Департамент труда и социальной защиты
Как организовать жизнь для ребенка с ментальными нарушениями в самоизоляции — советы для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В каких бы мы условиях ни жили – в просторном доме или в небольшой квартире, всем без исключения на вторую-третью неделю карантина становится непросто переносить нахождение в замкнутом пространстве и общение с узким кругом людей. Семья, где растет ребенок с ментальными нарушениями, также сталкивается с трудностями, связанными с вынужденной изоляцией. Кроме того, в таких условиях чаще всего усугубляется и психофизическое состояние их сына или дочки. О том, как преодолеть это непростое время, сохранить себя, не потерять самообладание и использовать самоизоляцию для помощи себе и своему ребенку, рассказывают специалисты ЦССВ «Юнона».
Публикация «Как организовать жизнь для ребенка с ментальными нарушениями в самоизоляции — советы для родителей» размещена в разделах
ХОРОШО РОДИТЕЛЯМ – ХОРОШО РЕБЕНКУ
Конечно, крайне сложно проводить много часов в день с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Родителям всегда нужно помнить, что настроение их ребенка напрямую зависит от их собственного.
«В первую очередь думайте о себе, управляйте своим психоэмоциональным состоянием, воздействуйте на себя с помощью слов, мысленных образов. Управляйте мышечным тонусом и дыханием. Здесь важны любые мелочи: различные движения типа потягивания, расслабления мышц, хорошо подышать свежим воздухом из открытого окна. Подумайте о чем-то хорошем, приятном, пересмотрите фотографии», – советует педагог-психолог Светлана Мартыненко.
Вот некоторые дыхательные упражнения в помощь родителям.
Первое. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Второе. Глубоко вдохните. Задержите дыхание так долго, как сможете. Затем сделайте несколько глубоких вдохов и снова задержите дыхание. Выдохните.
РЕЖИМ – ОСНОВА СПОКОЙСТВИЯ
Когда мы находимся постоянно дома, каждому члену семьи нужно обеспечить личное время и пространство. Для ребенка с ментальными нарушениями важно сохранить привычный жизненный ритм. Обеспечить это может расписание, составленное на время пребывания дома. Причем важно, чтобы оно совпадало с режимными моментами учреждения, в котором ваш ребенок обучался или находился до самоизоляции.
«Старайтесь уложить его спать, разбудить утром в то же время, что и в вашем учреждении, придерживайтесь того же режима питания. Не сбивая его с привычного ритма, вы предотвращаете срывы у вашего ребенка при возвращении его в учреждение», – отмечает Булгана Басангова, замдиректора по социальной и воспитательной работе.
Все дети школьного возраста сейчас обучаются дистанционно. Узнайте у вашего воспитателя или учителя домашние задания и по мере возможности делайте их со своим ребенком. Если не получается сразу выполнить то или иное задание, не ругайте ребенка и не опускайте руки. Возможно, ребенок именно сейчас не готов к восприятию этого материала или вы объясняете материал не так, как он привык в школе.
«Просто отпустите ситуацию и вернитесь к этому заданию позже. Можно проконсультироваться с учителем или воспитателем о том, как именно объяснить ребенку данную тему или помочь ему выполнить задание. В некоторых случаях стоит обратиться к педагогу-психологу. Мы всегда рядом с вами, всегда готовы помочь, не забывайте об этом», – говорит Светлана Мартыненко.
ХОББИ, УБОРКА И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Карантин – лучшее время, чтобы заняться своим хобби и показать своему ребенку ваше любимое занятие с самых разных сторон. Подумайте, как увлечь им ребенка с ментальными нарушениями.
«Приложите к этому усилия, тогда и вам в дальнейшем легче будет планировать день, да и жизнь вашего ребенка будет интереснее. Не забывайте, сегодня многое можно посмотреть и послушать в области культуры и искусства в режиме онлайн. А наши дети любят и смотреть, и слушать, тем более мелодичную красивую музыку. Воспользуйтесь этим», – советует Булгана Басангова.
Помимо игр и чтения займитесь вместе с ребенком домашней бытовой работой. Пусть он протрет пол или стол, уберет посуду или научится пылесосить.
«Если у него уже есть какие-то определенные домашние обязанности, добавьте к ним задания чуть-чуть посложнее. Так ребенку будет интереснее», – отмечает Светлана Мартыненко.
ПРАВИЛО «ТРЕХ П»: КАК БОРОТЬСЯ С НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Именно сейчас у вас в семье настал подходящий момент, чтобы найти подход к своему ребенку, попытаться изменить его поведение к лучшему. Постарайтесь найти золотую середину между чрезмерной строгостью и попустительством.
Для ребенка с ментальными нарушениями плохое поведение – это самый эффективный и, к сожалению, нередко единственный способ привлечь внимание к себе и попытка сообщить о своих нуждах. Дурное поведение в различных ситуациях может означать: «Не знаю, как дальше», «Мне трудно», «Я устал», «Надоело, хочу заниматься чем-нибудь другим».
Понять, чего хочет ваш ребенок, можно с помощью правила «трех П».
Причина – что привело к плохому поведению ребенка.
Поведение – что делает ребенок и какую реакцию это вызывает у вас.
Последствия – что получит ребенок в результате своего поведения.
В каждом конкретном случае родитель должен четко знать, что привело к плохому поведению ребенка, что именно он делает в это время, какова реакция семьи на его поведение и что в результате своего поведения он получит. Если ребенок каждый раз добивается своим поведением желаемого, стоит задуматься над своей реакцией и поменять свою модель поведения.
Анализируя нежелательное поведение по этому правилу, вы обязательно заметите, что ребенок срывается в определенных ситуациях. Если это происходит от того, что ему становится скучно, нужно просто вовремя предложить ему смену занятий.
«Допустим, ребенок сердится, когда вы говорите по телефону. Соберите коробку с игрушками и поставьте возле телефона. Звонит телефон, вы поднимаете трубку, а ребенку даете коробку с игрушками. Таким образом вы сумеете предотвратить негативную реакцию вашего ребенка», – объясняет Светлана Мартыненко.
БАЛАНС МЕЖДУ КРИТИКОЙ И ПОХВАЛОЙ
Очень важно даже в случае проблемного поведения стараться сохранять позитивный настрой и помнить: на одно критическое замечание ребенку должно приходиться одно положительное высказывание.
Вознаграждение за хорошее поведение и игнорирование плохого хорошо работает как регулятор поведения ребенка с ментальными нарушениями. Надо помнить, что, ругая ребенка, мы своего рода награждаем его: ведь он привлек к себе внимание, а наша задача – дать ему понять, что это не работает.
Проявляйте чаще внимание к ребенку во время хорошего поведения. Найдите то, за что его можно похвалить, и по возможности игнорируйте плохое поведение (но если только оно безопасно). Хвалить и вознаграждать ребенка нужно, даже если он делает что-то несложное, например, просто спокойно играет. Выражайте свое одобрение как можно ярче. Ребенок с ментальными нарушениями не всегда способен понять, за что его хвалят. Не бойтесь перехвалить! Вознаграждайте ребенка любимой игрой или занятием.
Огромную роль в воспитании играет создание правильных отношений в семье. Необходимо установить границы приемлемого и неприемлемого поведения. Правила должны быть разумными, предсказуемыми, понятными и неизменными. Их должны соблюдать все члены семьи. Если сегодня нельзя, а завтра вы разрешаете то же самое, ребенок не поймет этого «нельзя» и будет нарушать правило вновь и вновь.
Еще малыш или подросток должен понять, что хныканьем, плачем, назойливостью изменить правила невозможно. Усвоив эти правила, ребенок успокаивается и начинает их соблюдать. В некоторых случаях правила можно нарушить. Например, ребенок обычно укладывался спать в 9 часов вечера, а сегодня праздник, будет салют и ему можно лечь позже. Но обязательно надо объяснять, почему нарушается то или иное правило.
Соблюдение этих правил не только облегчит жизнь родителей, но и подготовит ребенка к дальнейшей жизни в обществе. Важно помнить, что запретов в семье не должно быть много. Чрезмерные запреты плохо сказываются как на развитии ребенка, так и на отношениях с вами.
И во всех случаях родители, педагоги должны быть примером. Дети более склонны следовать примерам, а не прислушиваться к словам.