Гусева Елена
Как влияет сенсорное развитие на развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Гусева Елена Михайловна,
ГБДОУ детский сад №20
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Как влияет сенсорное развитие на развитие детей.
Цель: формировать сенсорные способности у детей.
Задачи сенсорного воспитания младшего дошкольного возраста:
Публикация «Как влияет сенсорное развитие на развитие детей» размещена в разделах
1. создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
2. поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
3. знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов и способами обследования предметов; содействие запоминания и использования детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
4. формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер, устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность заключается и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отра-жение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непо-средственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенство-вания практической деятельности современного человека. Ведь, как справед-ливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека»
Содержание сенсорного воспитания - круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.
Основой познания мира является сенсорное развитие, в основе которого лежит чувственный опыт, направленный на полноценное восприятие окружающей действительности. От уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, зависит эффективность интеллектуального, эстетического, физического развития личности. В зависимости от того или иного возрастного этапа ребенок является наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Следовательно, каждая возрастная ступень является благоприятной для его дальнейшего нервно-психического и всестороннего развития. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни преобладает чувственный опыт, особенно это важно на этапе раннего детства, когда происходит ознаком-ление со свойствами предметов. Именно ранний возраст Н. М. Щелованов называл «золотой порой» сенсорного развития. Сенсорное развитие –это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, и т. п. Так как познание окружающей действительности, основывается в основном на ощущениях и восприятии, это и лежит в основе сенсорного развития ребенка. Сначала ребенок при помощи зрения, осязания, слуха узнаёт об окружающих предметах и явлениях, и лишь на этой основе у ребенка могут в дальнейшем появиться такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Сенсорное развитие связано и с развитием речи. Речь формируется с помощью слуха.