алёна алексеевна рябко
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Советы молодому педагогу по адаптации детей
Приход ребенка в детский сад всегда очень волнительное событие для детей и их родителей. И от того, как его встретят в ДОУ, какие там будут созданы условия для ребенка и как сложится отношение к нему - зависит насколько быстро ребенок привыкнет к детскому саду.
Публикация «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Адаптация (лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Адаптация может быть протекать в легкой, средней и тяжелой степени. Воспитатель становится для ребенка главным связующим звеном между детьми и родителями. Поэтому педагогу необходимо обладать определенными знаниями и компетенциями в этой области.
С поступлением ребенка в ДОУ для него открывается совершенно новый неизведанный для него мир, который, естественно, поначалу настораживает и может даже пугает маленького человека. И в самом начале очень важен для малыша положительный, позитивный настрой педагога. Одобрительные жесты, похвала, внимательное отношение к ребенку, его проблемам и искренняя улыбка педагога - как визитная карточка, это составляющие комплексного подхода к новому воспитаннику в ДОУ.
Ребенок должен постоянно чувствовать, что его слышат, видят, придут на помощь в трудную минуту. Педагог должен постараться расположить к себе нового ребенка. Для этого есть много методов и приемов. Вот некоторые из них:
1. Познакомить ребенка с детьми группы;
2. Показать все помещения группы, личный шкафчик, полотенце, место за столом, а также игровую зону со всеми игрушками и играми для детей;
3. Рассказать о режиме дня группы, предстоящих занятиях;
4. Педагогу необходимо принимать непосредственное участие в сюжетно-ролевых, подвижных и других играх вместе с детьми;
5. Педагогу полезно использовать хороводные игры, игры на сплочение коллектива; использовать в своей работе театральные игры, потешки, песенки, игры-забавы, юмор;
6. Хвалить нового ребенка или высказывать в его адрес одобрение на его какие-то положительные действия (можно с помощью жеста или мимики);
7. Быть в зрительном контакте с ребенком;
8. Познакомиться с родителями ребенка. Рассказывать об успехах малыша его родителям. Можно дать на дом какое-то поручение, задание, а затем продемонстрировать его выполненную работу перед всеми членами группы;
9. Уточнить у родителей о способностях ребенка, его увлечениях и акцентировать внимание на этом в первое время его адаптации;
10. Старайтесь быть примером во всем. Принимайте нового ребенка с радостью и любовью. Ваше отношение обязательно передастся ему и его родителям;
11. Ребенок обязательно должен чувствовать себя комфортно в новых для него условиях;
12. Приходя в садик, он должен быть уверен, что его ждут и любят в группе;
13. Воспитателю необходимо наблюдать за состоянием ребенка, его поведением. Необходимо минимизировать количество конфликтов нового ребенка с детьми. Всячески оберегать его от неприятных ситуаций, чтоб у ребенка складывалось положительное отношение к детскому саду и он хотел приходить к вам в группу;
14. Вовлекать нового ребенка в активную жизнь группы;
15. Предлагать ребенку выбирать, чем бы он сам хотел заняться в свободное время;
16. Напоминать другим детям, чтобы они приглашали малыша в свои игры;
17. Можно попросить или поручить желающим детям помогать новому ребенку адаптироваться в группе. Например, вставать с ребенком в пару при построении, звать на помощь воспитателя при затруднениях у него и другое.
18. Также можно порекомендовать особенно хвалить тех детей, которые первыми охотно приглашают в свою игру нового ребенка (для того, чтобы и другие дети старались подружиться с воспитанником);
19. Необходимо дать возможность родителям поближе познакомиться с успехами ребенка;
20. Новый ребенок должен быть постоянно в поле зрения педагога;
21. Важен также тактильный контакт, который должен быть ненавязчивым. Можно погладить ребенка по руке, голове. При эмоциональном расстройстве посадить малыша к себе на колени, обнять, успокоить, поговорить о его проблемах.
22. Время адаптации ребенка в ДОУ также зависит от его индивидуальных психо-физиологических возможностей и способностей. К каждому воспитаннику нужно подходить с учетом этих качеств;
23. Педагогу можно порекомендовать вести дневник наблюдений за новыми детьми. Их особенности поведения записывать для себя. На волнующие вопросы обязательно находить ответы: можно проконсультироваться с психологом ДОУ, медицинским персоналом либо с квалифицированным воспитателем имеющим большой стаж работы.
24. Помните: у ребенка в детском саду Вы являетесь единственным взрослым человеком способным помочь, защитить его. Будьте внимательны к таким деткам. Воспитатель это друг и наставник для маленького ребенка. Вам доверяют детей, а это многого стоит!
Игры для адаптации детей
1. Хороводная игра «Зайки»
Цель: развитие эмоционального общения детей, налаживание контакта между детьми; развитие сплоченности, внимания, развитие движений.
Как у бабушки в саду
Рвали зайки лебеду. (Дети с воспитателем, взявшись за руки, идут по кругу).
Вдруг проснулся старый пес
Испугал зайчат до слез.
Поскорее убегайте! (Убыстряется темп в хороводе).
Лебеду не забывайте!
Ух! Убежали! Присядем, отдохнем! (Дети останавливаются, приседают в кругу).
Играть 2-3 раза.
2. Игра «Покажи любимое животное»
Цель: развитие положительного эмоционального общения детей, налаживание контакта между детьми; развитие внимания и движений.
Описание игры. Все дети с воспитателем сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает поиграть в игру и первым показывает свой игровой пример животного.
-Я, Мария Александровна-белка. Затем воспитатель встает, выходит в центр и показывает свое любимое животное "белку" детям. Дети радостно хлопают. И так по очереди, пока все не поиграют.
3. «Подари другу сердечко»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Описание игры: Дети стоят в кругу, передают друг другу мягкую игрушку-сердечко. При этом называют друг друга ласковым именем. Например: «Я дарю сердечко Танюше!». Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. По необходимости, можно помогать детям, подсказывать имена детей, подбадривать.