Ольга Мазаева
Конспект родительского собрания «Мотивационная готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование компетенции родителей в области мотивационной подготовки ребенка к школе в условиях семейного воспитания
Предварительная работа:
* интервью с детьми на тему «Как я представляю себя в школе»
Оборудование:
* аудиозаписи (видеозаписи) интервью с детьми
* мяч
* листы и ручки на каждого родителя для составления предложений
* анкеты обратной связи
* опорные таблицы («Вопросы для обсуждения»).
Публикация «Конспект родительского собрания „Мотивационная готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
Ход родительского собрания:
Знакомство: Родители, передавая по кругу мяч, представляется так, как хотел бы, чтобы к нему обращались.
Обсуждение правил работы группы: открытость группы, правило «здесь и сейчас», конфиденциальность, безоценочность суждений и т. д. (правила могут быть дополнены членами группы по желанию).
Введение:
Каждый год тысячи родителей, усаживаясь со своими детьми за парты, держат своеобразный экзамен: каковы будут плоды их воспитательных мероприятий. Можно понять гордость тех родителей, чьи дети успешны. Совсем другие чувства испытывают родители, чьи дети не справляются с новыми требованиями, теряют интерес к школе, «Почему это произошло? Что было упущено?» - задают они себе вопрос. Цель нашей встречи – предупреждение трудностей адаптации ребёнка к школе.
Умение ребёнка читать и писать ещё не гарантируют успешного обучения в школе. Так, например, ребенок неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире, но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задание, а когда проходят новый, более сложный материал, не хочет проявлять старание, чтобы его усвоить.
В этом случае родители упустили менее заметное, но наиболее важное в подготовке ребёнка к школе. Необходимо формировать у него в дошкольные годы такие качества, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шёл успешно. Можно ли построить здание, не заложив фундамент? Ответ очевиден.
Практическое задание родителям :
Необходимо составить несколько предложений на тему «Как я представляю своего ребёнка в школе». На выполнение задания отводится 5-10 минут. Каждый работает индивидуально.
Вы составили предложения, каким хотите видеть своего ребенка в школе (ожидания) или каким не хотите видеть (опасения?
Какой образ ребенка у вас получился : положительный или отрицательный? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?
Для сравнения родителям предоставляется (включается) интервью с их детьми.
Молодцы мамы и папы, которые сказали, что хотели бы, чтоб ваш ребенок взаимодействовал со сверстниками, умели бы поддерживать деловой контакт с учителем. Все это называется коммуникативная готовность к школе.
Многие родители отметили, что хотели бы, чтоб их ребенок умел выполнять основные мыслительные оперции. Это называется интеллектуальная готовность к школе.
Очень важную, так называемую, эмоционально-волевую готовность к школе отметили мамы и папы, которые сказали, что им важно, чтобы ребенок слушал на уроке, а не занимался посторонними делами.
Вы правильно отметили, что Ваш ребенек должен хотеть идти в школу. И это называется мотивационная готовность к школе. Сгодня мы с вами о ней и поговорим. Она отображает желание или не желание ребёнка учиться. Этот компонент очень важный, потому что от него зависит вхождение ребёнка в новую для него деятельность - учебную, которая отличается от игровой деятельности своею обязательностью, умственным напряжением. Мотивационная готовность включает в себя : внутреннюю мотивацию (т. е. ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать) и внешнюю (потому что у него будет новый портфель, родители купят велосипед). Внутренние и внешние мотивы учения складывают внутреннюю позицию школьника.
Как вы думаете, уважаемые родители, какой ребенок самый счастливый? Который хочет идти в школу потому, что там интересно и он хочет много знать? Или тот, который хочет идти в школу потому, что ему купят новый порфель? А может быть тот, ребенок который по всем этим причинам хочет идти в школу? (ответы родителей)
Вы совершенно правы! Самый счастливый ребенок — это тот, который по всем вышеперечисленным причинам хочет идти в школу.
Тогда противоположный вопрос: кто-же из этих детей самый несчатный? (ответы родителей)
И тут вы опять-же правы. Несчастен тот, который идет в школу только потому, что мама с утра выгнала туда, тот который хочет идти туда только потому, что ему купят портфель, пенал и т. д.
А как вы думаете? Как следует общаться с детьми, которые еще не готовы идти в школу? Стоит-ли требовать от такого ребенка соблюдение правил школьной жизни (например, выполнение домашнего задания, которое уже достаточно часто задают в старших группах детского сада? Если у ребенка нет желения посещать различные «кружки» (например, английский язык, профессиональные спортивные танцы и т. п.) надо-ли его насильно со слезами и истериками тащить туда? (ответы родителей)
Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, если у него не сформировано положительное отношение к школе. Общение должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к
появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Не стоит «нагружать» детей различными «секциями», «кружками» и т. д. Того, что дают вашим ребятам в дошкольном учреждении достаточно для того, чтобы ребенок пошел в общеобразовательную школу.
Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего будущего положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
Подведение итогов:
* по окончании участникам родительского собрания предлагается памятка;
* получение обратной связи через диалог и анкеты;
* прощание.
Памятка для родителей
Уважаемые родители! Ваш ребёнок будет чувствовать себя увереннее в ожидании 1 Сентября и быстрее адаптируется к новым условиям, если Вы:
* как можно правдивее расскажете ему о школе
* сходите на экскурсию или день открытых дверей в школе
* познакомитесь заранее с учителем
* прочтете вместе рассказы о школе
* посмотрите фильм или мультфильм о школе
* расскажите ребенку о своих любимых учителях
* будете поощрять игры с другими детьми
* будете делать так, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому
* будете проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.)
* будьте примером для ребенка : пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения, занятия любимым делом, помощи другим людям
* не теряйте чувство юмора
* чаще играть с ребенком в разные игры
* чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями
* читайте книги по вопросам вопитания детей
Школа это труд. Постарайтесь убедить ребёнка в том, что если ему будет сложно, то вы ему поможете. И не заставляйте его давать вам обещания: «учиться только на пять», «быть послушным учеником», «никогда не разговаривать на уроках» и т. д. Один хороший детский психолог – Джайнотт сказал: «Нельзя детей заставлять давать обещания, Когда ребёнок даёт обещание с чужих слов, он как бы вписывает чек в тот банк, где у него нет счета».
Успехов Вам и вашему малышу!
Анкета обратной связи:
1. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале:
· Актуальность данной темы для вас___
· Доступность информации___
· Возможность применить полученные знания на практике
___
2. Ваши пожелания и предложения:___
___