Наталья Владимировна Рожкова
Как сформировать жизненно важные качества ребенка в период раннего детства
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство-период, когда ребенок активно познает и исследует окружающий его мир. Благодаря такой исследовательской деятельности закладывается основа для формирования большинства важных качеств, среди которых - уверенность в себе, самостоятельность, любознательность. От правильного поведения родителей, их умения «понять движения детского сердца», реакции на поступки ребенка зависит, в каком русле пойдет процесс развития. Но, к сожалению, большинство мам и пап ничего не знают ни об особенностях развития детей того или иного возраста, ни о том, что считать нормой, а над чем стоит задуматься
Публикация «Как сформировать жизненно важные качества ребенка в период раннего детства» размещена в разделах
Большинство современных родителей особое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом часто многие их них довольно слабо представляют, какое поведение характерно для каждого ребенка, что можно считать нормой, а что должно насторожить. А ведь каждому возрастному периоду присущи свои отличительные признаки:
Особенности поведения со сверстниками;
Особенности взаимодействия с родителями;
Ведущая деятельность (прежде всего та, благодаря которой происходит развитие);
Личностные качества, которые закладываются именно в этот период.
Рассмотрим особенности детей от 7 месяцев (1 года) до 2.5 (3) лет.
Особенности раннего детства ребенка.
В отечественной психологии период от 7 месяцев (1 года) до 2.5 (3)лет называется «раннее детство». Ведущая деятельность – манипулятивная.
Ребенок развивается, осваивая окружающий мир. Когда малыш начинает ползать, перед ним открываются новые возможности. Раньше, чтобы оказаться рядом с «такой замечательной яркой штучкой, в которую иногда ставят цветы», приходилось звать маму. А теперь наконец-то, можно куда хочешь ползти, что угодно (или почти что угодно) трогать, бить, облизывать, мять, ронять, поднимать, тянуть, грызть и т. д.
Дети этого возраста редко играют с игрушками, скорее, их привлекает все, с чем «играют» взрослые: краны в ванной, посуда, компьютер, папины инструмент, дедушкины газеты, мамина косметика и проч. В норме ребенок в данный период очень любопытен и иногда похож на обезьянку, копирующую окружающих взрослых, старших братьев и сестер, чем бы те ни занимались.
В подобной исследовательской деятельности закладываются такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, любознательность. Но происходит это только в том случае, если радом находится взрослый, понимающий особенности данного возрастного этапа и создающий благоприятные условия для исследовательской самостоятельной деятельности.
Исследовательская деятельность ребенка.
Для начала представим, что происходит «внутри» ребенка. Он увидел (услышал, ощутил) то, что его заинтересовало. Это рождает в теле импульс к движению к этому манящему предмету или явлению. Далее ребенок исследует заинтересовавший его объект разными способами и, насытившись, переключается на другой. В чем здесь нужно участие взрослого?
Во-первых, в создании безопасной и интересной среды. Для этого все представляющие угрозу и важные вещи перемещают туда, куда ребенок не может дотянуться. Для поддержания его интереса игрушки можно разложить в разные контейнеры, распределив их по темам: Животные, люди, машины, конструктор, интересные на ощупь предметы и т. д.
Во-вторых, в поддержке исследовательского импульса ребенка. Иногда ему требуется помощь, чтобы куда-то залезть, а порой нужно просто ощущение что взрослый рядом, но не вмешивается, если не надо.
В-третьих, в поддержке в трудных ситуациях: когда что-то не получается или ребенок упал - и потому что на ногах еще неустойчиво стоит, и потому что исследование невозможно без некоторых болезненных моментов. Поддержка взрослого состоит в том, чтобы утешить и показать, как сделать иначе то, что не получается.
Рассмотрим пример. Мама готовит еду, Оля в это время активно передвигается по кухне. Девочка уже построила башню из кастрюль и хочет дотянуться до половника, который лежит на середине стола. Мама краем глаза наблюдает за манипуляциями ребенка. Когда дочка что-то ей показывает, комментирует происходящее. «Да, большая кастрюля».
Чтобы достать половник, девочка начинает тянуть скатерть, и на нее падает тарелка, стоящая на краю. Это довольно больно, и Оля с ревом кидается к маме. Мама обнимает ее и, немного покачивая, озвучивает происходящее с сочувствием: «Да, больно, обидно». После того как дочка затихла мама спрашивает: «Что ты хотела?». Девочка обиженно показывает на половник. Мама: «Взять половник?». Дочка кивает. Мама говорит: «Смотри, как это делается: пододвигаешь стульчик… давай, двигай. Вот… А теперь залезай. Взяла? Теперь слезай. Нет, сначала ножку вниз. Замечательно. Давай еще попробуем». И мама с дочкой репетирует залезание. Мама уже почти не помогает. Оле нравится новое ощущение. Она снова кладет половник на стол и снова залезает и слезает, но уже сама.
Как в подобном взаимодействии формируется уверенность в себе и самостоятельность? В основе этих качеств лежит базовое, усвоенное на телесно - эмоциональном уровне ощущение, что наши импульсы к действию хорошие. Наше желание что-либо сделать замечательное. И даже если в процессе делания возникнут сложности – это нестрашно, всегда можно найти другие варианты. Все эти ощущения закладываются именно в данном возрастном периоде благодаря взрослому, находящемуся рядом с ребенком, конечно, если он действительно радуется и одобряет активную деятельность ребенка по исследованию окружающего мира и своих возможностей взаимодействия с ним.
Вывод: Поддерживающие родительские действия при формировании жизненно важных качеств ребенка :
• Поощрение исследовательских тенденций ребенка, создание безопасной среды с необходимым минимумом ограничений – для воспитания любознательности;
• Искренний интерес к тому, чем ребенок хочет поделиться; поддержка в играх, в которых он стремится подражать взрослым (мытье посуды, подметание,- для формировании уверенности в себе;
• Принятие ребенка, сочувствие ему и оказание помощи в проблемных ситуациях, совместный поиск выхода их них – для формирования умения просить и принимать помощь.
Признаки неблагополучия в развитии ребенка
Для взрослых сигналом к тому, что в этом возрасте что-то идет не так, должно стать поведение ребенка, когда он:
• Не проявляет познавательной активности, тревожится, если попадает в новые места или ему предлагают новую деятельность;
• Постоянно закатывает истерики, в деятельности предпочитает разрушение, раскидывает вещи, может вырваться и убежать туда, где опасно, хотя уже знает, что это опасно.
Такие признаки часто появляются, когда взрослые слишком ограничивают ребенка в его исследовательских порывах, когда они относятся к происходящему с тревогой или раздражением, причем неважно, высказывают они это или нет. Дети в возрасте от 1 года до 2.5 лет считают происходящее на телесно-эмоциональном уровне и моментально, как маленькие зеркала, показывают взрослым их самих.
Другая причина появления вышеуказанных признаков – взрослый, находящийся рядом, абсолютно игнорирует ребенка. Тогда вызывающее поведение становится порой единственным вариантом привлечения внимания. Нужно понимать, что в этом возрастном периоде (в отличие от следующих) ребенок ничего не делает назло. Он исследует мир. И если бабушка появляется, к примеру, только на звук разбившейся тарелки – ребенок впитывает послание : от интересен, когда что-то разобьет или сделает не так. Важно понимать, что в этом возрастном периоде главными людьми для детей продолжают оставаться родные и близкие. Поэтому баланс между спокойным отношением к ребенку и в то же время уделением внимания своим делам – залог адекватного развития детей этого возраста.
Можно выделить и еще один признак неблагополучия: ребенок подолгу не ходит в туалет по большому. Стесняется, прячется и какает в трусики. В этом возрасте ребенок часто воспринимает данный процесс как собственное творчество: это то, что он делает сам.
И если взрослые вокруг воспринимают это негативно или ругают его за то, что он делает это неправильно, то он принимает решение о том, что лучше бы этого не было вообще (отсюда сдерживание, или прячется, чтобы никто не увидел.
Вывод: Деструктивное поведение родителей:
• Введение большого количества ограничений в исследовательскую деятельность ребенка, наказание или выражение недовольства по поводу такой деятельности;
• Постоянное недовольство тем, что ребенок делает что-либо не так хорошо, по мнению родителей, игнорирование того, чем он хотел бы поделиться;
• Жесткий запрет на деятельность, из-за которой ребенок столкнулся с той или иной проблемой. Наказание ребенка или полное игнорирование его просьбы о помощи.
Родителям нужно не забывать, что в детском саду дети чаще всего не могут реализовывать большинство своих импульсов – не потому, что с ними плохо обращаются, а потому, что это невозможно в рамках сложившейся у нас системы воспитания, при которой не всегда учитываются потребности каждого ребенка. Да и воспитатель часто один на группу из 20-30 ребятишек. Так что в конце дня таких нереализованных движений в теле накапливается довольно много. В связи с этим после детского сада желательно погулять на площадке или в таком месте, где ребенок может попрыгать, полазить, покидаться, разрядив накопившееся напряжение. В противном случае все это выльется дома в истерики или повышенную двигательную активность.
Материал: журнал справочник педагога-психолога № 12, 2012 г.
С. С. Смирнова, педагог-психолог, образовательный кинезиолог, Москва.
МАДОУ ЦРР - детский сад
Педагог-психолог Рожкова Н. В.