Наталья Симонова
Кризис 3-х лет, как переходный период от раннего к дошкольному возрасту
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис 3-х лет, как переходный период от раннего
к дошкольному возрасту
Л. С. Выготский определял развитие как возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В отечественной психологии показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Все способности человека, его личность не только проявляются, но и формируются в деятельности, причем деятельность – это не только то, что человек делает руками и ногами, но и желания, переживания, представления и замыслы человека. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.
Публикация «Кризис 3-х лет, как переходный период от раннего к дошкольному возрасту» размещена в разделах
Под новообразованиями Л. С. Выготский понимал качественно новый тип строения личности и её деятельности, взаимодействие человека с действительностью и те психические и социальные изменения, отсутствующие как целое на предыдущих этапах его развития и впервые возникающие на данной возрастной ступени. Л. С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т. е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.
К скачку в развитии (изменению социальной ситуации развития) и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и «толкающие» развитие вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения – речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во «взрослой» деятельности в дошкольном возрасте и т. п.).
Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой и сопровождается существенными изменениями в психологии и поведении ребёнка, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и привычками.
При этом предполагается, что изменение в переживании ребёнком среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытие новой идеальной формы развития – именно такое представление о критическом возрасте позволяет обнаружить его внутренние содержание и объяснить изменения в поведении детей в кризисные периоды
И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период к которому ребенок переходит через кризис 3 лет. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста.
Кризис трёх лет в концепции Л. С. Выготского проработан наиболее подробно. Ему посвящена работа «Кризис трёх лет», в которой описано «семизвездье симптомов» этого возрастного перехода.
Первый симптом, на который обращает внимание Л. С. Выготский,- негативизм. Эта поведенческая реакция состоит в том, что ребёнок не хочет что-то сделать только потому, что это предлагает кто-то из взрослых. Негативизм вынуждает ребёнка действовать вопреки своему аффективному желанию. Детский негативизм надо отличать от обычного непослушания - ребенок не делает только потому, что его об этом попросили.
При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.
Второй симптом – упрямство. Упрямство, в отличии от настойчивости, состоит в том, что ребёнок настаивает на чем-то лишь потому, что он этого потребовал. По сравнению с негативизмом упрямство проявляется в ситуациях, где исходно ребёнок сам заявил некоторое требование. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.
Третий симптом – строптивость. Строптивость безлична, она направлена скорее на всю ситуацию воспитания, чем на кого-то конкретно, именно эта направленность против норм воспитания отличает строптивость от негативизма.
Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
Четвёртый симптом – своеволие. Он заключается в «тенденции к самостоятельности». В противоположность первым трём симптомам, своеволие - это не протест, а наоборот, стремление к не которому действию, предмету, ситуации.
Следующие три симптома, по словам Л. С. Выготского, носит второстепенный характер. Это протест–бунт – поведение начинает носить протестующий характер; обесценивание – например, отрицательно отношение к родителям; деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к близким.
Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического свойства: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.
Вот основные симптомы, которыми пестрят описания кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям
Описав все семь основных симптомов поведения детей на рубеже раннего и дошкольного возраста, Л. С. Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить об «эмансипации», о психологическом отделении от ближайших взрослых. При этом Выготский настаивал на том, что среда играет роль не обстановки, а источника детского развития.
Теоретически осмысляя известные по литературе данные и собственные наблюдения, Л. С. Выготский делает главный вывод: специфика поведения в кризисе трех лет говорит о том, что «ребенок мотивирует свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми»; кризис трех лет это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка… мотив дифференцирован от ситуации».
Л. И. Божович, рассматривая кризис трех лет, связывает его с появлением некоторого системного новообразования, которое выражается в возникновении слова «Я». Доминирующей является потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой тенденции вызывает основные трудности в поведении детей. После возникновения «системы Я» как следствие возникают и другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».
Появление самооценки (желания быть хорошим) к концу третьего года жизни приводит к усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, присутствует желание действовать по своему собственному усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.
По мнению Л. И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребенка; «система Я» включает в себя некоторое знание о себе и отношение к себе. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности.
Д. Б. Эльконин определяет новообразование раннего возраста, оформляющееся в три года, - личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. Но к трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым.
Д. Б. Эльконин считал, что в процессе совместной деятельности «взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют действие ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. В процессе овладения способами действий ребенок второго года жизни, подражая действиям взрослых, одновременно подчеркивает правильность своих действий, произнося слово «Так!». По примерам, приведенным Д. Б. Элькониным, многочисленным наблюдениям можно сделать вывод о стремлении ребенка максимально точно уподобить свое действие действию взрослого. «Процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого является взрослый».
Ребенок раннего возраста, овладевая предметным действием, проходит этап полной ситуационной зависимости собственного действия. Выполняя одно и то же действие с разными взрослыми и в разных ситуациях, ребенок поначалу точно воспроизводит не само действие, а целостную ситуацию, при этом одно и то же действие по своему рисунку различается в зависимости от того, в какую ситуацию оно включено и с каким взрослым оно осуществляется. В наблюдениях Д. Б. Эльконина этот аспект также присутствует, но не акцентируется. Можно далее предположить, что речь, слово становится тем средством, которое позволяет выявить и выделить действие как единое, сквозное для всех ситуаций действования.
Таким образом, в раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «я сам». Сопоставление исследований по предметным действиям и кризису трех лет позволяет предположить, что Д. Б. Эльконин имел в виду дифференциацию поначалу целостной ситуации действования совместно со взрослым, точно по образцу, представленному взрослым; дифференциацию, направленную на выделение личного, «моего», действия.
Наиболее развернутое исследование кризиса трех лет проведено Т. В. Гуськовой. В нем на основании анализа отечественных и иностранных исследований поставлен основной вопрос о выделении новообразования кризиса трех лет как конструктивной составляющей возрастного кризиса в противоположность описанию негативных проявлений этого возрастного перехода.
Т. В. Гуськова останавливает свое внимание на кризисе развития и различает объективный кризис (появление качественно нового в психической жизни ребенка) и субъективный кризис (общая картина симптомов, сопровождающихся объективный кризис). Кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. По этим внешним формам можно судить о появлении новообразования, которое должно собрать в себе, соединить три линии – отношения к предметной действительности, к другим людям и к себе.
На основании этих базовых исходных посылок Т. В. Гуськова выделяет в поведении детей два «пояса» симптомов: симптомы, которые направлены на достижение в предметно-практической сфере, и симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.
Исследование симптомов кризиса позволяет Т. В. Гуськовой ввести представление о поведенческом корреляте центрального новообразования кризиса трех лет – «гордости за достижение». В этом определении «сняты» те характеристики, которые дает, в частности, Д. Б. Эльконин (личное действие, однако они расширены и существенно обогащены фактическим материалом. В исследовании Т. В. Гуськовой впервые были выделены два методологических принципа исследования критических возрастов.
1. Введено положение об изменении ребенка критического возраста. При всей очевидности этого требования относительно исследования поведенческой картины кризисов именно Т. В. Гуськова впервые вводит принцип сравнения поведения одного и того же ребенка в одинаковых ситуациях до кризиса (в стабильный период) и в момент кризиса. Это делает ее исследование воплощающим идею Л. С. Выготского об относительной трудновоспитуемости: в критический период нельзя говорить о некоторой общей внешней картине поведения, поведение ребенка может быть понято лишь при сравнении разных форм поведения у одного ребенка.
2. Анализ привычных ситуаций действования. Основанием клинического наблюдения становится ситуационный анализ – метод, при котором психологическая способность, функция изучается относительно условий, в которых она возникает или проявляется.
Итак, к трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д. Б. Эльконин, «гордость за достижение» (Т. В. Гуськова, «система Я» (Л. И. Божович).
А. Н. Леонтьев, определявший личность как особое сверхчувственное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса трех лет – характерному «Я сам!». «Я сам» - говорит ребенок и превращает способ действия взрослого в содержание своего собственного действия. Эта формула выражает подлинную сущность той психологической ситуации, в которой находится ребенок на рубеже этой новой стадии своего развития – на рубеже дошкольного детства. Суть анализа, который проводится в связи с этой, новой для психического развития ребенка, ситуации, А. Н. Леонтьев, заключается в расхождении цели действия и ее мотива. Ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным. Эта ситуация – первая ступень к формированию личности. Большинство исследователей содержание психологической ситуации, в которой находится ребёнок на рубеже дошкольного детства, выражают в формуле «Я Сам», рассматривают кризис 3-х лет как феномен, ведущий к самостоятельности. Самостоятельность – основное психологическое новообразование, развивается в соответствии с общим универсальным законом развития от общего к частному и несомненно оказывает влияние на психическое развитие ребёнка. Таким образом, кризис 3-х лет это кризис социальных отношений, а всякий кризис есть кризис выделения своего «Я». Содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого и связана со сменой позиции ребенка по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей – он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития. В новой социальной ситуации развития происходит усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов в совместной деятельности со взрослым. Развитие здесь происходит путём превращения совместного действия в действие, разделенное со взрослым, а затем и самостоятельное («Я – сам» по А. Н. Леонтьеву). Предметная деятельность, в свою очередь, обеспечивает развитие всех сторон психики.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология/ Л. С. Выготский. – М. : Апрель Пресс. Эксмо – Пресс, 2002.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997.
3. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса 3-х лет/ З. И. Власова// Психолог в детском саду. – 2004.- №4
4. Общение детей в детском саду и семье/ Ред. Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина. – М. : “Педагогика”, 1990.
5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов/ К. Н. Поливанова. – М. : ACADEMA, 2000.
6. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития/ К. Н. Поливанова. М. : Академия, 2000.
7. Смирнова Е. О. Особенности отношения родителей к ребёнку с трудностями общении/ Е. О. Смирнова, И. В. Хохлачёва// Вопросы психологии. – 2008.- №4.