Орлова Татьяна Александровна
Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребенка с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как правильно воспитывать ребенка с ОВЗ?" - этот вопрос чаще всего задают родители, которые недавно встретились с "особым" ребенком. Главная цель воспитания – помочь ребенку выработать адекватную самооценку и научиться регулировать свои эмоции.
Лучший стиль воспитания - совмещение честности, уважения и гибкости в поведении по отношению к ребенку. Учитесь слышать и уважать чувства ребенка, позволять ему делать самостоятельный выбор и в то же время устанавливайте четкие и справедливые правила поведения.
Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
Говорите по существу. Ребенок с ОВЗ слышит и отчетливо запоминает первые 30 секунд сказанного. Постарайтесь уложиться в 2-3 предложения.
Следите, чтобы ваша мысль не разветвлялась на несколько отдельных, чтобы сообщение было произнесено без волнения и негативных эмоций. И главное - чтобы в ваших предложениях звучала готовность к сотрудничеству («Давай.», «Помоги мне. «, «Попробуй сделать так, чтобы.»).
Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
Распределите ответственность. Перестаньте брать на себя слишком много ответственности в любой ситуации. Не пытайтесь всех контролировать путем постоянного напоминания и критики. Со временем дети привыкают к этому и становятся глухи к вашим призывам. Они ведь знают, что вы не перестанете напоминать им о чем-либо.
Попробуйте сказать ребенку: «Мы уходим через 45 минут. Если ты не успеешь собраться вовремя - тебе предстоит объяснять причину опоздания своему учителю». Так вы переносите ответственность за сборы на ребенка и заставляете его понимать последствия своего поведения.
Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата.
Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Не жалуйтесь. До определенного момента дети не способны к сопереживанию. Умение сочувствовать приходит по мере взросления. Лучшее решение в этом случае - сообщить о своих чувствах, никого не обвиняя. Рассказать четко и спокойно о последствиях устроенного беспорядка. Например: «Мне важен порядок в доме, чтобы нам всем было удобно в нем жить. А разбросанные игрушки отправляются спать ко мне в комнату и вернутся к вам только завтра, после хорошей уборки». Предоставьте ребенку возможность что-то исправить, помогите ему при необходимости, превратите в игру уборку.
Включите эффективное слушание. Ежедневно находите 10-15 минут, чтобы внимательно выслушать все, что ребенок говорит. Сядьте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. На протяжении всего рассказа ребенка поддерживайте зрительный контакт, словами, мимикой и жестами дайте понять, что вы ему сопереживаете! Тогда ребенок почувствует, что он достоин вашего внимания, заботы и, конечно, любви. Если ваш ребенок не проявляет интерес к общению, станьте инициатором общения сами. Говорите вы! Используйте разную интонацию! Используйте различные жесты и мимику! Радуйтесь любому проявлению обратной реакции!
Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким, какой он есть, ведь вы любите его. Какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?
Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.