Наталья Южакова
Консультация «Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография. Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Другими словами, пиктограмма- символическое изображение, заменяющее слово. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.
Публикация «Консультация „Как общаться детям с тяжелыми множественными нарушениями развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором — принцип «идеограммы» — пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения — запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важнейших принципах функционирования мышления человека. О необходимости пиктографии говорил в 1935 г. Л. С. Выготский. Ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания с помощью выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически с помощью средств — орудий труда, знаков — символов. Высшим и универсальным орудием, модифицирующим психические функции, является слово. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям.
Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была указана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Кардинально систему общения безречевых людей разработали Лори Фрост и Энди Бонди. Работать по ней можно не только педагогам, но и родителям в домашних условиях.
Пиктограммы –невербальные средства общения, к таким относятся жесты, мимика, телодвижения, покраснения кожи. Учёными доказано, что две трети поступающей нам информации при личном разговоре с собеседником передаётся именно невербальным путём, значительную часть информации человек передаёт жестами, мимикой. К примеру, прикосновение к уху, почёсывание уха является «облегчённым» вариантом затыкания ушей, и, означает, что человек не хочет слушать своего собеседника. Подпирание ладонью подбородка, человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно или неинтересно, и он борется со своим желанием уснуть. Поглаживание подбородка - этот жест говорит о том, что собеседник находится на стадии размышления и рассматривает возможные для себя варианты.
Первоначально система пиктограмм охватывала 60 символов - пиктограмм с напечатанными над рисунками значениями слов.
Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особенно изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны постоянно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами являются «Я ХОЧУ». И уже на втором плане стоит предъявление требований собеседника к ребенку по принципу «ТЫ ДОЛЖЕН».
Особенно активно используются пиктограммы, которые помещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимо от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики. Если с помощью коммуникативной таблицы или коммуникативной тетради ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением.
С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Используя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии, о том, например, как они провели свои выходные дни или каникулы.
Пиктограммы могут использоваться: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но может в перспективе овладеть звуковой речью, поэтому главное – сохранить эту тягу к общению;
-как средство постоянного общения для ребенка, который не способен заговорить,
- как средство, облегчающее развитие коммуникации, речи, мыслительных функций;
-подготовительный этап к усвоению письма и чтения у учащихся с проблемами в развитии.
Мы можем сделать вывод, что альтернативная коммуникация –это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие речь людям, которые не могут с ее помощью общаться полноценно.
Кому необходимо знать и использовать АК:
дети с алалией,
дети с временной задержкой речевого развития,
дети с синдромом Каннера,
дети с интеллектуальной недостаточностью,
дети с детским церебральным параличом,
дети с нарушением слуха,
дети с комплексными нарушениями развития, с нарушением эмоционально-волевой сферы
Важно помнить: общение важнее простого говорения!
Что позволяют невербальные средства общения? Невербальные средства общения:
снижают зависимость ребенка от взрослого, делают его более самостоятельным
повышают мотивацию к общению
дают возможность участвовать в направленной деятельности наравне с другими детьми, помогают осваивать мир
предоставляют возможность отвечать на заданные вопросы, планировать свою деятельность, выражать свое отношение к происходящему вокруг, изъявлять свои желания;
более успешным делают процесс социализации ребенка в обществе.
Какие принципы использования пиктограмм выделяют:
принцип от более реального к более абстрактному
принцип избыточности символов (жесты, фотографии, текст)
принцип постоянной поддержки и мотивации, интереса к занятиям
принцип функционального использования знаний в коммуникации на практике
Используя пиктограммы на наших занятиях, в рамках лексических тем идет работа по накоплению пиктографического словаря существительных, глаголов, прилагательных, местоимений;
отрабатываются грамматические формы единственного и множественного числа существительных, глаголов в изъявительном наклонении, пространственных предлогов;
формируется навык построения словосочетаний и предложений разной структуры;
формируется диалогическая и монологическая речь с помощью средств поддерживающей коммуникации.
В работе с пиктограммами выделяют три основных этапа:
1) Знакомство с символом и уточнение его значения:
идентификация символа, знакомим и соотносим с реальными предметами или реалистичными изображениями на картинках;
выбор нужной пиктограммы из ряда других (ту, которую назвал взрослый)
выбор такой же пиктограммы среди множества других
конструирование фразы с помощью пиктограмм (показывает пиктограммы в той последовательности, которую назвал взрослый)
-2) алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функциями
-составить из пиктограмм пару (стрелкой соединить пиктограмму существительное и пиктограмму глагол (кукла играть) либо глагол с существительным (кушать можно что, пить что)
-выбрать те пиктограммы, которые относят к одной тематической группе (одежда)
-пятый, третий лишний
- найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелками (уши-слушать, глаза-смотреть)
-найти и исправить ошибку во фразе.
3. Закрепление навыка самостоятельных действий или последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:
-составить из пиктограмм фразу, подобрать группу пиктограмм по заданному признаку, составить логические цепочки
Следовательно, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие знак (пиктограмма) –обобщающее понятие-закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами- самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Существуют карточки существительные (голубой, прилагательные (зеленый, глаголы (красного цвета).
Какие игры можно предложить с карточками:
-идентификация символа (кто это)
-дополнение фразы (собака спит, дедушка сидит, грустный мальчик плачет)
- Чудесный мешочек (собери домашних животных)
- покажи, что я назову, найди такую же картинку по альбомам Баряевой Л. Б., покажи правильный набор картинок: где девочка собирает ягоды, назови лишний предмет,
- по альбомам Баряевой Л. Б., покажи одни фрукты или овощи, назови ошибку;
-узнай по описанию;
-покажи предметы, которые находятся на кухне, покажи только то, что бывает зимой
-составь с помощью картинок; фраза по сюжетной картинке
- исправь ошибку
-что сначала, а что потом
- сравнение лимон кислый, яблоко сладкое, дедушка старый, папа молодой (подбери антонимы)
-составление предложений с помощью картинок, заучивание стихотворений (Мы намылим наши ручки раз, два, три, а над ручками, как тучки пузыри)
Где хранить и как общаться с помощью карточек?
Хранить карточки можно в специально созданных коммуникативных альбомах, где есть кармашки для этих картинок и где можно выкладывать предложения для общения с другими людьми.
Пользоваться можно альбомами Ананьевой И. Н., «Говорящие картинки», Баряевой Л. Б., ( альбомы серии: «Я Говорю»)