Бычковская Марина
Консультация «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ты знаешь, что надо любить мир таким какой он есть знаешь конечно, но знай везде есть негатив, но надо его испарять и делать позитив!
Он ее собирал по осколкам, по кусочкам разбитой души,
Клеил долго, скрепляя любовью и на раны накладывал швы.
Он учил ее заново верить, видеть ночью красивые сны,
По утрам с первым лучиком света приносил полевые цветы.
И она вновь поверила в сказку — поднялась, расцвела, ожила.
Вот такие бывают человеческие чудеса.
Эдуард Асадов - Берегите своих детей.
Детство Босоногое
Берегите своих детей, - Их за шалости не ругайте!
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте!
Публикация «Консультация „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились!. .
Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка? -
Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг! - Быть счастливыми поспешите!
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти, -
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети!
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе!
Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться! -
Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться!
И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться, -
Вы на свете счастливей всех, Берегите, пожалуйста, детство!
интеллектуальная готовность к школе. ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе. Что это такое?
Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом проходит отбор детей в специальные школы и что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги. Приходится слышать и жалобы на то, что ребенка по какой-то непонятной причине не взяли в школу или гимназию, хотя он умеет достаточно хорошо и читать и считать.
Чтобы у вас не возникало подобных недоразумений, давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе.
Прежде всего необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?
Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят, неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры, что это еще за внутренняя позиция школьника, о которой твердят психологи. Не менее важным является и другой ваш вопрос — а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте попробуем прежде всего разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а тогда уже вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.
1. Хочет ли ребенок в школу?
Прежде всего мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.
Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все — и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а ранца или учебника — обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками.
Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать.
Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам, однако если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.
Важно также рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника»
Однако правомерен вопрос: «Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность вашей позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?» Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно.
Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2—3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу.
А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.
Я специально подробно остановилась на этой составляющей готовности к школе, так как по многолетним наблюдениям знаю, что, к сожалению, именно на это многие родители мало обращают внимания, считая не очень важным. Но теперь, когда вы, как я надеюсь, поняли необходимость этого, я думаю, вы постараетесь обратить серьезное внимание на формирование у вашего ребенка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.
Давайте разберемся, что же такое ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее — это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение, дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке детей и ваших разочарований при отборе в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное — это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин «ЗНАКОВАЯ ФУНКЦИЯ СОЗНАНИЯ» для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей. А связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы помог представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания», о которой мы с вами только что говорили. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью, но ведь это не должно являться препятствием для запоминания. ИГРАЕМ! Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак (так как ваш рисунок и является знаком данного куска стихотворения) будет вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже не нужна будет «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме. Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи. Таким образом, у вас появится знак, помогающий ребенку выделить главное и второстепенное в данной деятельности и лучше ее организовать. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения, одна из основных 9 операций логического мышления, формируются понятия. Таким образом, как вы видите, немножко терпения и фантазии, и, конечно, внимания, которое вы должны уделить своему ребенку, и интеллектуальная готовность к школе у него тоже сформирована. ПРИМЕР УПРАЖНЕНИЯ: Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова. — Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, который потом напомнит тебе это слово. Постарайся делать рисунки побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напомнили тебе те слова, которые я буду говорить. Для запоминания предлагается 10—12 слов и словосочетаний, например, такие: грузовик; умная кошка; темный лес; день; веселая игра; мороз; капризный ребенок; хорошая погода; сильный человек; наказание; интересная сказка. Если первый же рисунок (к слову «грузовик») ребенок делает очень подробным, большим, то напомните ему: — Не надо делать настоящий рисунок. Надо только, чтобы он напомнил тебе слово. У нас будет еще много других слов, к ним ко всем нужны будут рисунки, оставь для них место. Если все же весь лист окажется занят одним-двумя рисунками, дайте ребенку еще бумаги. Каждое следующее слово (словосочетание) говорите только после того, как сделан рисунок к предыдущему. Если ребенок долго не может оторваться от какого-либо рисунка, спросите: — Ну, как, он тебе уже напомнит слово? Может быть, для этого слова больше ничего не надо рисовать? Если ребенок все же хочет дорисовать, дайте ему такую возможность ". Часто дети говорят: «А я не знаю, как это нарисовать», или: «А я не умею это рисовать» и т. п. Ответ должен быть примерно таким: — Ты не знаешь, как нарисовать наказание? Так ведь тебе и не надо его рисовать. Тебе нужно нарисовать какую-нибудь картинку, которая напомнит про это слово, вот и все. После того как сделаны рисунки ко всем словам, они забираются у ребенка, и ему дают какое-нибудь другое занятие. На вопрос о том, когда же он будет вспоминать слова, отвечают: — Попозже. Сейчас ты их еще не успел забыть. А вот когда немного подзабудешь, я тебе снова покажу твои рисунки, и ты их вспомнишь. Воспроизводить слова дают через час-полтора. Показывая на каждый из сделанных ребенком рисунков по очереди, вы спрашиваете: — Этот рисунок ты делал для какого слова? А этот? Не поправляйте ребенка, если он вспомнил какое-либо слово неверно, а побудите его самого вспомнить точнее: — Нет, тут было не «дети играют», а как? — Игра! — Правильно, игра. А какая игра? Описанная методика позволяет проверить не только уровень развития опосредованной памяти, но и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. Ее разработал один из крупнейших советских психологов А. Р. Лурия около пятидесяти лет назад. Из книги: Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе. - М. : Знание, 1994.