Ирина Павлова
Консультация для родителей «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь будущему первокласснику адаптировать к школе»
Практически все дошколята хотят идти в школу, получать 5-ки, хотят стать взрослыми. Изначально мотивация ребенка высока, но, когда начинаются ежедневные занятия в школе, ребенок сталкивается с первыми трудностями. Вспомните эти трудности, мы сами это проходили…
- вместо беззаботных развлечений – учеба, нацеленная на результат
- вместо динамических игр – долгие уроки, где нужно сидеть спокойно
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Поступление в школу – это тот самый момент, когда жизнь ребёнка кардинально меняется. Ребёнок должен привыкнуть к новому коллективу, новым требованиям, к повседневным рутинным обязанностям. Каждый ребенок без исключения проживает процесс приспособления к школе.
Адаптация к школе – это перестройка организма ребёнка, которая идёт в две стороны
1) Психологическая сторона адаптации – подразумевает приспособление психики и психических процессов – внимания, памяти, мышления, воли и речи.
2) Физиологическая сторона адаптации: организм должен привыкнуть работать в новом режиме сна, труда, отдыха, питания и т. д.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Физиологическая адаптация:
1) Режим сна, повторения уроков, питания и кружков должен быть адаптирован под ребёнка. В первом классе можно, а иногда даже необходимо пожертвовать кружками, если есть ощущение, что ребёнок утомляется.
2) Обязательны в ежедневном расписании прогулки и выделенное время для игр. (кроме компьютерных)
3) Обязательно до школы ребенок должен легко владеть навыками самообслуживания – одеться, раздеться, завязать шнурки, подготовить своё рабочее место, ориентироваться в портфеле и т. д., так как если это будет осваиваться в школе, силы ребёнка будут уходить ещё и на эти вещи.
4) Сюда же можно отнести и совместное планирование деятельности. Например, вместе распланировать последовательность уроков или совместную поездку, подготовку к празднику. Очень эффективно обучать планированию на бытовых примерах. Например, в выходные попросить ребёнка составить вместе список покупок на несколько дней. Для этого ребенок должен будет прикинуть, что делать – открыть холодильник, посмотреть, каких продуктов нет, какие есть, вспомнить, какие продукты обычно покупают и т. д. В дальнейшем это так же поможет в учебной деятельности.
5) Обязательно нужно учить ребёнка самостоятельности, но тут важно не переборщить. Фраза «тебе задали, ты и делай» может показать ребёнку равнодушие и отсутствие интереса со стороны взрослого. Но и попытки мамы или бабушки, открыть учебник на нужной странице, пролистать за ребенка тетрадь, может продемонстрировать ребенку, что учеба больше важна для взрослых, чем для него самого. Мы взрослые, и мы должны отдавать себе отчет в том, какое послание мы даем ребёнку своими действиями или словами. Фраза, сказанная искренне и от сердца быстрее подействует на ребёнка, чем штампованные выражения.
Для психологической адаптации
1) Уже сейчас нужно оценить, сколько времени занимает в течение дня специфическая для дошкольного возраста деятельность: сюжетно-ролевая игра, конструирование, лепка и т. д. В этой деятельности развиваются все предпосылки для успешного обучения в школе: развивается память, внимание, умение сотрудничать и договариваться, умение работать по правилу и т. д.
2) Давайте ребёнку больше творческих заданий, где нет единственного решения, стимулируйте его творческую активность.
3) В заданиях с единственно верным решением не указывайте место ошибки, поощряйте самостоятельный поиск.
4) Проводите опыты с ребёнком, создавайте среду, где он может рассуждать вслух.
5) Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями – предложите выяснить, почему вчера было легко лепить снеговика, а сегодня нет.
6) Ребёнок полюбит читать, если в доме ведутся беседы о прочитанных книгах, высказываются мнения о поступках героев и т. д.
7) Ребёнок должен иметь право на ошибку. Трагедия, если ребёнок боится и не хочет идти домой из-за тройки, мы сами не замечаем, как у ребёнка с помощью семьи может сложиться мнение, что из-за плохой оценки его не будут любить. Вероятно, мы так не считаем, но дети часто думают о том, что и нужно быть кем-то, потому что такого, какой ты есть, тебя любить не будут.
Покажите своим примером, своими словами, что ошибаться можно. Взрослым самим нужно постоянно учиться новой деятельности для того, чтобы вспомнить, как трудно и физически, и эмоционально перенести тот факт, что всё не сразу удается.
Покажите искреннюю веру в возможности ребёнка.
8) Обязательно сотрудничайте со своим классным руководителем и поднимайте авторитет учителя в семье, помня о том, что родители и школа воспитывают ребёнка не посменно, а вместе.