Котова Ирина Владимировна
Конспект занятия по развитию речи «Хвойные и лиственные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
ХВОЙНЫЕ И ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ.
ЦЕЛИ:
1. Сопоставление деревьев — подготовка к составлению простейшего описания.
2. Закрепление представлений о хвойных и лиственных деревьях. Упражнение в обобщении и классификации.
3. Образование относительных прилагательных от названий деревьев.
4. Упражнение в употреблении в речи сложноподчиненных предложений.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рассматривание деревьев в парке, на участке детского сада.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Хвойные и лиственные деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Выделение составных частей дерева. Узнавание деревьев по листьям.
Чтение басни Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», стихотворения И. Токмаковой «Дуб».
ОБОРУДОВАНИЕ. Предметные картинки: хвойные и лиственные деревья, а также картинки: яблоня, ветка с яблоками, орешник, ветка с орехами.
Ход занятия.
1. Орг. момент. «4 – ый лишний»
Педагог: Мы сегодня будем разговаривать о деревьях. Посмотрите на картинки, что лишнее и почему? (различение хвойных и лиственных деревьев, упражнение в обобщении и классификации).
2. «Назови ласково» — закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
(На доске выставлены рисунки с изображением деревьев).
Дети, правильно назвав их ласково, уносят картинки к себе на столы.
3. «Найди пару»— образование и употребление в речи относительных прилагательных от названий деревьев в сложноподчиненных предложениях.
На доске выставлены изображения веток деревьев с плодами.
Каждый ребенок подбирает ветку к своему дереву, проговаривая фразу по образцу.
Образец: Мне нужна сосновая ветка с шишкой, потому что у меня сосна.
4. Отгадывание деревьев по загадкам или характерным признакам:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила
А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, он выносливый.
Значит, закаленный. (Дуб)
Ответы, дети записывают в тетрадь.
5. Физкультминутка.
Если солнце печет, (дети поднимают руки вверх)
Тает снег, (приседают)
Ручей течет дворе (движениями рук показывают течение ручья)
И грачи на горе, (бегают, размахивая руками)
Значит, март на дворе. (останавливаются)
6. Образование родственных слов: Дети придумывают и записывают.
дуб
дубок
дубочек
дубовый
дубрава
береза
березка
березонька
березовый
березняк
подберезовик
7. Сопоставление дуба и березы по плану.
1. Общий вид:
огромный - стройная
могучий - нарядная
сильный - кудрявая
2. ствол.
толстый - тонкий
мощный - белый
темный - с черными точками
3. ветки
толстые - тоненькие
темные - белые
направлены вверх - склоняются вниз
4. листья
темно – зеленые - светло - зеленые
крупные - мелкие
5. плоды
желуди - сережки
8. ИТОГ.
О чем мы сегодня говорили? О деревьях, (строение, виды, какую приносят пользу). Что мы еще делали? Что искали?