Ахметова Алена Сергеевна
Конспект занятия «Как зимуют лиственные и хвойные деревья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Деревья зимой".
Цель:
-обобщение и систематизация знаний детей о деревьях.
Задачи:
- познакомить с жизнью деревьев зимой;
-активизировать и закрепить знание о природе и её обитателях: пробуждать добрые чувства по отношению к природе; формировать заботливое отношение к ней восхищение её красотой.
Публикация «Конспект занятия „Как зимуют лиственные и хвойные деревья зимой“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: картинки с изображением деревьев.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте ребята.
Педагог: Ребята, посмотрите, как красиво за окном. Как вы думаете, почему, так красиво?
Педагог: Да сейчас в природе хозяйничает зима.
Педагог: А что принесла нам зима, совершенно верно, зима принесла нам холод, снег, ветер. Морозные дни, выпало много снега. Он окутал белым пушистым одеялом поля, леса, дома – стало светло, нарядно, сказочно, красиво! А как сверкает снег на солнце, какой он бывает разный: утром-розовый, днем-голубоватый, желтый от солнечных лучей, переливается блестящими огоньками.
Педагог: Что случилось с насекомыми – жучками, паучками?
Педагог: Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями от холода.
Педагог: А животные?
Педагог: Звери укрылись от мороза и холода в норках, белки в дуплах.
Педагог: А медведь вовсе уснул.
Педагог:
Здравствуй лес, могучий лес,
Полный, сказок и чудес!
Педагог:Зимой в лесу сейчас очень холодно, да и нам прежде чем выйти на улицу надо одеть теплую одежду.
Педагог: «Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы попробуйте ее отгадать».
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
Педагог:Правильно, ребята, это дерево.
Педагог: Найдите лишнее:
Яблоня, груша, липа, абрикос.
Педагог: Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные – сохраняют свою хвою.
Педагог: Ребята вспомните и назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.).
Педагог: А какие хвойные вы знаете. (Сосна, ель, лиственница, пихта).
Педагог: А, где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т. д.)
Педагог:Ребята назовите, что есть у дерева (Корень, ствол, ветки, крона, почки и листья).
Педагог: А как выглядит дерево зимой?
Педагог: Совершенно верно листьев нет только ствол и ветки.
Педагог: Ребята, а знаете ли вы, как отличить зимой одно дерево от другого? (Ответы детей.)
Педагог: Зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по плодам.
Педагог: Это дерево считают символом России.
Педагог: Легче других деревьев узнать зимой берёзу. Её светлая с чёрными пятнышками кора видна издалека. У берёзы крупные боковые ветки прижаты к стволу, а молодые веточки свисают вниз. Весной на них появятся серёжки.
Педагог: Ствол у березы тонкий, стройный прямой.
Педагог: У рябины также, как и у березы, ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенные по парно. У рябины есть красные ягодки.
Педагог: Какая птица любит рябину (снегирь).
Педагог: Ребята подумайте и скажите, у какого дерева ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, имеются липкие почки. Да конечно это тополь.
Педагог: А вот так про какое дерево говорят у него могучий ствол, его могучий ствол покрыт плотной корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у этого дерева есть желуди. Совершенно верно это дуб.
Педагог: Какие лесные животные едят желуди (кабан, белка).
Педагог: У Ивы ствол темно- зеленого цвета, листья тоже зеленного цвета, с приходом осени листья желтеют.
Педагог: А вот у ели, сосны, лиственницы ствол коричневого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишки.
Педагог: Какой лесной зверек объедает кору с осины и яблони (заяц).
Педагог: Кто из лесных обитателей любит семена шишек (птица клест).
Педагог: А это, что за дерево?
Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?
Педагог: Совершенно верно елочка, зимой в заснеженном лесу елочка стоит зеленая.
Педагог: Конкур «Правильный ответ»
1. На каком дереве растут дрожащие листочки?
а. на дубе;
б. на клене;
в. На осине.
2. Как называют плоды на березе?
а. сережки;
б. желуди;
в. Орех.
3. Под каким деревом спряталась Маша из сказки «Гуси лебеди»?
а. под сосной;
б. под яблоней;
в; под грушей.
Педагог:А как вы думаете, как зимуют деревья?
Педагог:Так вот деревья, все лето растут, собирают силы, зимой отказываются от еды, перестают питаться, не растут, не тратят силы, погружаются в глубокий сон.
Педагог: Готовятся ли деревья к зиме? Конечно!
Педагог:А листья? Деревья сбрасывают их с себя, чтобы они не мешались. А то прилипнет снег к листочкам зимой и сломаются веточки удерева.
Педагог: Ребята вспомните, чем являются, сброшенные листочки с ветвей, конечно, они греют и охраняют корни деревьев от морозов, как одеяло.
Педагог: А ещё на каждом дереве есть панцирь или по другому «шуба» защищающая растение от мороза. Что это за «шуба»? «Шуба» для дерева – это пробковая ткань, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает тепло и воздух. Именно такая шуба не дает замерзнуть дереву даже в самые сильные морозы.
Педагог:Наверное, вы все видели трещины на деревьях, а кто не будь, знает от куда они берутся?
Педагог: Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью грянет сильный мороз. И «шубы» и деревьев охлаждаются и сжимаются и рвутся. Эти трещины остаются на всегда.
Педагог:Ребята, а как вы думаете, может ли мороз убить дерево. Конечно, может если дерево промерзнет все насквозь до самой сердцевины, оно промерзнет и умрет.
Педагог: Если гибнет дерево, плохо всем: птицы не могут свить гнездо, не спрячутся от дождя, ветра, мороза: не вырастут под деревьями травы, грибы, а это корм для зверей и птиц.
Педагог: Но самое лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Поэтому если снега много- это хорошо, тепло деревьям, а если мало- замерзнут наши деревья.
Педагог: А заботливые люди в огороде специально пригибают к земле молодые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. Или укрывают из чем-то теплым, специальным материалом.
Педагог:Пришло время отгадать загадки о деревьях.
Он из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос
Стал высок он и могуч
Не боится ни гроз, ни туч.
(дуб)
Он стоит высокий, стройный,
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это …
(клен)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(береза)
Я дерево знаю : осенью порою
Роняет оно пожелтевшую хвою.
Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок.
(лиственница)
Толи скрыше толи с неба-
Или вата или пух
Или может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?
(тополь)