Ильичева Ольга
Консультация «ФГОС ДО Требования к развивающей предметно-пространственной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос создания предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особенно актуально. ФГОС ДО раскрывают требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно - пространственной среде.
Публикация «Консультация „ФГОС до, Требования к развивающей предметно-пространственной среде“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, способностью к порождению и воплощению разнообразных замыслов, уверенностью в своих силах и открытостью к внешнему миру. Поэтому развивающая предметно - пространственная среда должна стимулировать коммуникативную, игровую, познавательную и другие виды активности ребенка. Среда должна быть организована в соответствии с возрастной спецификой его развития.
Организация РППС в детском саду строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по уголкам (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально – игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательными предметами являются материалы, стимулирующие познавательную деятельность. Это - развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно - поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и др.
В старшем дошкольном возрасте должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, бантики, сумочки, зонтики и т. п. Мальчикам же необходимы детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: коробочки, веревочки, ленточки, проволока, которые творчески используются для решения различных игровых проблем
В подготовительной к школе группе необходимо иметь материалы, способствующие развитию интереса к обучению в школе: картинки из жизни школьников, фотографии школьников - старших братьев и сестер, атрибуты для игры в школу, настольно - печатные игры с буквами и цифрами, ребусами, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами и др.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, макеты и др.
Насыщенная развивающая предметно - пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой развивающей предметно - пространственной среды.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько «сред» : для речевого, познавательного, физического развития, которые могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок на первом этапе освоения данной среды, были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми.
Что должен знать педагог при организации развивающей предметно - пространственной среды в группе?
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов должны быть направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Развивающая предметно - пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Календарно - тематический принцип построения образовательного процесса предполагает насыщение предметной среды в соответствии с темой недели. Важно, чтобы тематика недели нашла свое отражение во всех уголках (зонах). Например, тема недели - «Зима». Дополняем уголок познавательного развития альбомами и книгами, иллюстрациями на данную тему, в уголке театрализованной деятельности появляются игрушки, декорации, костюмы, куклы соответствующей тематики. Оформляем выставку репродукций картин - зимних пейзажей, зимних развлечений. В уголок физического развития добавляем «снежки». Украшаем группу детскими рисунками и работами и т. п.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, независимой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.