Елена Шестакова
Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике
Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.
Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность логопедической работы в целом.
Публикация «Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы : логопедический массаж, Су-Джок – японская технология пальцевого массажа, фитотерапия, ароматерапия, пескотерапия (sand-play, крупотерапия, имаготерапия, сказкотерапия и другие.
Мы убеждаемся в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учё ными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Сорока-белобока», “Ладушки-ладушки” и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!
Для выявления скрытых способностей ребёнка и расширения границ возможностей его мозга в коррекционной педагогике широко применяются кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определё нные условия:
1. занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
4. упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.
Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять упражнения из следующих групп:
- упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук,
- координации движений,
- графических навыков и пространственной ориентации;
- упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;
- дыхательно – координационные упражнения;
- упражнения для профилактики нарушения зрения;
- упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
Не только многочисленные научные исследования, но и опыт педагогов, воспитателей специальных организаций образования области показывает, что применение нетрадиционных методов в современной педагогической науке является самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений у детей.
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.
Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции их развития
Оптимизация коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи таким детям для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Среди них:
изотерапия – лечение посредством изобразительной деятельности;
иппотерапия – терапия через общение с животными, в частности с лошадьми;
музыкотерапия – терапия через музыку, куда входят музыкопсихотерапия, музыкосамототерапия, кинезитерапия;
имаготерапия – терапия через образ, куда входят такие виды как куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама;
либропсихотерапия или лечебное чтение;
библеотерапия – терапия через книгу.
В последнее время, заметно увеличилось количество детей с различными тяжелыми речевыми нарушениями. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, всё чаще можно встретить детей, у которых отсутствуют или искажены 10 и более звуков. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и нарушения слоговой структуры, то есть ребёнок не может без ошибки воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п. Часто наблюдается и нарушения усвоения грамматического строя языка общения.
Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является логопедический массаж
Массаж в логопедической коррекции — часть комплексной работы. Этот метод особенно эффективен при тяжёлых расстройствах речи — алалиях, дизартриях, заикании, ДЦП и др.
Не только действенным, но и древним — массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. С самых древних времён массаж являлся частью врачебного искусства, а в наши дни широко используется в педагогической практике.
По словам профессора Б. Р. Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4—5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и дома с родителями. К массажу нет привыкания, но всегда есть польза (результат).
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.
Применение самомассажа ложками в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает его эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте, а так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Одна из новых методик апробированных мною на занятиях это логопедический массаж ложками, который имеет ряд преимуществ.
1. Он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж;
2. Движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу.
3. Очень важно, ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть.
4. Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа.
5. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца.
6. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.
7. Массаж ложками легко могут освоить заинтересованные родители и
применять в домашних условиях.
8. Ложечный самомассаж развивает мелкую моторику у ребёнка, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.
9. Детки, делая самомассаж ложками, легко усваивают названия частей лица, речевого аппарата, счет.
10. Замечено если ребенок правильно взял ложку, в будущем он правильно возьмет ручку, и без труда освоит навыки письма.
Массаж ложками я провожу как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.
Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
Ложки я использую разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Для детей дошкольного возраста используем кофейные ложки. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.
Если у ребёнка отмечается повышенный выраженный рвотный рефлекс, я временно исключаю для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимаемся этой проблемой: массируем язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень эффективна беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры. Дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом, например посещения врача педиатра, стоматолога и также постановочные или массажные зондовые манипуляции в ротовой полости.
Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, ставлю перед ним стакан с холодной водой и он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц использую стакан с тёплой водой, и ребёнок макает свои ложки в него.
Для массажа сразу берем 1 ложку, пока ребенок привыкает, затем постепенно вводим 2 ложку. Через несколько занятий мы работаем 2 ложками. Период привыкания проходит относительно быстро.
Занимаясь с ребенком, сразу делаю сама (логопед) массаж ложками, а потом вместе учимся самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома.
Дети обучаются приемам самомассажа ложками под моим руководством. Обучая детей самомассажу ложками, я показываю каждый прием на себе и комментирую его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они становятся более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.
Форма проведения занятий у нас как индивидуальная, так и подгрупповая (2-4 человека). Самомассаж я включаю в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Используя данную методику на практике я пришла к выводу, что массаж ложками оказывает эффективное влияние в профилактике и коррекции речевых нарушений и дает следующие положительные результаты:
1. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.
2. Формирует правильный уклад органов артикуляционного аппарата.
3. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка.
4. Развиваются навыки мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях.
5. Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти соотнесение движений с текстом стихотворений.
6. Оказывает огромное воздействие на поставку и автоматизацию звуков, а также усвоению и употреблению звука в самостоятельной речи детей.
«Нетрадиционные технологии в работе с детьми с нарушением интеллекта»
Известно что, нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Использование нетрадиционных методов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что их применение направлено на включение в работу всех анализаторных систем, позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции.
Проведение уроков с использованием нестандартных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Хочу отметить, что эмоциональный настрой на таких уроках совсем иной, нежели при использовании традиционных технологий.
Поэтому я в своей работе стараюсь использовать нетрадиционные технологии, многие из которых по сути являются здоровьесберегающими.
Поскольку для школьников с нарушением интеллекта на начальном этапе обучения ведущей деятельностью является игровая, ни один урок не обходится без игровых технологий, предусматривающих включение в содержание урока дидактических игр, ролевых, информационно-коммуникационных, развивающих, творческих и др., признанных инновационными технологиями. Они свободно вписываются в программу коррекционного воспитания и развития школьников, обеспечивают развитие и личностную ориентацию.
Кроме того, серьезный труд детей на уроке становится занимательным и продуктивным. Дидактическая составляющая технологий позволяет расширять кругозор, развивать трудовые, художественные навыки; воспитательная составляющая - воспитывать коллективизм, сотрудничество; развивающая – развивать память, внимание, речь, эмоции и др. ; социальная – приобщать к нормам и ценностям общества.
Большой потенциал заложен в развивающих творческих технологиях, которые включают сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные игры. Последние, предполагающие использование различных материалов: бумаги, картона, проволоки, различных деревянных и пластмассовых конструкторов, пластиковых материалов, ниток, металлических скрепок, прищепок, природного и бросового материала и др. способствуют развитию познавательной деятельности, речи, кругозора, фантазии, творческих способностей, положительных эмоций от результатов деятельности, а также конструктивных умений и коммуникативных навыков, полезных привычек. Вот почему конструирование включено даже как один из разделов в программу трудового обучения, начиная с начальной школы.
Конструктивные игры в специальной (коррекционной) школе используются на разных уроках с большим эффектом. Так, например, на уроках счета, письма, чтения, развития речи, мир вокруг, предметно-практической деятельности, во внеклассной деятельности при изучении и закреплении материала педагоги применяют конструктивные игры с таким доступным материалом, как бельевые прищепки, которые для детей становятся интересными и познавательными игрушками. Отличающиеся по цвету, величине, материалу, они полезны для развития мелкой моторики рук, чаще всего несформированной у детей с проблемами в психомоторном развитии, помогают научиться различать цвета, величину, полезны для развития первоначальных математических представлений. В определенной степени использование прищепок для счета является аналогом абака, то есть счетного прибора, который использовался в древности для определения количества, сравнения двух групп множеств по количеству и т. п.
При использовании игр с прищепками не всегда у ребенка получается овладеть прищепкой, как инструментом. Нужно сначала показать учащимся, как правильно взять ее в руки, как прикреплять к листу бумаги, фигуре и т. д. Для этого можно обыграть прищепку, превратив ее, например, в собачку, которая лает. Таким образом, начав владеть прищепкой, учащийся с удовольствием будет играть в предложенные вами игры.
Игры с прищепками можно использовать на разных уроках и во внеурочное время как в индивидуальной, так и групповой форме.
На уроке счет при выполнении задания «Сосчитай и поставь цифру», необходимо прикрепить прищепку с той цифрой, сколько кружков на круге. Эта игра для закрепления цифр в пределах 10. Начинать игру нужно с одного отдельно взятого сектора, постепенно добавляя по одному в соответствии с изучением цифр.
На уроках письма, чтения, развития речи для закрепления букв можно предложить учащимся игры: «Буква потерялась», «Найди по форме», «Зашифрованная буква», «Большая и маленькая буква».
Нужно прищепками одного цвета с этой буквой найти буквы. Школьникам очень интересно, а тем самым идет и закрепление букв, и диагностика полученных знаний.
На уроках мир вокруг при изучении тем: «Животные», «Времена года» и т. д. можно провести с детьми игру «Собери картинку». Для этого, предложить учащимся заготовки (ежик, ствол дерева, круг желтого цвета, зеленый треугольник и т. д.) и с помощью прищепок добавить недостающий элемент, н-р сделать из круга - солнце, из зеленого треугольника – елку, ежику - иголки и т. д. В результате получается целый сюжет. Сюжеты для игр с прищепками могут быть самыми разнообразными, н-р: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. выполнены из прищепок, «На полянке» (травка, солнце, бабочки разного цвета, тучка и т. д.) В конце этой деятельности можно придумать сказку, обыграть ее.
Следующая игра с прищепками - «Чей хвост». Сначала нужно соотнести туловище и хвостик животного и прикрепить прищепку с хвостиком.
При изучении темы «Одежда» школьникам нравится играть в игру «Развесь одежду». Детям нужно разложить одежду по видам: головные уборы, зимняя и летняя одежда и развесить ее на веревку, прикрепив прищепкой. Для тех учащихся, которые еще не овладели чтением, нужно повесить для образца один вид одежды.
Предлагаю следующую игру для детей младшего возраста «Кто что ест?». Ребенку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг к тому виду пищи, которое ест это животное. С обратной стороны написаны названия этих животных. Читающие дети могут прочитать слово на секторе круга и найти соответствующее животное.
При изучении профессий на классных часах играю с детьми в игру «Профессии». Условие этой игры – соединить человека определенной профессии с инструментом, который необходим ему в работе.
Игра «Пушистые комочки» направлена на соотнесение цвета прищепки и помпона, развитие мелкой моторики, координации движений рук, пространственной ориентировки. Цель игры: подобрать прищепку по цвету помпона и захватить его прищепкой.
Прищепки являются подручным средством для создания пальчикового театра. На прищепки наклеивают изображения героев различных сказок, и дети крепят их на указательный палец руки. Далее проигрывается сказка у доски с использованием декораций или за ширмой.
Игры с прищепками широко используются педагогами и во внеурочное время.
Таким образом, работа с ребенком при нетрадиционной коррекции становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и увлекательной. Занятия становятся более интересными и разнообразными. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Благодаря использованию игр с прищепками дети с ограниченными возможностями намного легче и быстрее достигают следующих результатов:
- дети усваивают понятия формы, цвета, величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируется внимание и память;
- дети раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развиваются воображение и творческие способности;
- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющие детям планировать свои действия.
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся.
Таким образом, применение нестандартных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.