Игорь Запорожцев
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка в 6–7 лет»
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому этапу и учебной деятельности. Прежде всего, необходима сформированность желания учиться, то есть мотивационная готовность. Без осознания «надо» ребенок не сможет успешно обучаться. Подготавливая ребенка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, анализировать.
Особое внимание обратите на развитие речи ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать речь ребенка в 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Показатели речевого развития детей 6-7 лет
• В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный запас может достигать до 7 000 слов).
• Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка» и т. д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу). Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
• В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
• Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
• Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.
Вас должны насторожить следующие показатели:
• Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).
• Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
• Трудности различения звуков или их смешение.
• Грубые аграмматизмы в речи.
• Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.
• Не проговаривание окончаний в словах.
• Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.
• Частая расстановка неправильного ударения.
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.
Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?
1. Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми.
Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.
2. Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных, приключенческие повести и детские детективы. Посетите вместе книжный магазин и выберете, что понравится дошкольнику.
3. Посетите детскую библиотеку. Конечно, они сейчас не так популярны, как во времена нашего детства, но именно атмосфера библиотеки может заинтересовать ребенка в самостоятельном чтении. К тому же сейчас во многих детских библиотеках созданы все условия, чтобы увлечь детей книгами (удобные читальные залы, новые красочные книги и даже игрушки).
4. Разнообразьте совместное времяпрепровождение играми на развитие речи. Особенно полезными будут упражнения на увеличение словарного запаса.
5. Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике. Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни. Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу».
Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение». Папа для пущей убедительности может вести себя как типичный ученик, а вы сделать голос, как у учительницы и вызвать ребенка к доске.
Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку.
«Отгадай-ка»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
«Я знаю 5…»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит : «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т. д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.
«Правда или ложь»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.
Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь», ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.
«Скажи по-другому»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т. д.
Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т. д.
«Подбери словечко»
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов, начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т. д.).
«Кто длиннее?»
Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.
Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т. д.
"Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
"Два приятеля"
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый) и т. д.
"Какой? Какая? Какие?"
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например, трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а Грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
"Закончи предложение"
Цель: употребление сложноподчинённых предложений.
-Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
-Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
-бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
- Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
-Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
-Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
-Я не хочу спать, потому что. (рано)
-Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
-Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
-Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
"Кому угощение?" (употребление трудных форм существительных)
"Назови три слова" (активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
"Кто кем хочет стать?" (употребление трудных форм глагола)
Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов. Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.