Мария Зеленщикова
Консультация «Как тело сигнализирует о стрессе у детей»
▼ Скачать +Заказ
Мы привыкли к тому, что ребенок плачет в случае опасности, дискомфорта, боли. Но бывают ситуации, когда реакции детей на стресс «спрятаны», завуалированы. Это может происходить, если стресс не резкий и острый, а хронический. Или в случае, если ребенку запрещают проявлять свои эмоции. Часто ребенок слишком маленький или недостаточно владеет речью, чтобы объяснить свое беспокойство. В этом случае важную информацию о неблагополучии малыша можно получить по косвенным признакам: по телесным реакциям.
Публикация «Консультация „Как тело сигнализирует о стрессе у детей“» размещена в разделах
Некоторые новые привычки и движения возникают как реакция на стресс, слишком сильное напряжение, с которым ребенок не справляется. Переживания ребенка в этом случае не совсем осознанны, однако достаточно сильны, чтобы вызвать нарушения в психологическом благополучии. Как правило, подобные признаки усиливаются в определенных обстоятельствах, что может быть подсказкой для внимательных родителей. Приведем несколько телесных признаков того, что психика ребенка находится в напряжении и из последних сил справляется с неблагополучной, трудной жизненной ситуацией.
1. Накручивание волос на палец.
2. Прикусывание губ.
3. Обгрызание ногтей и заусенцев.
4. Перебирание пальцев.
5. Беспокойный сон.
6. Тики.
7. Частые жалобы на боль в животе и голове.
8. Резкие перепады настроения или необычно взбудораженное состояние.
Указанные признаки служат «спасательным кругом» для нервной системы и позволяют хоть как-то сбросить эмоциональное напряжение, нервозность, перевозбуждение, тревогу. Однако это лишь временная реакция, при сохранении стрессового воздействия ситуация может ухудшиться, и ребенок заболеет.
Бороться с указанными проявлениями не имеет смысла. Так вы только лишите ребенка его системы защиты. Необходимо установить их причину, выявить ситуацию, конфликт, вызывающий напряжение и стресс у ребенка. Внимательно понаблюдав за своим малышом, вы поймете, что его беспокоит, с чем он не справляется, где и в чем ему необходима помощь. Проанализируйте, когда эти признаки усиливаются. Мягко поговорите с ребенком о напряженных ситуациях, попытайтесь подсказать ему способы выхода из них. Создайте дома благоприятную атмосферу спокойствия, понимания, расслабления.