Алексеева Ольга Викторовна
Гиподинамия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства дошкольников педиатры отмечают гиподинамию – нежелание двигаться, играть в подвижные игры, заниматься спортом. У старших дошкольников насыщенный график занятий не оставляет времени на двигательную активность. Узнайте, как решить эту проблему. Проведите консультацию с родителями. А детям расскажите о современных видах спорта, которые подходят дошкольникам
Публикация «Гиподинамия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня – это, адекватная физическая подвижность и достаточность сна.
Специалисты педиатрии и гигиены, а также ранее изданные СанПиН 2.4.1.3049-13 устанавливают, что необходимая для детей 3-7 лет продолжительность сна 12-12,5 часов, из них дневной сон составляет 2-2,5 часа.
Советский и Российский ученый-гигиенист, специалист в области гигиены детей и подростков, академик РАН, А. Г. Сухарев обосновал гигиенические нормы суточной двигательной активности детей :
3-4 года – 5,5-6 часов;
5-6 лет – 5-5,5 часов.
Двигательную активность следует рассматривать как сумму разнообразных движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. У детей дошкольного возраста игровая деятельность составляет 50-60% от общей двигательной активности.
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Нехватка движений и низкая их интенсивность на протяжении длительного периода способствуют появлению гиподинамии. С обывательской точки зрения гиподинамия просто недостаток движения, только вот медики бьют тревогу, гиподинамия – это нарушение различных функций организма, вследствие ограничения двигательной активности ребенка, снижения силы сокращения его мышц. Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии, вследствие родовых травм, наследственности, внутриутробного кислородного голодания (гипоксии). Однако чаще всего причины детской гиподинамии носят совершенно другой характер – они обусловлены неправильным образом жизни ребенка, в формировании которого виноваты родители. К такому отклонению приводят: лишний вес вплоть до ожирения; привычка сидеть у телевизора, компьютера; отсутствие прогулок на свежем воздухе; полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому, заканчивая спортом. Чаще всего родители сами способствуют тому, что ребенок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Ведь гиподинамичный ребенок – это удобно, сидит тихо в своей комнате, никому не мешает, не доставляет хлопот. А вот начало школьной жизни облачает серьезные проблемы в развитии таких деток – как в физическом, так и в психическом плане.
Хотелось бы заметить, что предупредить такое состояние гораздо проще, чем потом лечить. Признаки чаще всего достаточно ярко выражены: вялость, малоподвижность, неактивность, сонливость тихий плач, быстрая утомляемость, отсутствие интереса к групповым играм, снижение работоспособности, умственной активности, отстраненность в общении со сверстниками, неразговорчивость вплоть до дизартрии.
Доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики детства Орлова С. Н. и магистрант Шкарова А. С. ФГБОУ ВО «Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева» в 2018 году, разработали диагностический комплекс, с целью определения уровня риска появления гиподинамии у дошкольников. В полной мере исследования целесообразно проводить в старшей и подготовительной группе, но выборочные возможны в средней и даже младшей группах. Они предлагают изучить:
- отношение ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни;
- уровень знаний, умений и навыков, поддерживающих и укрепляющих здоровье ребенка;
- образ жизни ребенка, его отношение к спорту и двигательной активности;
- отношение родителей к занятиям физической культурой и спортом своих детей.
Проведите диагностику в группах своего ДОУ, по результатам исследований, определите необходимость и интенсивность работы по формированию мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни дошкольников.
• Расскажите родителям об опасности гиподинамии.
Малоподвижный образ жизни ведет к:
- задержке формирования организма
- недостаточному снабжению крови кислородом
- атрофии мышц
- проблемам с развитием опорно-двигательного аппарата
- нарушениям эндокринной системы
- нарушению работы сердечно-сосудистой системы
- расстройству пищеварения
- снижению сопротивляемости болезням, т. е. ослаблению иммунитета
- синдрому астенизации, который проявляется в быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости ребенка
• Предложите родителям решение – как стимулировать ребенка двигаться.
- Рационально подбирать площадку для игр на улице, возможно, из песочницы во дворе дома ребенок уже давно вырос.
- Обновлять игрушки, которые будут способствовать физическому развитию, например, вовремя заменить совочек и формочки на сачок для ловли бабочек и мяч.
- Играть со своим ребенком, по детским правилам, эмоционально включаться в забавы, баловаться, шалить и беситься.
- Побольше гулять с ребенком, отправляться в пешие походы
- Частично отказаться от «благ прогресса», например вместо использования лифта пройти по лестнице, компьютер заменить малоподвижными играми дома, просмотр телевизора прочтением книг с «живыми иллюстрациями».
• Расскажите об интересных модных видах спорта, которые подходят детям.
- Лакросс - этот вид спорта может научить атакующему уклонению и восстановить остроту периферического зрения.
- Современные танцы – у ребенка будет развиваться чувство прекрасного, музыкальный вкус и ровная осанка. А с таким количеством разновидностей в танце, легко найти танцевальный жанр для каждого ребенка.
- Верховая езда – дисциплинирует ребенка, воспитывает любовь к братьям нашим меньшим, поможет физическому и психическому развитию.
- Картинг - многие мальчишки, увлеченные мультфильмами про машинки, с удовольствием занимаются в таких секциях. Регулярные тренировки способствуют: развитию реакции и концентрации; усилению мышц рук и шеи.
- Сайклинг - развивает физическую выносливость, хорошо укрепляет опорно-двигательный аппарат, особенно ноги, способствует развитию координации движений.
- сноуборд, сани – отличные виды спорта для тех, кто любит занятия на свежем воздухе, лёд и зиму. Преимущества: отличная закалка организма; вырабатывается стойкость, формируется настойчивость и воля; улучшение координации.
- Гольф - сочетает в себе навыки тактики, сосредоточенности и физического развития. Развивает терпение, тактичность, умение мыслить стратегически.
- Сквош - это спорт для всей семьи. Заниматься им можно с самых малых лет, как только ребенок сможет держать ракетку, помогает развить скорость, мгновенную реакцию, тактику. Растут выносливость, ловкость, сила.
• Проведите беседы с детьми.
- Поговорите с детьми, нравится ли им заниматься спортом. Дайте возможность каждому ребенку рассказать про любимый вид спорта.
- Проводите «День Спорта». Подберите такие виды спорта, которые будут интересны детям. Посвятите, максимально возможно, день одному виду спорта, расскажите о спорте, правилах, о достижениях спортсменов, дайте детям отгадать инвентарь, форму для занятий, нарисовать рисунок. На прогулке, если это возможно, проведите игры с элементами этого спорта или занятие.
- Расскажите о своих детских спортивных увлечениях.
- Покажите варианты новых подвижных игр