Получи документы

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!

Публикация «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?» размещена в разделах

Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.

Изучая детство, исследователи всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.

Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Но здесь существует проблема - противоречие стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Наш итог - целевые ориентиры. В начальной школе итог стандарта - универсальные учебные действия. Полагается, что целевые ориентиры - это основа, «подушка» для формирования УУД. Но как это в реальном измерении сделать - непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности детства, развитие ребенка как субъекта деятельности в игре, в которой обучение не лидирует. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными универсальными учебными действиями и безупречным поведением (программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи :

1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Публикации по теме:

Презентация «Игра как средство подготовки детей к школе» «Игра-это особое светлое, нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Как сохранить здоровой нервную систему Здоровая нервная система человека – это залог крепкого здоровья. Наша жизнь полна непредсказуемых моментов, которые вынуждают человека.

Консультация для родителей «Как сохранить зрение у детей» Орган зрения — играет значительную роль в процессе восприятия окружающей среды, та как он один из главных органов чувств. В разнообразной.

Консультация «Как сохранить здоровой психику ребёнка?» Каждый день ставит перед детьми новые проблемы, решение которых зависит, в том числе, и от их душевного равновесия, умения справляться с.

Лэпбук для подготовки к школеЛэпбук для подготовки к школе То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я Знаю. \китайское изречение\ Здравствуйте! Очень хочется помочь.

Особенности подготовки будущих первоклассников к школе Проблема подготовки ребенка к школе была актуальна всегда. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Школа волшебного огня или как сохранить лесШкола волшебного огня или как сохранить лес Школа волшебного огня или как сохранить лес. Развлечение по пожарной безопасности для детей средней группы. Автор: Наши драконы летают.

Всеобуч в МБДОУ «Как сохранить осанку»Всеобуч в МБДОУ «Как сохранить осанку» 30 марта в МБДОУ «Д/с №5 «Теремок» проходил всеобуч для родителей средних групп «Как сохранить осанку!». Здоровье – самое важное в жизни.

Эссе «Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека» Если допустить, что жизнь человека это железная дорога, а временные отрезки - младенчество, детство, отрочество, юность - некие проходящие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 19:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?» (включая файлы) размещена пользователем Яна Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД