Настенко Юлия
Конспект НОД «Как помогает огонь» для старших групп
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность для старших групп.
Тема: Как помогает огонь.
Цель: .
Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека; акцентировать внимание на том, что именно человек «приручив» огонь, сделал его необходимым людям.
Публикация «Конспект НОД „Как помогает огонь“ для старших групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Познакомить детей с правилами безопасного поведения при пожаре Обогащать словарный запас существительными, прилагательными, обращениями; формировать связную доказательную речь. Развивать исторический интерес к прошлому.
Материал: иллюстрации первобытного человека, камни, свеча, макет факела, спички, зажигалка, кирпич, ложка, вилка, гвозди, игровые инструменты: пила, топор, стеклянные приборы, паровоз игрушечный, машина, катер, колосья, игрушечная еда.
.
Развивать исторический интерес к прошлому.
Материал: иллюстрации первобытного человека, камни, свеча, макет факела, спички, зажигалка, кирпич, ложка, вилка, гвозди, игровые инструменты: пила, топор, стеклянные приборы, паровоз игрушечный, машина, катер, колосья, игрушечная еда.
Ход занятия
М. З. : Ребята давайте поприветствуем друг друга и гостей весё лой песенкой: «ДОБРОЕ УТРО»
М. З. : Сейчас я загадаю вам загадку:
Веселый шалунишка,
Оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает,
Концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка,
Трещат дровишки звонко,
Оранжевые пряди
Так хочется погладить…
Зовется он (Огонь).
Слайд – огонь
М. З. Правильно. Почему возникают пожары?
Ответы детей
М. З. : посмотрите на экран- пришло электронное письмо от инспектора Пожарного. Инспектор Пожарный просит вашей помощи в тушении пожара. Послушайте, пожалуйста.
«Дорогие ребята детского сада №3! Я – инспектор Пожарный. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!».
Воспитатель: Вы согласны помочь пожарным?
Дети: Да, согласны!
Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
Воспитатель: Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. ,
Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать я прошу ответить Вас, на несколько вопросов:
• Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
• Что вы знаете о форме пожарного?
• Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
• Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).
• Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Первая остановка «огонь-помощник человека
,.(дети смотрят слайды)
Как только огонь подружился с человеком, он стал ему верным помощником.
Люди зажигали на холмах костры, что бы пламя было видно издалека. Так они передавали важные новости, предупреждали об опасности. Путешественники освещали себе дорогу факелами. В домах зажигали по вечерам свечи, а на улицах, уличные фонари.
Огонь кузнец. Когда человек научился использовать металл, и тут огонь пригодился. Жарко горел огонь в кузнеце – разогревал до красна железо, делал его мягким, податливым. А кузнец мастерил из железа вилы для крестьян, топоры для лесорубов и плотников, подковы для лошадей.
Огонь-повар. Очень много из того что мы едим приходиться предварительно варить, жарить в печке. Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже десятки тысяч лет. Человек огонь кормил и огонь кормил человека
Огонь земледелец. Шли года и человек догадался что можно не только собирать зёрна, но и выращивать хлеб, ему понадобились поля. Вырубленный лес и кустарники сжигали, вот и получалось поле.
С помощью огня борются с сорняками.
Весной когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струнки дыма и огня
Огонь строитель. Этим предметам нужен огонь глину смешали с песком, обожгли и так получился кирпич с которого мы строим дома.
Огонь стеклодув. В печах варит огонь стекло, из которого мастер стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Когда-то путешественники развели костёр, положил дрова на какие-то белые камни. Проснувшись утром увидели красивые кусочки неизвестного материала, так появилось стекло. Из него теперь делают посуду, очки, телескоп, аквариум, окна.
Огонь столивар- Полыхает огонь в доменной печи, плавит железную руду, выплавляет из нее сталь. А из стали производят –вилки, ложки, гвозди, ножницы, ножи,
Человек позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колёса. Так появились паровые машины. В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы и паровозы. По морям плывут теплоходы, катят по шоссе автомобили. Бензин и нефть- горючее так и называется, потому что оно горит.
И в воздух человека тоже огонь поднял : первые воздушные пары наполняли горючим воздухом; огонь заставляет вертеться пропеллер самолёта; вырывается из сопла реактивного самолёта, без огня не взлетают в космос ракеты.
.Хорошим работникам оказался огонь.
Муз. руковод. - Ребята давайте мы с вами превратимся в огонь.
1. Этюд «Пламя костра» Огонь только родился, он еще слабый и не уверенный (дети садятся на корточки) голову на колени, руки вдоль туловища. Огонь набирает силу. Растет, медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец, произвольные движения руками. Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелятся по земле.
Но мы продолжаем свое путешествие
Воспитатель: Вот мы и приехали. Вторая остановка «Рекомендации о безопасном поведении», а ими являются очень древние пословицы и поговорки. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности?
Дети отвечают:
• Слезы пожара не тушат.
• Спички – не игрушка, огонь не забава.
• Нет дыма без огня.
• Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
• Спичка – невеличка, огонь – великан.
• Водой тушат пожар, а умом предотвращают.
М. Р. А ЕЩЕ мы с вами дети знаем одну песню.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «СПИЧКИ НЕ ИГРУШКА»
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)
Воспитатель: Спичкой мы зажигаем огонь. Какую пользу приносит огонь мы с вами уже узнали.
Воспитатель: а вот Что может произойти от неосторожного обращения с огнем? Как вы думаете?
Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
Воспитатель: От чего бывают пожары?
Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.
Воспитатель: Обратите внимание налево – здесь находится остановка «Картинная галерея». Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).
Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. (рассуждения детей)
После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:
• Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
• Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
• Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
• Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
• Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку
Когда, грозя спалить наш дом,
Появится огонь с дымами,
Мы скажем папе или маме -
И вмиг на улицу уйдём.
Уймут пожар песок, вода -
С колодца, речки и пруда,
И возгорания душитель,
Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель.)
Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается,. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожарный.
Воспитатель включает слайд с изображением пожарника и его последующей беседы с детьми.
Пожарный: Здраствуйте, ребята! Я инспектор Пожарный, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.
• Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
• Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар).
• Вопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
• Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей, огнетушителем). Слад с изображением огнетушителя
Пожарный:По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить к тушению пожара.
Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.
Игра «Потуши пожар» .
Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком; второй – песком; Третий – снегом; четвертый заливает водой и т. д. (Средства тушения пожара находятся в пластиковых контейнерах)
Пожарный: Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!
Пожарный: Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт,пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.)
Пожарный: А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Ребята, помните, о том.
Что нельзя шутить с огнем!
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Воспитатель: Ну, ребята, нам пора возвращаться домой.