Наталья
Как я использую элементы ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Как я использую элементы ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с ОНР
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Поэтому наряду с логопедическими приемами в коррекционной работе необходимо использовать такие, которые воздействуют на психические функции детского организма. В своей коррекционной работе я использую элементы ТРИЗа (теории решения исследовательских задач).
Публикация «Как я использую элементы ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
Все началось с того, что когда-то давно ко мне случайно попала книга Светланы Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений». Это было так необычно и увлекательно, что я заинтересовалась и стала изучать литературу по ТРИЗу. Привлекательность этой теории в том, что дошкольный возраст является уникальным, а дети непосредственны и замечают то, на что мы, взрослые, давно не обращаем внимание. Также специфика дошкольного возраста заключается в том, что внимание ребенка направлено на то, что ему интересно, а суть теории решения исследовательских задач как раз в том и состоит, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений. Также очень важно то, что все мы знаем - у детей с ОНР несколько снижена познавательная активность, что, в свою очередь, влияет на языковую функцию. Поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному. И, на мой взгляд – адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология очень помогает решать задачи развития речи через систему творческих заданий.
В своей работе я использую такие игры и упражнения на развитие творческого воображения:
«Воссоздай предмет на основе отдельной его части».
«Узнай и опиши предмет по его силуэтному изображению»
«Узнай различные знакомые предметы в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули, рисунки с недостающими элементами»
«Воссоздай образ предмета на основе схематических изображений»
Дети с удовольствием выполняют предложенные задания, выдвигают порой самые неожиданные версии. Немаловажно и то, что в процессе рисования совершенствуется тонкая моторика рук.
С недавнего времени стала использовать в работе игру «Сказки от «живых капель и клякс» - дети сами делают кляксы и произвольные пятна кисточкой и красками, затем придумывают образ, предмет или фигуру, на что они похожи.
Также использую в работе словесные игры. Например, такие как «Хорошо – плохо», «Да-нетки», «Польза – вред», «Черное – белое», «Что общего?», «Что может быть?» и т. д. В этих играх дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы. Например игра «Хорошо – плохо». Дождь – для кого (чего) хорошо? Для кого (чего) плохо? И т. д.
Один из моих любимых методов – это метод фокальных объектов- его возможности для детей с ОНР заключаются в том, что активизируется и пополняется словарь, ведется работа над словами признаками (например согласуются прилагательные с существительными в роде и числе, уточняется семантическое значение слов, отрабатываются сложноподчиненные предложения ( при ответе на вопрос: когда? В каком случае это бывает?, то есть ведется непосредственная работа над формирование лексико – грамматического компонента речи детей. И применять его можно на любом занятии по формированию связной речи, используя лексический материал, согласно тематическому циклу.
Метод мозгового штурма тоже сам по себе очень интересен, поскольку является средством формирования диалогической речи, но он доступен детям логопедической группы только при достаточно сформированных лексико – грамматических навыках и словарным запасом – примерно к окончанию обучения. Дети подготовительной группы во второй половине учебного года с удовольствием играют в игры: «Как помочь Золушке раскатать тесто, если под рукой ничего нет?», «Как помочь зайчику достать морковку, если рядом притаилась лиса?» и т. д.
Дети очень любят игры, такие как «Волшебные очки», «Под каким пальчиком живет фигурка?», «Подбери по форме», «Волшебные карандаши», «Переложи одну палочку», «Волшебный квадрат» и многие-многие другие, которые не только развивают мышление, память, внимание, умение сопоставлять, творческое воображение, а и помогает формировать и закреплять сформированные сенсорные эталоны, знания о геометрических фигурах.
Для профилактики нарушений письменной речи многие авторы в своих разработках широко используют картинки с наложенными контурными изображениями, которые также являются элементом ТРИЗ и очень любимы детьми. Я создала картотеку из этих изображений, которых также много в различных развивающих журналах для дошколят - и использую в работе, соответственно лексическим темам.
Метод РТВ (метод развития творческого воображения) используется при составлении описательных рассказов, при помощи морфологических таблиц. Этот метод сам по себе очень интересен, но пока не прижился, потому что является сложным для детей. При составлении описательных рассказов мы опираемся на таблицы Т. А. Ткаченко.
Существует множество игр на развитие фонематического восприятия. Такие как «Волшебные очки», «Сказка – калька», «Теремок» и многие другие, но они достаточно сложные для наших детей. Недавно была изготовлена игра «Кольца Луллия», многофункциональная и интересная, которая способствует развитию фонематического восприятия детей, и в силу своей наглядности очень привлекательна для детей.
Дети очень любят отгадывать загадки и играть в игры типа «Договори словечко», «Правильно ли говорит мышонок Валерик?», «Что перепутал Незнайка?» (работа с деформированными предложениями) и многие, многие подобные игры и упражнения, которые я использую в своей работе.
Помимо того, что игровые приемы ТРИЗ - это средство обучения, воспитания и развития детей – самое главное при их применении, что ребенок не утомляется, длительное время активен и заинтересован в игре. Поэтому я считаю целесообразным использовать игры с элементами ТРИЗ при автоматизации поставленных звуков. Такие как: «По кругу», «Предложения по цепочке», «Паровоз», «Необычные загадки», «Что таким бывает?», «Кто что делает?» и др.
И в заключении хочется сказать, что мы живем в динамично развивающемся мире, и ребенку придется научиться в нем не только ориентироваться и реагировать на изменения, но и эффективно решать собственные проблемы. Оптимистично настроенному человеку это сделать всегда легче и проще, более того, он не потеряется в жизненных реалиях. И я согласна с авторами и разработчиками в том, что именно методы ТРИЗ закладывают и формируют успешность и оптимистичный настрой в ребенке. Можно много писать о ТРИЗе, но попробовав однажды работать по этой методике, уже трудно представить себе профессиональную деятельность без нее.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
И. Н. Мурашковская. сборник «Педагогика + ТРИЗ» №3, 1997, Гомель
Б. Шевченко. Развитие творческого воображения. Методическое руководство. Фрунзенский политехнический институт. 1987 г.