Департамент труда и социальной защиты
Как не конфликтовать с детьми из-за уроков: советы психолога семейного центра
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-1599653912
«Я сначала поиграю, потом сделаю!», «Мне надо отдохнуть!», «А можно я попозже?»… Такое часто слышат родители в ответ на замечания, что пора бы начать делать уроки. Почему попытка помочь своему чаду вызывает столько сопротивления, и как научиться взаимодействовать, чтобы не приходилось ругаться из-за уроков? Разбираем ситуацию вместе с психологом семейного центра САО Татьяной Пронниковой.
Публикация «Как не конфликтовать с детьми из-за уроков: советы психолога семейного центра» размещена в разделах
С началом учебного года эта тема становится особенно актуальной. В семейный центр обращаются родители, которые жалуются, что не могут заставить ребенка сесть за уроки.
«Он находит тысячу причин, лишь бы отложить уроки в долгий ящик!» - жалуется одна из мам.
Что же действительно может помочь в подобной ситуации?
Налаживаем контакт
Важно убедиться в том, что между вами и вашим ребенком есть взаимопонимание. Контакт необходим для конструктивного общения и возможности договориться. Отнеситесь к ребенку как к личности, обратите внимание на те потребности, которые у него есть. Зачастую за желанием посидеть за компьютерными играми скрывается неудачный опыт взаимодействия со сверстниками, а откладывание на потом – симптом переутомления. В этом вопросе важно не переусердствовать, но обязательно найти истинную причину.
Формулируем цель, представляем результат
В этой части вашей совместной работы необходимо учитывать возраст школьника и его/ее личностные особенности. Самое главное – объяснить ребенку цель его учебы. Зачем ему это нужно, что он получит/получает благодаря этому. Лучше, чтобы цель была сформулирована совместно, и это было не только ваше желание, но и стремление ребенка. Вы можете представить цель визуально, описать, дать ей название.
Расставляем границы, разделяем ответственность
Далее вы совместно разбираете вопрос о разделении ответственности в способе достижения цели. Ваше участие в этом помогающее. Например, вы готовы покупать необходимые книги, канцелярские принадлежности, нанимать репетитора, если это необходимо. Ответственность ребенка может состоять в его подготовке к урокам, планировании своего времени, отслеживании домашних заданий и так далее. Вы можете проговорить с ним возможность вашего контроля. Часто именно неусыпный контроль приводит к сопротивлению. Это может быть ежедневная проверка заданий – тогда вы можете определить конкретное время и спрашивать готовность выполнения не ранее назначенного срока, возможно, вы будете проверять результаты по итогам в электронном дневнике. Эту часть вам стоит обсудить подробно и остановиться на таком варианте, который устроит вас обоих.
Устанавливаем правила, прописываем ответственность
После подробного обсуждения и разделения ответственности полезно прописать все договоренности в виде правил. Они должны быть четко сформулированными, конкретными. И самое важное! За невыполнение каждого правила должна следовать ответственность для формирования причинно-следственной связи между поступками и получаемым результатом. Тут сделаю небольшое отступление для родителей….
Если вы прописываете некую ответственность, а потом «жалеете» своего ребенка это играет отрицательную роль в воспитании его самостоятельности.
Где могут помочь?
Ваши нервы на пределе и вы чувствуете, что конфликт в семье неизбежен, не знаете на каком языке говорить с ребенком? Сотрудники столичных семейных центров всегда готовы оказать комплексную помощь. Достаточно выбрать ближайший центр на карте или оставить обращение на портале «Мой семейный центр». Профессиональная помощь рядом!