Светлана Головачева
Проект «Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА
Утверждаю
главный врач
Сахоблспецдом ребенка
Старостина М. М.
ПРОЕКТ
Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии
Составила:
учитель-дефектолог
Сахоблспецдом ребенка
Головачева С. Г.
Южно-Сахалинск
2017
Публикация «Проект „Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА
ПРОЕКТ
Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения и развитии
Тип проекта : долгосрочный
Цель: коррекция и профилактика проблем в эмоционально-волевой сфере,
компенсация негативных особенностей личности,
развитие воображения и творческих способностей детей
развитие тактильных ощущений,
создание ситуации успеха.
Актуальность проекта.
В последнее время вырос интерес специалистов-педагогов к организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Игра с песком-это естественная и доступная форма деятельности для ребенка. Ведь еще Д. Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей-куча песка!
Значение игры с песком трудно переоценить. Во-первых, развивается тактильная чувствительность, как основа ручного интеллекта. Во-вторых, развиваются познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление. Развивается речь и моторика. В- третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность и коммуникативные навыки ребенка. В-четвертых, усиливается желание ребенка работать самостоятельно и, конечно, благодаря этим занятиям стабилизируется эмоциональное состояние ребенка.
Практическое применение проекта : для воспитателей и учителей-дефектологов.
Участники проекта : учитель-дефектолог, дети, воспитатели.
Материально-технические ресурсы для выполнения проекта :
1. Ящик с песком
2. Педагогическая песочница
3. Кинетический песок
4. Набор игрушек и миниатюрных предметов
5. Камешки
6. Музыка (флеш-накопитель)
7. Вода, воронка
Методы и формы работы с песком, используемые в ходе реализации проекта :
1. Наглядные
2. Словесные
3. Практические
4. Развивающие игры и упражнения
5. Самостоятельная игровая деятельность детей
Принципы работы с детьми :
-системность
-наглядность
-доступность
-развивающий и воспитательный характер учебного материала
-учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и его физические возможности.
Этапы реализации проекта :
1. Предварительная работа
1.1 Изучение материала по теме
1.2 Подготовка дидактического материала для организации предметно-развивающей среды
1.3 Создание экологического уголка «Песок, вода, камешки»
1.4 Составление плана работы.
2. Основная работа. Программа мероприятий по реализации проекта.
ДАТА ТЕМА ВИДЫ РАБОТ
Сентябрь
Свойства и виды песка
Цель: пробудить интерес к
этому материалу и желание с ним играть
-Беседа
-Сравнение
-Наблюдение
-Практическая деятельность
Октябрь Пересыпание» «Просеивание» Цель: развитие глазомера, учить соотносить количество песка и размер емкости, учить пользоваться ворон- кой, закреплять знания по сенсорике (много-мало тяжелый-легкий, развитие тактильных ощущений «Практические упражнения. Заучивание стишка.
Вы любите, ребята, пересыпать песок?
В руках у вас лопата, ведерко и песок. Как нитка золотая у вас из кулака бежит струя густая
прохладного песка,
С. Маршак
Ноябрь Аппликация
Цель:
1. развитие творческих способностей ребенка
2. закрепление работы с клеем
3 воспитание аккуратности
4. обогащение тактильного опыта Практическая деятельность
Пальчиковая гимнастика.
Темы аппликаций
«Морковка для зайчика»
«Яблоко для ежика»
Грибочки для белочки»
Индивидуальная деятельность с детьми.
Декабрь Упражнение «Дорожки»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий о величине, закрепление понятий глубокий - мелкий
быстро - медленно
высоко - низко.
Упражнение «Ямки»
Игра «Сеем семена»
Игровая деятельность детей.
Рисование пальчиком дорожки.
Заучивание стихотворения:
«Большие ноги идут по дороге топ-топ-топ
Маленькие ножки бегут по дорожке топ-топ-топ-топ.»
Рисование пальчиком змейки на песке
Январь Упражнение на дыхание с использованием соломки «Мельница»
Цель: выработка дыхательной струи, развитие речи.
Пересыпание песка в разные емкости: миска, блюдце, бутылка
Цель: развитие глазомера и сравнение.
Дыхательная гимнастика. Заучивание стихотворения:
«Дуйте, дуйте, ветры в поле, чтобы мельницы мололи, чтобы завтра из муки испекли мы пироги»
Февраль Упражнение «Горка»
Цель: учить сравнивать, развитие глазомера.
Упражнение «Строим башни»
Цель: учить сравнивать, развитие глазомера.
Практическая работа с кинетическим песком.
Игра с маленьким теннисным мячом, шариком «Катаем мяч с горки»
Март Упражнение «Прятки» Цель: развитие тактильных ощущений, развитие положительных эмоций. Игровая деятельность детей
Беседа
Ответы на вопросы
Мимические этюды
Апрель Упражнение «Следы на песке»
Цель: знакомство со свойствами мокрого песка
(тяжелый, липкий, сырой, обогащение тактильных ощущений, развитие фантазии, развитие речи, закрепление приема «оттиска» Игровая деятельность детей
Использование формочек, миниатюрных фигурок
Беседа
Заучивание стихотворения
«В ладоши наши посмотри-
Мудрее стали ведь они. Спасибо, милый наш песок, ты всем нам поумнеть помог»
Игра «Поварята»
Май Упражнение «Лепка куличей, тортиков»
Цель; закрепление умения работать с влажным песком, учить работать аккуратно, развитие речи, развитие положительных эмоций.
Упражнение на внимание
«Угадай, что спрятано»
Цель: развитие зрительно памяти и тактильных ощущений
Упражнение «Отыщи игрушку»
Цель: развитие умения наощупь найти заданную игрушку Практическая работа
Слушание стихотворений, заучивание (для говорящих детей)
«В руки мы берем совочек, сыплем желтенький песочек, помогай мне, не ленись! Наш куличек, получись!
С. Чертков
«Мы не в жаркой печи испекли калачи. Нам нужна не мука- только горстка песка. с
Сыпь в ведерко песок, да прихлопни разок. Хороши куличи, хоть и не из печи. Так и просит роток: «Отломи мне кусок».
Е. Стеквашина
Игра «Точка, точка, запятая»
Июнь, июль, август
(оздоровительный период) Игры в уличной песочнице
Цель: закрепление полученных знаний и умений
Закрепление разученных игр
Праздник «Песочная фея»
Фото-стенд «Играем в песок» Самостоятельная деятельность детей
Беседы
Наблюдение за детьми
3. Заключение
Предполагаемый результат:
- стабилизация эмоционально-волевой сферы (ослабление чувства тревожности, опаски)
- выработка уверенности в себе
- развитие тактильных ощущений
- развитие мелкой моторики и глазомера
- развитие речи и обогащение активного и пассивного словаря
- развитие положительных отношений к сверстникам, умение играть с другими детьми
- развитие желания играть с песком как индивидуально, так и с другими детьми
Проведение мониторинга по исполнению задач проекта.
МАНИПУЛЯЦИЯ С ПЕСОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
дата ФИО, возраст ладошки ямки горка конструирование рисование прятанье и отыскивание предмета узнавание на ощупь предмета аппликация и песка лепка куличей
Условные обозначения:
+ хорошо
х справляется не со всеми заданиями
- не справляется
Литература.
1. Рыжова Н. Игры с песком и водой. // Обруч, 1977
2. Акимова Ю. А. Знакомство дошкольников с окружающим миром. М., Творческий Центр Сфера, 2007
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии., СПб, Речь, 2010
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми, - СПб., -2006
5. Технология игры в песок. СПб., 2006
6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры, СПб., 2002
7. Сакович Н. А. Технология игры в песок., СПб., 2006