Департамент труда и социальной защиты
Как проходит обучение москвичей с инвалидностью в трудовых мастерских
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Трудовые мастерские – это не просто возможность чем-то себя занять, но и способ самореализоваться, расширить круг общения, найти свое место в жизни и сделать процесс реабилитации эффективнее. На примере столичных реабилитационных центров рассказываем, как устроена работа в таких мастерских и какую реальную пользу они приносят.
Публикация «Как проходит обучение москвичей с инвалидностью в трудовых мастерских» размещена в разделах
В Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла» москвичи создают одежду, мебель, игрушки, сувениры. Центр помогает людям с инвалидностью и различными ограничениями здоровья реализовать себя в любимом деле.
Реабилитация проходит как индивидуально, так и в группах. Специалисты центра помогают подопечным освоить сразу несколько ремесел. После прохождения курса реабилитации люди с инвалидностью могут стать частью трудовой бригады: реализовывать товары на городских ярмарках и выставках, в интернет-магазине «Ремесел», а также с помощью онлайн-агрегатора «Москва – добрый город».
Сегодня в трудовую бригаду зачислено 76 человек: кто-то соединяет детали на швейной машинке, кто-то набивает будущую игрушку, один пилит, другой шлифует, третий лепит детали – все задействованы в процессе. Но есть и те, кто изготавливает изделие целиком.
2243370-11
Товары подопечных «Ремесел» постоянно участвуют во всероссийских выставках прикладного творчества «Жар-птица», «Ладья», московских фестивалях «Путешествие в Рождество», «Цветочный джем», «Крымская весна». С разными организациями заключены договоры на изготовление сувенирной и подарочной продукции, пошива одежды и домашнего текстиля.
«О центре «Ремесла» узнала, побывав на выставке «Ладья». Увидела разнообразные изделий ручной работы и тоже захотела попробовать что-то сделать самостоятельно. Пройдя курс реабилитации в «Ремеслах» и освоив работу в гончарной мастерской, под руководством инструктора по труду стала изготавливать сувениры. Сейчас работаю удаленно, а готовые изделия сдаю на реализацию. Материалы мне доставляет сотрудник центра, он же и забирает готовую продукцию», – рассказывает подопечная Светлана.
2243370-11
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 (РОЦ № 105) помогают детям с ментальными нарушениями и сопутствующими заболеваниями. С 5 класса ребята осваивают рабочую специальность в учебных трудовых мастерских. Воспитанники центра выбирают занятие по душе: столярное, слесарное, швейное дело, цветоводство и декоративное садоводство.
Столярные и слесарные мастерские оборудованы современными электроинструментами, дерево- и металлообрабатывающими станками. Здесь работа идет полным ходом. Ребята учатся взаимодействовать с древесиной и металлом, чтобы в дальнейшем создавать полезные изделия: табуретки, кухонную утварь, украшения.
«В мастерских уютная рабочая обстановка. Здесь все построено так, чтобы нам было интересно и легко учиться столярному мастерству и народным промыслам: резьбе по дереву, выжиганию, изготовлению шкатулок», – делится Алексей, ученик 7-го класса РОЦ № 105.
В Школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1) обучаются ребята с тяжелыми нарушениями зрения. С 2016 года на базе школы открыта группа трудовой реабилитации для выпускников коррекционных классов. Воспитанников учат профессиональному ремеслу на практике и обеспечивают работой, плоды которой имеют материальную ценность и конкурентоспособны по качеству.
Преподаватели и воспитатели ШОР № 1 разрушают стереотип о том, что человек с инвалидностью не может работать или что у него нет потребности в труде.
2243370-11
Первую половину дня ученики группы трудовой реабилитации проводят в специально оборудованной мастерской, где их обучают столярному ремеслу. После обеда дети вяжут изделия из гиперпышной шерсти на пальцах и плетут авоськи рыболовным челноком под руководством классного руководителя.
В Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» получают услуги взрослые москвичи с инвалидностью, в том числе люди старшего возраста. Для них на выбор есть несколько мастерских: вязание крючком, создание украшений из подручных материалов, садоводство и ландшафтный дизайн. Занятия помогают людям всех возрастов развивают мелкую моторику. Кроме того, в процессе активно задействуется работа глаз и рук, что способствует улучшению координации, развитию внимания и памяти.
2243370-11
В Комплексном реабилитационно-образовательном центре (КРОЦ) обучаются и проходят реабилитацию дети с тяжелыми множественными нарушениями развития начиная с дошкольного возраста. К выпуску у ребят сформированы навыки общения, они могут участвовать в простом трудовом процессе, который им по силам.
В 2014 году в центре открылось отделение общественно-полезной трудовой занятости. Здесь молодые москвичи с инвалидностью могут приобретать новые навыки, развивать мелкую моторику и разнообразить свой образ жизни. Почти всем подопечным нужна поддержка педагога или мастера при творческом процессе, поэтому трудовые программы разработаны с учетом состояния каждого участника.
Подростки и взрослые с тяжелыми множественными нарушениями развития (в среднем им около 25–30 лет) выполняют элементарные операции или даже часть одной операции в общем трудовом процессе. Во время работы каждый член группы делает доступную ему часть (например, если это занятие с глиной и воском, катает шарики, а мастер собирает общее изделие из таких заготовок. Иногда получается выполнить заказ по сборке искусственных цветов, пипеток, ручек.
2243370-11
В центре также сформирована группа ребят, которые по состоянию здоровья могут заниматься творчеством лишь при незначительной помощи мастеров. Эти подопечные могут находиться в коллективе, общаться, выполнять под руководством мастера работы по созданию поделок из различных материалов, помогать в мелком ремонте книжного фонда библиотеки, работать в швейной мастерской.
«Во время работы ребята осваивают навыки взаимодействия в коллективе. Они чувствуют, что у них есть свое место в социуме, ведь трудовой коллектив – это маленькая модель общества. Каждый воспитанник учится правильно планировать время и свои силы, соблюдать трудовую дисциплину», – рассказывает Виктория Николаенко, директор Комплексного реабилитационно-образовательного центра.
Мастерские открыты 5 дней в неделю. Длительность занятий – по восемь часов в день. Виды деятельности на протяжении дня меняются в соответствии с расписанием. «Трудовая занятость необходима для сохранения достигнутого уровня реабилитации, для включения в социум», – подводит итоги Виктория Николаенко.
Помощь рядом
Чтобы стать подопечным центра «Ремесла» или зачислить ребенка в РОЦ № 105, ШОР № 1 или КРОЦ, нужно обратиться в учреждения напрямую.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте каждого учреждения:
Реабилитационный центр для инвалидов «Ремесла»
Реабилитационно-образовательный центр № 105
Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых
Комплексный реабилитационно-образовательный центр
Чтобы пройти курс реабилитации в Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра», необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.