверей» цель: вспомнить животных из сказки и научить детей правильно выполнять роли животных.
Центр природы Наблюдение за природой в течение дня
Центр творчества раскрась и вырежи цветы, листья, силуэты деревьев
Для девочек создать пластилиновые, песочные картинки «Цветы»
Выставка (рисунков, творчества)
Центр физкультуры
Для девочек обручи, для мальчиков – предметы для перешагивания, перепрыгивания События дня – заполнение рубрики
4 октября среда
Од в ходе режимных моментов Дежурство: по столовой Аня, Дима
Д. и. «Садовник»
Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологическую речь; формировать активный интерес к живой природе.
Алиса, Вика
Д. и. «Четвертый лишний»
Цели: развивать логическое мышление, речь; формировать усидчивость, целенаправленность.
Денис, Данил
двигательная деятельность Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ без предметов
Утренний сбор:
1. Беседа «Мир растений Сибири». Объяснения детям, чем дикорастущие растения отличаются от культурных растений.
2. Работа с календарем природы.
3. Д. и. «Дерево - куст»
Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно Проверить собственные знания.
Педагог называет деревья и кустарники. Дети на кустарник должны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цыпочки с поднятыми руками.
4. обсуждение планов на день.
Книжный уголок
Гербарий листьев
Центр творчества
Ц: развитие мелкой моторики рук.
Демонстрация картинок с изображением дикорастущих и культурных растений
Центр конструирования девочки и мальчики «Построим осенний парк» Ц: Учить играть рядом, не мешая друг другу, и вместе.
Развивать и поощрять взаимодействия детей в игре.
Раскраски для мальчиков и девочек
Вырезание контуров МИР ЦВЕТОВ
Выставка (рисунков, творчества, изделий народного творчества)
Центр экспериментирования «Всё увидим, всё узнаем». Цель. Познакомить с прибором-помощником лупой и ее назначением Материалы. Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. Познакомить с планом работы на месяц, пригласить на мероприятия
Прогулка № 1 Наблюдение за легковым автомобилем
Трудовая деятельность Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. П. и. «Мы — шоферы», «Послушные листья».
Цели:учить внимательно слушать команды воспитателя;развивать внимание. Индивидуальная работа Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги. Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности. Нигора, Овид
Прогулка 2 Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
двигательная деятельность Инд. работа по развитию движений. Упражнять в прыжках с продвижением вперёд – Дима, Овид
Подвижные игры: Мышеловка», «Ловишки»трудовая Поручение подметание дорожек на участке группы
д/и «Вершки-корешки» Цель: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
Милена, Катя
Объясни пословицы и поговорки
Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают. Аня, Данил
Трудовая деятельность
Уход за комнатными растениями, рыхление, полив. - Дима, Миша
двигательная деятельность Гимнастика пробуждения: Комплекс № 3 Упражнение для автоматизации звука [щ]
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем мы щавель на щи
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Подготовка к сюжетно-рол. Игре «Магазин цветов» -Чтение художественной литературы «Луговые и садовые цветы»
Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус.
Подвижные игры
«Пятнашки», «Садовник» Центр сюжетно-ролевых игр для девочек «Столовая»
Для мальчиков «Водители СТОЛОВОЙ», Ц: учить использовать разнообразные игровые действия для развития сюжета и содержания игры; развивать умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, действовать в воображаемой игровой ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Настольные игры
«Что нужно для работы в саду и огороде»
Лото «Магазин»
Ц: развивать внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца Центр физкультуры Для девочек кегли, для мальчиков – дуги для подлезания События дня – заполнение рубрики
5 октября четверг
Од в ходе режимных моментов Дежурство: по столовой Егор, катя Самообслуживание.
цель: совершенствовать умения одевания и раздевания в соответствующем порядке.
Д. и. : настольные «Домино»
Учить подбирать парные картинки. Развивать внимание, память.
Дима, Илья
Д. и. «Найди причину»
Цели: развивать фразовую речь, память, логическое мышление; воспитывать ответственность за свои поступки.
Летом многие деревья в городе засохли, потому что.
В лесу было много поваленных деревьев, потому что.
В саду уродился хороший урожай фруктов, потому что.
Посаженное маленькое деревце так и не выросло, потому что.
С деревьев стали облетать листья, потому что.
На деревьях появились почки, потому что.
Деревья стояли голые, потому что.
Миша, Аня двигательная деятельность Утренняя гимнастика:
Утренний сбор:
1. Игра «Назови комнатные растения»
2. Пальчиковая гимнастика: «Птицы»
Цель: развивать речь, артикуляционный аппарат, моторики рук.
Упражнение, для автоматизации звука [ч]
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Подвижная игра «Скворечники»
Цели: развивать реакцию на сигнал, умение бегать в разных направлениях, ориентировку в пространстве, ловкость; воспитывать умение внимательно слушать сигналы педагога, честно выполнять правила игры.
ЧХЛ – Шорыгина «О деревьях»
- слушать внимательно, отвечать на вопросы Центр творчества
Трафарет (обведи и вырежи деревья, овощи-фрукты)
Раскраски Цветы, листья с деревьев
Предложить нарисовать «Люблю растения». Развивать воображение, фантазию.
Выставка (рисунков, творчества, изделий народного творчества)
Центр конструирования «Ботанический сад».Учить детей организовывать пространство для конструирования, планировать деятельность, конструировать различные предметы.
Настольные игры
Пазлы, мозаика Развивать мышление, мелкую моторику.
Центр экспериментирования «Волшебное сито». Цель. Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной крупы с помощью сита; развить самостоятельность Предложить выучить с детьми стихотворения об растительном мире
Прогулка № 1 Наблюдение за рябиной. П. и. : «Бросить и поймать» - учить детей бросать и ловить мяч.
Трудовая деятельность убрать сухую траву граблями Цель: воспитывать желание трудиться.
Индивидуальная работа: отбивание мяча от земли. Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки Матвей, Нигора
Прогулка 2Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. Подвижные игры «Перелет птиц», «Море волнуется» – развитие координации движений, красоты движений.
Индивидуальная работа прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Алиса, Миша
Трудовая деятельность подметание листьев, сгребание сухих листьев в определённое место, сбор осенних листьев для гербария и поделок
Рисование
Д. и. «Птицы, звери»
Цели: развивать умение классифицировать животных; воспитывать самостоятельность.
«Это птица - воробей, она дикая», «Это зверь - медведь, он дикий», «Это курица - домашняя птица». Овид, Катя
Труд в природе: «Мы дежурим». Цель: вызвать эмоциональный отклик, желание и ответственность заботится о игрушках. двигательная деятельность Гимнастика пробуждения: Комплекс № 2 Профилактические мероприятия: хождение босиком по массажным дорожкам
Сюжетно – ролевая игра
«Магазин цветов» цель: закрепить названия цветов, правила поведения в магазине.
Центр конструирования «Огород» Ц: Учить играть рядом, не мешая друг другу, и вместе.
Развивать и поощрять взаимодействия детей в игре.
Настольные игры
Собери картинки
Что нужно для работы
Центр физкультуры
Для девочек скакалки, для мальчиков – дартс
Центр творчества
Лепка из соленого теста, пластилина плодов Вырезание картинок «Грибы- овощи», аппликация, рисование События дня – заполнение рубрики
6 октября пятница
Од в ходе режимных моментов
Дежурство: по столовой Нигора, Данил
Д. и. На чем что растет?
Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения, фразовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, действовать в соответствии с сюжетом.
Материалы: картинки с изображением дуба, желудей, яблони, яблок, сосны, круглых шишек, ели, продолговатых шишек, рябины, гроздей рябины, березы, ольхи, ивы, сережек и т. п
Матвей, Илья
Экологическая игра «С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания о деревьях
Алиса, Аня
двигательная деятельность Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ без предметов № 2
Утренний сбор:
1. Разгадывание простейшего кроссворда о растениях и деревьях
2. д/и «Где лево, где право?»
3. Заполнение календаря природы.
Автоматизация и дифференциация звуков [л], [р].
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
За поселком у проселка
В поле пела перепелка.
Перепел прилетел,
Перепелку перепел.
Настольные игры
Собери разрезные картинки Пазлы «Цветы»
Уголок творчества Цель: формировать умение детей создавать собственные композиции, доводить задуманное до конца.
Трафареты обведи и раскрась (Дары леса)
Лепка грибов, овощей
Книжный уголок
Рассматривание иллюстраций о хлебе
Книги об растениях
Центр экспер «Надувание шаров».Цель. Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания детей
Прогулка № 1 Наблюдение за грузовым автомобилемТрудовая деятельность Уборка опавших листьев.
Подвижные игры «Горелки», «Волк во рву». Цели:учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;развивать ловкость.
Индивидуальная работа Ходьба по бревну. Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. Алена, миша
Прогулка 2.
П. и «К дереву и кустарнику - беги!»Собрать красивый букет из листьев. Цель: приобщение детей к прекрасному.
Прогулка № 2 1. Наблюдения за сезонными изменениями в начале осени.
Цель: Формирование понятия о смене времени года. Подвижные игры: П. и «Гуси- лебеди» «Смелые ребята» Цель: Упражнять в быстром беге, развивать ловкость. Цель: Закрепить умение передвигаться вперед на двух ногах.
3. Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цель: Учить детей создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы. Воспитывать экологическую культуру. Индивидуальная работа по развитию движений Цель: Развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой. Прыжки спродвижением на 1 ноге- Миша, Катя 5. Самостоятельные игры с выносным материалом
Аппликация Д/упр. «Отгадай птицу по голосу» (дятел, сова, соловей)
Катя, Соня
Индивидуальная работа в тетрадях Матвей, Аня
Гимнастика пробуждения: Комплекс № 3
Звуковая гимнастика
Расселись птицы на ветвях и запели звонкие песни.
У каждой птицы своя песенка.
Трещотка-чечетка, Тр-р-р, тр-р-Кукушка-горюшка, Ку-ку, ку-ку.
Дружок-снегирек, Свинь, свинь.
Мальчишка - воробьишка, Чик-
Синичка-невеличка, Тень-тень.
Утки-трататутки Кря, кря.
Гуси-шипуси Ш-ш-ш.
Игра с мячом «Я знаю цветок» Центр конструирования различные строительные материалы, LEGO
Ц: развитие инициативы, мышления, памяти.
Центр сюжетно-ролевых игр Пикник
Ц: учить переносить полученные знания в игру
Центр физкультуры
Для девочек мячи массажные, для мальчиков – кегли События дня – заполнение рубрики