Алла Алдатова
Как стать хорошим руководителем ДОУ?
▼ Скачать + Заказать документы
Как стать хорошим руководителем ДОУ
Как добиться успеха на этой ступени своей профессиональной деятельности? Как завоевать доверие коллектива и удержать лучших педагогов в своём учреждении? Как объединить и стимулировать творчество и поисковую деятельность воспитателей?
«Моя формула успеха»
«Знать, чтобы предвидеть,
Предвидеть, чтобы управлять…»
Огюст Конт
Столько вопросов, а ответы у каждого руководителя разные. И формула успеха у каждого своя.
Публикация «Как стать хорошим руководителем ДОУ?» размещена в разделах
Благополучие любой организации зависит от желания потребителя покупать её продукцию. Каждый сотрудник должен осознать своё влияние на удовлетворённость потребителя. Но как оценить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг? Ответ прост — постоянно интересоваться, изучать запросы и мнение потребителя. Исходя их этого, в нашем дошкольном учреждении оказывается 5 дополнительных образовательных услуг на платной основе, открыты группа выходного дня и адаптационная детско-родительская группа.
Таким образом, первый принцип моей профессиональной деятельности как руководителя ДОУ — это ориентир на потребителя.
На мой взгляд, для сотрудников, не только дошкольного учреждения, поведение руководства является ориентиром, определяющим отношение к работе. Своей важнейшей задачей считаю сохранение благоприятного психологического микроклимата в коллективе. В нашем учреждении педагоги разные. Есть настоящие мастера, высококвалифицированные педагоги, которые неоднократно делились опытом с коллегами на уровне района и города, а есть молодые специалисты, начинающие воспитатели, студенты. На мой взгляд, все они имеют право на участие в выработке решений.
Нужно ли знать уровень профессиональной компетентности своих педагогов? Безусловно. Знать, для того, чтобы предвидеть возможности их развития и, как следствие, участия в управлении, направленного на развитие всего учреждения.
Считаю, в дошкольном учреждении не может быть двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет. Поэтому, в соответствии с уровнем педагогического мастерства нами планируются индивидуальные и групповые формы методической работы с кадрами.
Условно педагогический коллектив можно разделить на педагогов трё х уровней: интуитивного, поискового, мастерского.
Так, в работе с педагогами интуитивного уровня мы ориентируемся на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями и практическим опытом.
Основными задачами в работе с воспитателями поискового уровня являются формирование ориентации на диалог, общение, овладение педагогической техникой, осознание собственной индивидуальности.
Залог успеха в работе с педагогами высокого, мастерского уровня вижу в стимулировании ценностной ориентации на творчество в их деятельности.
Для того, чтобы реализовать программы интеллектуального, эмоционального и личностного развития педагогов с наибольшей результативностью нами было проведено определение типа мышления, склонностей и способностей педагогов, преобладания типа мышления в коллективе.
Для чего нужно было это знать? Чтобы создать атмосферу заинтересованности и принять правильные управленческие решения.
В результате педагогам с лингвистическим типом мышления (26%) была поручена разработка литературных викторин, инсценировка сказок, сочинение с детьми стихов. Сотрудники с кинестетическим типом мышления (14%) привлекались к организации весёлых стартов, спортивных праздников для детей и взрослых. Педагоги с интерперсональным мышлением (19%) — лучшие организаторы праздников в коллективе, специалисты по связям с общественностью. Они способны улаживать конфликты и привлекать родителей к совместной деятельности. Воспитатели, обладающие интраперсональным типом мышления (22%) способны проанализировать проведённые мероприятия, собрания, семинары, выявить их слабые стороны и предложить лучшие варианты. Педагогам с логико-математическим мышлением (18%) мы поручили ведение кружка по логике. Они способны увлечь детей шахматами, шашками, пазлами, головоломками, с самого раннего возраста развивать их логическое мышление.
Вот почему, ещё одним принципом моей профессиональной деятельности является вовлечение сотрудников.
Дошкольное учреждение сегодня — это совокупность взаимосвязанных процессов. Оценка эффективности процессов — источник необходимой информации, вскрывающий потенциал для последующего улучшения всей деятельности учреждения.
Все процессы взаимозависимы и эта взаимозависимость — не только цепочки отдельных причинно-следственных связей, а во многом поведение людей. При этом каждый процесс находится в динамичном состоянии, потому что в дошкольном учреждении постоянно происходят изменения, которыми необходимо управлять.
Другой принцип — постоянное улучшение. Непрерывное и постоянное улучшение — одна из целей учреждения. Поэтому цели должны быть реалистичными и достижимыми. У каждого сотрудника таковой целью является потребность в постоянном совершенствовании.
В последние годы ведутся активные поиски новых форм методической работы с педагогами. Однако, на мой взгляд, никакие формы сами по себе не могут гарантировать качественный результат. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определённому содержанию поставленной цели.
В управлении методической работой в нашем ДОУ мы стремимся к созданию условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации. Считаю, что управлять методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода — значит научиться так строить методическое сопровождение деятельности педагога, чтобы в каждой ситуации проявлялись важнейшие функции его личности: выбор ценностей, понимание смысла деятельности, реализация своих способностей и задатков.
Одним из принципов моей работы является — принятие решений, основанное на фактах, анализе данных и информации. Считаю, что мне, как руководителю, чтобы не терять “контакт с реальностью”, необходимо придерживаться системы в сборе и анализе достоверных данных.
Но самый главный мой успех — это люди, с которыми я работаю. Знать, чем дышит каждый из них, начиная с работника кухни и заканчивая помощником воспитателя… Помочь каждому из них найти себя, самореализоваться в своей профессиональной деятельности… Предвидеть и создать ситуацию успеха для каждого… А у каждого она своя. Для кого-то — это продвижение по службе. Для кого-то — повышение квалификации творческий рост. Для кого-то — обучение в высших учебных заведениях.
Самое главное — делать то, что ты любишь и любить то, что ты делаешь. И успех несомненно будет!